Путешествие. Они и мы. Удачные перипетии

Ионесса
Удачные перипетии.

Еще будучи дома, в Севастополе, я задалась вопросом: а можно ли безопасно гулять в Стокгольме ночью? Я задала этот вопрос в интернете. И, на мое счастье, я получила ответ от чудесного доброжелательного человека, помню только, что его зовут Леонид. Он настолько подробно ответил мне не только на мой вопрос, но и практически подсказал, что я могу сделать по прилету в Арланду(аэропорт), чем можно продолжить мое дальнейшее путешествие,самолетом или поездом, что стоит посмотреть в Стокгольме... Светка написала мне, что в аэропорту меня будет встречать друг и заказчик ее мужа Ларса(он был архитектором). Я сразу его узнаю, он будет держать в руках плакат с моим именем. Так мило, подумала, я видела это только в кино!

И вот я на паспортном контроле. И тут началось: я пожалела, что говорю только по-русски. И, все-таки, интуиция подсказала мне, что от меня требовалось доказать, что я действительно еду к подруге, а не собираюсь там искать работу или еще хуже - остаться нелегально в стране. На мое счастье у меня были фотографии Светки, мы вместе там сняты на Фиоленте, в походе еще в юности на черно-белую пленку. И ее последние открытки-письма уже из Швеции.
В общем, в зале ожидания я появилась последней, и там, по-моему,были встречающие уже другой рейс...Меня НИКТО не встречал!!!

Также по наитию обратилась, как я думала,в справочное бюро, говорила, естественно, на родном, долго шел диалог.Я даже не помню, на каком языке со мной говорили. Дежурная, мне помнится, знала несколько языков, кроме нашего... Но ничего, успешно пообщались: мне объяснили (говорили и показывали), что мне нужно пройти на перрон на остановку и сесть на рейсовый автобус. Который идет в город через железнодорожный вокзал, так как я все-таки решила ехать поездом, чтобы посмотреть страну. Июнь - время белых ночей! Получив чек на оплату справки, я очень удивилась указанной сумме, но виду не подала. Позже на перроне, где я ожидала автобус в Стокгольм, разобралась, что это был билет на автобус. И снова тревога: не проехать нужную остановку.

Наверное, я выделялась из толпы: этакая "девушка с гитарой" наперевес в полотняном самодельном чехле, китайской многоэтажной сумкой на колесиках и перегруженной ручной кладью. Я огляделась по сторонам в автобусе и попросила полную даму, которая сидела сзади, чтобы она подсказала мне, где выйти на железнодорожном вокзале. Молодец, она быстро поняла, о чем идет речь и кивнула. Я стала наслаждаться городским пейзажем за окном. Вы посмотрите с какой заботой и любовью высажены вдоль дороги молодые деревца, каждое стоит на распорках в три стороны, никакие ветра им не страшны. Город был современен и прекрасен! Но ничего особенного, почти как у нас дома. Меня легко тронули за плечо-мне выходить. Спасибо! Я пристроилась к ручейку пассажиров автобуса, и он привел меня прямо на вокзал. Я была поражена его роскошью и красотой. Информационно, все грамотно и доступно: табло расписания поездов, буфет, туалет, кассы, справочное бюро.

И тут началось самое главное испытание: мне предстояло купить билет в Лулео. Багаж не сдаю, иду в кассовый зал, окон штук двадцать, подхожу, прошу билет, не дослушав меня, молодой человек показывает мне маленький беленький чек и кивает куда-то в сторону входа. Соображаю, подхожу к терминалу, вижу, что не вижу своего могучего, родного, а остальные, excuse me (это школьная программа, врезалось в память). Так я и хожу между несколькими кассами, а кассовый зал полупустой. И сначала мне кивают на терминал, а потом и вовсе жестом руки показывают куда-то вверх. Может мне уже пора просить помощь от всевышнего? Они, эти кассиры, совсем меня запутали!

