Счастье учить студентов и дружить с ними

Доба Каминская
Я очень любила свою преподавательскую деятельность в должности доцента кафедры.
Начала я ее в относительно ещё молодом возрасте- в 34 года, а многие из студентов пришли в институт после службы в армии и дополнительного года обучения на подготовительных курсах- поэтому я не чувствовала себя человеком другого поколения по отношению к студентам.
С самого начала у меня легко установились доверительные, дружеские отношения со студенческой аудиторией. Численность ее была велика: 100- 200 студентов. И мне удавалось добиться того, чтобы эта многолюдная аудитория была управляемой: чтобы студенты внимательно слушали лекцию и и расслаблялись только тогда, когда я сама этого хотела. Высшим показателем моих взаимоотношений со студентами может служить пример такой ситуации: когда какой- нибудь мальчишка начинал своим поведением, делая что- то не то, отвлекать мое внимание, на него как коршуны набрасывались другие студенты: «Не мешай Доре Абрамовне читать лекцию».
Студенты дневного отделения  получали очень маленькую стипендию и нуждались в дополнительном заработке. Поэтому я постоянно занималась их трудоустройством. Многие студенты вечернего и заочного отделения  занимали руководящие дожности и по моей просьбе оформояли студентов дневного отделения на работу на половину ставки.
Вторым хорошим местом трудоустройства студентов была работа ночного сторожа в детских садиках. Там можно было всю ночь спокойно спать и, кроме того, ещё и подкормиться . Но иногда возникали и осечки, запомнился такой случай: Я однажды обратилась с просьбой к директору одного из близлежащих детских садиков и она приняла на работу ночным сторожем одного из студентов. Прошло два месяца и этот директор мне звонит и требует, чтобы я к ней пришла. Оказалось, что этот студент проявил себя как безответственный бездельник, неоднократно ее подводил. Запомнилась ее фраза «Никогда в жизни я не возьму больше на работу ни одного студента!».
Последние  пять минут второго часа лекции я обычно читала студентам свои любимые стихи- что помнила, по памяти. А за пять минут можно успеть прочесть много! Нас со студентами это очень сближало, укрепляло наши дружеские и доверительные отношения.
Все годы я шла на работу, как на праздник- я любила читать лекции и общаться со студентами, проявлять заботу о них, оказывать им помощь. Однако на самом последнем этапе работы, когда мой возраст приближался к шестидесяти, я стала постепенно замечать, что мне все труднее и труднее устанавливать доверительные отношения со студентами, без которых я не представляла себе своей преподавательской деятельности. Я уже перестала ощущать в полной мере удовольствие от чтения лекций- когда каждая лекция была для меня праздником..А может быть и само время изменилось, изменились сами студенты?
Помню один случай со студентом заочного факультета. На лекциях передо мною, в первом ряду, сидел довольно пожилой и, как мне казалось, не совсем здоровый человек (запомнились красные прожилки на его лице). Я обратила внимание на то, что он очень тщательно вёл конспект, проявлял заинтересованность, задавал вопросы.
Этот студент снимал жильё у одной из сотрудниц института- лаборантки (жильем институт студентов- заочников не обеспечивал).  И эта лаборантка мне рассказала о том , что каждый раз после моей лекции он ей говорил «Наконец то, на третьем году обучения,я увидел, что значит настоящий лектор и настоящая лекция. Я иду  на лекцию и знаю, что мне будет понятно каждое  слово». Этот эпизод запомнился мне на всю жизнь, он для меня очень важен- оценка уже немолодого и, наверняка, много повидавшего человека.


Автор текста Доба Каминская