77. Белогвардейская по бартеру

Наталья Гончарова 5
Холодный и тёмный вечер зимой.
 Автобус едет  с вокзала в отдалённый Южный микрорайон,  и в салоне полно намёрзшегося в ожидании народу.   Самые  шустрые захватили наиболее тёплые места – уголок возле кабины водителя, сиденья по левой стороне, где проходит печка.
Другим приходится согреваться в тесноте.

На одной из остановок вошёл мужчина, по виду не то рабочий, не то уже начавший бичевать элемент. Люди как-то быстро дичают.

Кондуктор выжидательно смотрит на него, тот не торопится с деньгами, что-то обдумывает.

- Ну и что? Долго мне ждать? Платить   будем? - Голос у кондуктора такой же холодный, как и прорывающийся  в щели дверей ветер.

- Счас- счас… - бормочет вошедший, что-то выискивая в матерчатой сумчонке. Потом вдруг решительно  вынимает полбутылки водки,  протягивает кондуктору, простодушно и заботливо произносит:

- А  может,  выпьешь? Хочешь?
Праздно наблюдавшие грохнули от смеха, так естественен  был этот пассажир в  его неожиданном поступке.
- Ну, нет денег, а вот полбутылки осталось.

Он держал её на весу,  и на этикетке читалась  удивляющая надпись -  «Белогвардейская».
Кондуктор включилась:
- Всего полбутылки? А ты думаешь, хватит полбутылки?
- Вам? Хватит! – Он перевернул зачем-то бутылку, осмотрел и  знающе  кивнул.- Хватит!

- Да я одна не пью.
- ..?..? Я-то уже хорош! Я не могу больше.
- Тогда я с пассажирами.  - Она обвела глазами    салон, где ехали преимущественно мужчины, которые не без интереса наблюдали.
Мужчина тоже оглядел людей   и потряс головой:
- С пассажирами?  Не, на всех не хватит.

- А мы по глотку, согреться, -  подхватил  кто-то.
Мужичок серьёзно:

- Кто по глотку? Нет.  Здесь же такое дело. Я плачу за проезд.  Я ж… там не то, что пить… с кондуктором.  Я вроде как расплачиваюсь.  Чем могу.  Бартер,  то есть, вот,  –  нашел, наконец, он нужное слово, которое часто слышал.

Здоровенная тетка в шубе, занимавшая треть автобуса, передразнила  его:
- Расплачивается… По бартеру… Что ты мелешь? Где ты видел, чтобы кондуктора пили на своём рабочем месте? Их же сразу выгоняют за это.

Мужичок сочувствующе и доброжелательно снова кондуктору:
- Да… Точно… И не выпить тебе. А хочется? Да? По себе знаю – в такой холод – не грех. А может, всё-таки выпьешь?  Согреешься.  Мы никому про это.  Мы ж понимаем все.  Вот ведь работа – и холодно, и темно, и не выпить.  Не  будешь?

Он помялся, хотел спрятать бутылку, но что-то в нём пересилило, и он в два глотка допил свою «Белогвардейскую». Мотнул головой и спрятал пустую бутылку в мешок.
- Вот купил на последние.  Думаю, что за «Белогвардейская»? Что-то не слышал раньше и не пробовал. Забыл на билет оставить.  Думал, ты не откажешься. Ну, выпила бы немного.  А я бы проехал. Но раз нельзя – понимаю – нельзя. Я ж понимаю.


1998 г.