Я раскраснелась,разволновалась, глаза на мокром месте. Ничего, кроме I am very hungry (а я не голодна!) в памяти не всплывает... А это 2007 год. У меня Nokia, роуминг не включен, в общем, ж...а. Но не сдаюсь, вытираю слезы, вспоминаю еще одну хорошую фразу на английском и, обвешанная багажом, снова направляюсь в кассу. Зал почти пуст. Я выбираю самое красивое и милое лицо за стеклом, подхожу и, сложив молитвенно руки, произношу: help me please. Молодая,миниатюрная,красивая брюнетка перечисляет:English German Polish...
-Russian,- отвечаю
-.......? - я понимаю, она говорит, что не знает русского языка.
- help me please only Russian, - я смотрю на ее милое лицо и знаю, что она мне поможет.

Девушка начинает крутить головой по сторонам, и я понимаю, что моя прекрасная брюнетка спрашивает своих коллег: кто знает русский? Никто не знает. Она разводит мне руками, мол ничего не могу поделать... В отчаяньи, я снова со своим хелп ми и все тут! Я вижу, как за стеклом в кассовый зал с той стороны входят сотрудники, и она всех опрашивает: русский знаете ? И вновь разводит руками... Но я интуитивно чувствую, что диалог между нами уже идет, и все будет хорошо. Руки молитвенно сложены (раньше я никогда так не делала, ведь мы -православные молимся совсем по-другому). Кажется, мои просьбы, получают отклик!

И тут она говорит мне: moment. Я начинаю отлично ориентироваться в языке. Девушка берет в руки телефон, звонит, что-то говорит, отключается и снова говорит: момент. Через несколько минут звонит ее телефон, она говорит: say the question quickly (скажи вопрос быстро) и протягивает мне телефон.
Я быстро спрашиваю по-русски: где я могу купить билет? И в ответ слышу голос мальчика, тоже по-русски: в поезде. Я просто обалдела и пролепетала: Как в поезде? Почему? И на другом конце провода мне вновь ответили на английском:
I do not understand(я не понимаю. Позже я узнала,что в Швеции многие свободно говорят по-английски. И еще у меня тут же всплыло в памяти, что Светка мне писала несколько слов и выражений по-шведски и там точно было: i t;get (и тогет - в поезде)...

Я сердечно поблагодарила мою спасительницу, каким-то не ведомым образом я поняла ее, что пока мы тут объяснялась, билеты в моем направлении именно в этот день почему-то продавались на втором этаже. И касса уже закрылась...
Я вышла в зал ожидания и, почувствовав голод, достала бутерброды и бутылку минеральной воды. Подкрепившись, я достала дорожный блокнот, чтобы записать свои первые впечатления. И как только я написала, что меня не встретили
(а я была очень сердита), как услышала возле своей скамейки голос:" Хэй,Инна! Ё эл Шэлл!"
Подняв голову, я увидела перед собой персонаж: вылитый Розенбаум, только высоченный и белобрысый... И опять испытание языком. К счастью, шведский Розенбаум быстро сообразил, что нужно позвонить нашим общим друзьям, дал мне телефон, я поговорила с подругой, всё объяснила, что знаю как действовать дальше, что билет куплю в поезде. Светин муж Ларс мне не поверил и, решив подстраховаться, попросил Шэлла перепроверить информацию. Так что Розенбаум был вынужден идти "по моим стопам": в кассу,потом на второй этаж.

