Чеховская Дуэль

Лев Горбунов 2
Пророчество Чехова и проблема финала.

Я считаю " Дуэль " величайшим произведением Чехова. Уровень духовных обобщений здесь пожалуй не знает аналогий в русской классике. По сути он столкнул здесь " две руки дьявола " - жадность и страх. Испокон веков жрецы использовали эти два бича управления массами. Два главнейших порока человеческих. Две модели общества -построенные на жадности или страхе кажутся вечными .... И грядущий ХХ век, получается, Чехов провидел. Уже носились в воздухе эти две идеи нового мира - свобода быть жадным. И противостоящая ей идея - чтобы ограничить жадных , нужна несвобода для всех, где править будет страх..
Лаевский бесконечно жаден до удовольствий. Эта жадность его пожирает , превращает в лжеца, в урода.
Что касается фон Корена , то Юрий Герман прав —здесь Чехов описал фашизм в рудиментарном, зачаточном состоянии. И даже не в таком уж зачаточном. Корен очень убедительно выводит фашизм из дарвинизма , из научного понимания мироздания.
Казалось " две руки " - обе хуже. С одной стороны человечество, где одна половина сидит в концлагерях, но технологически оно стремительно развивается. Фон Корен правит.
С другой вроде бы мир , где личности дана " свобода" , но поскольку природа человек не преображена, мир идет к вырождению. " Лаевские вам покажут и человечество выродится ".
И сам Лаевский соглашается . " Мы превратим мир в то, что мухи сделали с этой картиной. " За буквальную точность цитаты не ручаюсь ...
Но герои выходят на дуэль, и Лаевский совершает нравственную победу.Он не способен на убийство. Корен - легко. Взгляд смерти толкает Лаевского к преображению. Фон Корена - нет. Получается мир "грешной свободы" имеет надежду. Ибо способен почуять угрозу. А мир угрюмого тоталитарного моралите , мир " праведного рабства " этой надежды не имеет. Потому что смерть - это его среда. Внутреннее рабство можно изжить. Внешнее - гораздо тяжелее. К тому же соблазн власти гораздо мощнее других соблазнов ....
По сути здесь надо было закончить . Но Чехова видимо смущала нравственная победа Лаевского. Он не был уверен в правоте "грешной свободы ".
И он решил написать коду - противников помирить. А как ? Только показать как Лаевский себя " побеждает".... Задача сверх трудная. Надо еще один роман писать. Сколько томов про Болконского Толстому понадобилось ? А Достоевский вообще мудро отказался от этой мысли, оставив Раскольникова наказанным, но не преображенным ....
Чехов сделал как бы набросок. Он ведь был не либералом , а агностиком. И решил завершить то, у чего нет решения, в духе абсолютного агностицизма. Ребята давайте жить дружно, потому что "никто не знает настоящей правды. " Оба врага усомнились - и в этом аллилуйя .
Конечно это вызвало взрыв негодования и в лагере "диктаторов " и в лагере " либералов ".
Чехов попытался примирить непримиримое. И вышло художественно не очень убедительно. Если Лаевский еще как то вяло рисуется в виде постника и смиренника, то Корен вдруг превратившийся из Савла в Павла совсем невнятен .... Розовый бант в конце " Дуэли " кажется лишним ... но может Чехов не мог поступить иначе.
Может он видел- когда человечество состарится, фанатики устанут от своей жестокости. а распутники от своего вонизма .....