Никольский характер

Марина Белавина -Николашвили
От автора: Причина написания этой миниатюры для меня непонятна – как-то само собой пришло, с чего и не знаю. Всё очень собирательно, не держу в голове кого-то конкретного. Я ведь хорошо знаю эту тему, потому мне не нужны чьи-то конкретные события, переживания и прочее.

Восток Вологодской области – моя родина. Само слово «восток» всегда сопоставляется с «западом», и имеет оттенок чего-то очень другого: запад- плюс, восток – минус. И всё в таком духе. Это встречается сплошь  и  рядом в литературе. Встречалось мне и в источниках по камню: «восточный» камень несколько худшего качества. Но ведь есть понятие «восток- дело тонкое».

Восток Вологодской области – глубинка, до которой до сих пор не ходят поезда, и до сих пор не провели газ. Как и 300 лет назад (год основания Никольска 1780 год!)  восточный городок живет своей жизнью. Видит всё, что происходит в мире, но живет по-своему. Вот я написала слово «жизнь»: жизнь города, жизнь людей. Что отличает восточных вологжан от других? Их характер!

 Несмотря  ни  на что (а жизнь в реалии очень трудная, да еще и погода – летом печи топят!) живут! Главная черта характера – упрямство. Это хорошее слово – самостоятельность (рассчитывать приходится только на себя), сила духа (а как раньше-то жили? ничего, выжили!).

Никольчан отличает несколько иной взгляд на мир – философский: сколько на себе вынесло старшее поколение!

 А  раньше…Разоренные революцией  деревни, раскулаченные деревенские неленивые труженики, мечтавшие жить на своей земле: строили основательные дома, богатые храмы.

Купцы! Может кого-то трясет от этого слова, все мы читали произведения классиков, но часто не совсем понимали мир этого сословия. Они торговали- вывозили продукцию своей местности, а привозили то, в чем был спрос. Я в свое время зачитывалась монографией Бахрушина по экономической истории – купцы Устюга, Устюжны, Вологды, предприимчивые монахи Кирилло-Белозерского монастыря, им он отдавал должное – умели торговать вологжане!

После революции жить стали при новом социальном строе, но опять именно характер помог - женщины работали наравне с мужчинами, или вместо них. Войны…
Я родилась через 20 лет после окончания ВОВ. Мои воспоминания – митинг 9 мая около военкомата, выступление участников, возложение венков. Сколько же моих ровесников пошли в военные училища! Именно патриотизм с детства, с пеленок. Великие военноначальники, тогда еще живые… Я помню, как ездили на экскурсию в Москву и посещали И.С. Конева.

Я не застала на родине 1990 –е годы, но все мы через них прошли. Никольчане потеряли многих, мужчины моего поклонения не все сейчас среди нас. Может это закономерность – женщины живут дольше мужчин…

Дай Бог меньше испытаний, а больше радости и счастья, чтобы люди, живущие в глубинке,  не закаляли свой характер, а просто наслаждались жизнью.

12 июня 2018