Вернувшись, Шэлл позвонил в Эйбин, переговорил с друзьями. Потом написал записку и вклеил мне в блокнот. Как я поняла потом, там была просьба ко всем, кто читает, быть ко мне внимательным и помогать во всем. Еще Светка успела мне сказать, что, оказывается, мне заказан билет в купейный вагон и мне нужно его просто оплатить. Мы вежливо попрощались с Шэллом, и я стала наслаждаться отдыхом в зале ожидания, вытянув ноги. Шутка ли: утром я была в Киеве, а сейчас - в Стокгольме. Поезд уходил поздно вечером. Не поверите, судьба была милостлива ко мне: через пару минут я услышала рядом родную речь. Я так обрадовалась! И не могла удержаться и, попросив прощения, у них, обратилась:"Вы русские ?" Надо сказать, они тоже очень обрадовались.
Это была пара, мы познакомились:это были Федор и Таня. Федор несказанно обрадовался, что я прилетела из Киева и сказал, что был там неделю назад.
Они рассказали, что едут ночным поездом в Осло, решили, что лучше сэкономить, чем платить за ночлег в гостинице. Федор был значительно старше Тани, но мне эта пара сразу показалось очень симпатичной. Расспросив, куда я еду и есть ли у меня билет, Федор решил перестраховаться и отправился в справочное бюро, чтобы прояснить мою ситуацию. Хотя я уверяла его, что я уже четко знаю и расписание, и путь, и платформу, куда прибудет мой поезд.

Вернувшись из справочной службы, Федор предложил мне оставить багаж на Таню и пройти мой путь на платформу. Так как они не смогут меня проводить - их поезд уходит на два часа раньше. Кстати, он удивился объему моих сумок, и сказал Тане: "Вот как надо ездить- налегке!" А мне кивнул на Танины огромные чемоданы в пол роста человека.
Мы прошли с Федором мой путь к платформе и обратно. Это была мимолетная встреча. И вот что я поняла: русские люди не могут оставаться безучастными, где бы они не находились.Я дождалась поезда на север, на входе предъявила свою записку, меня направили в купейный вагон.

В моем купе было пять человек, все они сидели так, как у нас в общем вагоне. Я поздоровалась и стала пробираться к свободному месту около окна. Люди сидели молча и весь багаж (всех!) стоял под ногами. Мои ноги уже налились свинцом, меня ужасно раздражало это, каким образом мы здесь, в купейном вагоне будем отдыхать? Ехать всю ночь и до полудня... Я достала дорожный дневник и, отламывая ломтики горького шоколада, продолжила записки путешественника. За окном было светло как днем. Поезд проплывал мимо порыжевших скал, потом начался сказочный пейзаж с озерами. Мое настроение постепенно улучшалось. Вдруг все, как по команде, встали и вышли из купе, кроме одной дамы. Один из молодых человек, знаком показал мне, что надо выйти. Я вышла в коридор с удовольствием, здесь можно размять ноги и лучше смотреть "дорожный телевизор" - постоянно меняющуюся картинку за окном вагона... Это напомнило мне юность.Через несколько минут все пассажиры, как по команде, уже зашли в купе. А я осталась в коридоре, устроившись на откидном стуле.

Но не равнодушный молодой человек, выглянув в коридор, жестом пригласил меня в купе. Все уже отдыхали, в купе было три ряда полок. Парень показал мне на мое место наверху, туда вела лестница. На полу стоял только мой багаж. Посмотрев, на багаж и на парня, у меня вырвалось по-русски: "А Вы не можете мне помочь поднять багаж?" И он даже как-то радостно ответил: "Можем". Моей радости тоже не было конца: "Вы русский?!"
"Я - словенин" - был ответ. Не знаю был ли он эмигрантом, но студентом точно, он успел это сказать.Когда я проснулась утром, его уже не было.

Мое место было заправлено хрустящим бельем, постель была пушистая и мягкая. А может мне так показалось? Засыпая, я вспомнила как Света писала мне, что Ларс встречал их с Тимой в Стокгольме, и что они тоже ехали домой на поезде. Да-да, она писала про постель, что она мягкая и приятная, а поезд идет так бесшумно, что просто удивительно для нас, привыкших к перестуку колес.
Утром, было еще одно удивление: поезд, вернее, состав не менее 12 вагонов обслуживают всего три человека. Они же и проводники, и кассиры. В туалетах,в душе была идеальная чистота, всё на своих местах: бумажные полотенца, бумага, два вида мыла. И никаких брызг, мокрых полов и всего, что было присуще нашей железной дороге.

Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/18/1628