Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 6

Василий Азоронок
(Продолжение)

ЦЕРКОВНЫЙ АЛЬЯНС

До этого область находилась в подчинении духовной знати. Отмечались целые волости в руках религиозных владык, «деревни оброчные» поставляли сельскую продукцию в церковные обители, принося немалые доходы своим властителям.

Но человек труда – крестьянин был обогащен духом единения, совместного братства и носил незапятнанную денежным эквивалентом белую одежду. Жизнь ассоциировалась с белыми озерными лилиями или белыми головками акаций и ландышей, что отражалось в географических названиях. Да и церковь Николая Чудотворца символизировала непорочность обустроенного места.

Капиталистическая выгода тянула переустройство. Традиционное восприятие белого как источника чистоты и благолепия заменялось стремлением к наживе, обогащению, конкуренции. Нарождавшийся класс панов и шляхты, многочисленных собственников нес совершенно иной дух, который вступал в противоречие с православными взглядами.

Непросто было изменить укоренившиеся традиции. Попытка в 1439 году совместить два христианских начала – православное и католическое – не удалась. Доминирующим стало католическое крыло, особенно проявившееся после Люблинской унии. Виленская знать стремилась в первую очередь овладеть душами крестьян, чтобы продвигать частнособственнические интересы. Постепенно названия с оттенком «белый» исчезали, а край заселялся новыми людьми. «Литовский город» тому подтверждение. Соглашение об объединении двух церквей позволило «застолбиться» католическому приходу.

«Волость Лепль преж того была бискупа виленского да князя Степана Избарского…», - с сожалением констатировали ходоки Ивана Грозного, политика которого заключалась в противостоянии настырному проникновению западного духа, экспансии Священной Римской империи.

(Продолжение следует).

На снимке: переход, внизу плескалась древняя Береща (сейчас высохшая), за которой начиналась "волость Лепль" Полоцкого повета.
14.06/18