Случай с Даргомыжским. Подводные камни родословных

Смбат Багратуни
орф

   Случай с Даргомыжским. Подводные камни в исследовании родословных.

   
   Его родословная по женской линии от крещёных и обрусевших евреев Веселовских.

   1. Яков Веселовский (17-18 века). Основатель рода.
   2. Сын 1. Павел Яковлевич Веселовский (?-1715). Жены: (1-я) Мария Николаевна Аршеневская (17-18 в). (2-я) Марфа Алексеевна N.
   3. Дочь 2. Неясно от какой жены. Прасковья Павловна Веселовская (?- ?). Муж князь Иван Борисович Козловский (1694-1762).
   4. Сын 3. Князь Пётр Иванович Козловский (1728-1778).
   5. Сын 4. Князь Борис Петрович Козловский (1754-1809).
   6. Дочь 5. Княжна Мария Борисовна Козловская (1788-1851). Муж Сергей Николаевич Даргомыжский (1789-1864).
   7. Сын 6. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ.
   Н. П. Чулков, "Русское дворянство еврейского происхождения", Вестник архивиста, №4/5, 2002, стр. 299-300; http://baza.vgdru.com/1/41154/30.htm

   В некоторых публикациях Веселовская указана как третья и бездетная, подобно первой жене, супруга князя Ивана Козловского. второй женой и матерью его детей называется Екатерина Лазарева, бывшая в первом браке за Ермоловым. На самом деле Ермолова (Лазарева) не могла быть второй женой и матерью детей князя Козловского, родившихся в 1720-х-1730-х годах, уже потому, что она хоронила его. Согласно Руммелю и Голубцову она упоминается как жена князя Козловского в год его смерти в 1762. Не могла быть матерью детей Козловского его первая жена Марфа Дмитриевна Потёмкина умершая до их рождения.

   Московские акты ноября 1749 года содержат запись сообщающe о Прасковье Веселовской, жене князя Ивана Козловского. Она  вместе со своей сестрой Пелагеей, в замужестве Дурново, продала недвижимость в Москве, которой они владели вместе.

   Из этих источников  ясно, что Прасковья Веселовская была второй женой и матерью детей князя Козловского, но в некоторой  генеалогической литературе пошло гулять некритично переписываемое  из одного издания в другое  утверждение  о том, что второй женой  князя Козловского и матерью его детей была Лазарева (Ермолова). Парадоксально, ео авторы сообщающие эту версию выдвигают её на основе упоминания   
Лазаревой в связи со смертью кеязя Козловского.

   Подобные ошибки встречаются, в генеалогической литературе в случаях когда вдовы называются единственными  или более ранними жёнами похороненных ими мужей. Эти неточности приводят к забвению предыдущих жён. Поразительно, но авторы, совершившие ошибку с жёнами князя Ивана Козловского, вслед за тем совершили вторую ошибку такого же рода с его потомком княжной Марией Николаевной Козловской. В сообщениях о ней они пишут лишь об одном её браке, она была женой "полковника Колемина". На самом деле полковник Иван Колемин был её вторым мужем, от которого у неё не было детей. Замуж за него она вышла, овдовев после первого брака. Её первым мужем был полковник Иван Колошин, фигура достаточно  известная в русской истории благодаря своим сыновьям от  княжны Козловской декабристам Павлу и Петру Колошинам.

   ИСТОЧНИКИ.

   Москва. Актовые книги XVIII cтолетия. Москва, 1897. Том 7, стр.  289. 
   Д. Серов. Администрация Петра I. 1-е издание Мосва. 2007, 2-е изд., испр. и доп. Москва. 2008. 
   Руммель, Голубцов. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Том 2, стр. 863.
   Примеры кочующей из публикации в публикацию неверной информации о жене-матери детей князя Козловского.Эти публикации называют лишь одну жену князя  Козловского Лазареву.
  "История русских родов", http://www.russianfamily.ru/k/kozlovskii.html, француз Жак Ферран, http://www.angelfire.com/realm/gotha/gotha/kozlovsky.html В обеих публикациях так же кочует другая грубая ошибка о "полковнике Колемине".
Ikonnikov. NdR, Deuxieme. Том Н.1. Paris 1959, стр. 389, 393.
   "История русских родов"