Холокост. Г. Новоалександровск. С. Степное

Владимир Пузиков
На фото: Село Степное. Иллюстрация к книге В. Пузикова, А. Карнауха "Память о Холокосте на Ставрополье".

***

Это не должно повториться

Е. А. Писаренко в конкурсной работе писала:
«…В 2012 году я присутствовала при открытии памятной плиты с новыми именами. Я слушала И. А. Альтмана – основателя и сопредседателя Научно-просветительского центра «Холокост», который впервые посетил арзгирскую землю. Он высказал слова признательности в адрес руководства и жителей района за то, что память о жертвах увековечена в Арзгирском районе и на всех уровнях идёт пропаганда среди подрастающего поколения по недопущению повторения подобной трагедии.

Мне дороги эти слова. Они как напутствие нам, молодому поколению. Я, активистка музея «Истоки» МБОУ СОШ № 3, стала собирать материалы по теме «Холокост» и развернула их в исследование. Встречалась с А. Г. Карнаухом, побывала в музее истории села Арзгир, изучила архивные документы, литературные произведения арзгирчан на тему Холокоста. Меня поразили стихи моих односельчан: Маршавина В. М., Стеховой Л. В., Штельмах Е. В. Нельзя без волнения и слез читать стихотворение с коротким названием «695» Елены Штельмах:

Насильно обломанных нелюдем судеб,
          Лишившихся шанса восстать.
        Чудовищно сгинули все эти люди –
          Шестьсот девяносто пять!

Также очень за душу берут строки из стихотворения «Холокост». Автор настолько проникнута темой этой трагедии, что хочет каждому прочитавшему передать весь кошмар произошедших событий:

Сквозь жуть иголкой пройдены уроки,
Сквозь дым, взращенный смертью Холокоста.
И голос дрожью памяти не скроет,
В душе кошмар как снег весной не тает,
И забывать нам этого не стоит,
Чужого горя в жизни не бывает…

Поэмы местных авторов звучат, как набат на митингах памяти. Они убеждают нас в том, что жители глубоко переживают о случившихся страшных событиях 1942 года и призывают чтить память погибших жертв Холокоста. А непрекращающиеся поиски исследователя Карнауха А. Г. заставляют арзгирчан снова и снова возвращаться к истокам той страшной трагедии.
 
Результаты поисково-исследовательской работы А. Г. Карнауха отражены в газете «Ставропольская правда» от 17 июля 2015 года. О его работе рассказали Ставропольские блогеры, которые приезжали в село в рамках краевой акции «Чудеса Ставрополья». Первый день четвертого блог-тура был посвящен достопримечательностям Арзгирского района.

Журналисты посетили обновленный памятник жертвам фашистской оккупации, установленный 8 сентября 2012 года участниками проекта «Вернуть достоинство» Российского еврейского конгресса и центра «Холокост» с участием еврейской общины Ставрополья.

Полагаю, тема Холокоста будет волновать сердца людей, несмотря на то, что прошло уже много лет. Арзгирчане всегда будут чтить память жертв страшных трагедий, произошедших в нашем районе…»


***

Город Новоалександровск Ставропольского края

С августа 1942 по январь 1943 года немецкие оккупанты в Новоалександровском районе организовали бесчеловечные акции. 13 октября в станице Новоалександровской 541 человек – женщины, дети, старики – были вывезены в яр и расстреляны из автоматов. Младенцев отбирали у матерей и живьем бросали в ямы... Всего от рук немецких палачей и их пособников в районе погибли 805 человек, ни в чем не повинных мирных жителей.

Инициатором установки мемориала на месте трагических событий стал председатель районного совета ветеранов Михаил Дьячков. Его идею поддержали местные власти. Автор проекта – Инячко Александр. Затарты на проектирование, изготовление и установку памятника взяли на себя несколько местных сельскохозяйственных предприятий и организаций.

21 сентября 2013 года Е. Самойлова в заметке «Забыть невозможно» сообщила читателям об открытии в Новоалександровске памятника советским гражданам, погибшим от рук фашистских захватчиков:

«…В торжественной скорбной обстановке алую ленту с монумента сняли ветераны. Открылся лик женщины, воплощающий Скорбь, Память, Вечность. Глава Новоалександровского муниципального района С. Сагалаев, обращаясь к молодежи, напомнил, что память о погибших должна жить вечно в наших сердцах. Благочинный Новоалександровских церквей протоиерей Владимир Самойленко провел чин освящения памятника, прочитав молитву о погибших. К подножию памятника возложены цветы». [50]


***


Село Степное Степновского района
Ставропольского края

7 сентября 2014 года в селе Степное Степновского района Ставропольского края открыт памятник, посвященный трагическим страницам нашей истории – Холокосту, когда во время Великой Отечественной войны люди еврейской национальности подвергались уничтожению.

Бойко Наталья Алексеевна, учитель истории и обществоведения МКОУ СОШ № 10, об этой трагедии присала следующее: «…24 сентября 1942 года в село Богдановка прибыли 5 автомашин с немецкими солдатами из карательного отряда, который находился в станице Курской. В этот же день село было оцеплено немецкими солдатами. Вход в село и выход из него были запрещены. 24 сентября 1942 года в 12 часов дня по распоряжению коменданта к зданию комендатуры были собраны все трудоспособные мужчины, которым комендант заявил, что надо восстановить обвалившийся еще в 1937 году колодец, находившийся в полутора километрах восточнее села.

Комендант дал приказ: «…Всех собравшихся мужчин под вооруженным конвоем отправить на место работы».

После того как мужчины были отправлены и приступили к раскопке обрушившегося колодца, комендант дал распоряжение объявить всему населению, чтобы каждый взял лучшую одежду до 40 кг и взял на 5 суток питания и к 8 часам вечера явился к зданию неполной средней школы. Населению объявили, что они будут направлены на Украину на постоянное место жительства.

Население под страхом расстрела было согнано к зданию школы, где и оставалось всю ночь под усиленной охраной. Рано утром 25 сентября подогнали грузовики, по приказу командира карательного отряда загрузили в них с помощью собак и прикладов мужчин и повезли за село к раскопанному колодцу. Вскоре оттуда послышались выстрелы из автоматов.
 
Оставшиеся около школы старики, старухи, женщины и дети начали кричать и падать в обморок. Всех, кто не мог идти, гитлеровцы грузили на машины, а остальных повели пешком к месту казни.

Фашисты прикладами заставили колхозников раздеться до нижнего белья. Всех расстрелянных бросали в яму, хотя среди них многие были только ранены. После расстрела женщин «двуногие звери» стали мазать отравляющим веществом губы детей, и дети мучительно погибали от удушья. Грудных детей сбрасывали в ямы живыми.

Несколько дней у этого места стояла охрана, для того чтобы местные жители не могли оказать помощь погибшим. Очевидцы рассказывают, что на месте этой казни еще на второй день земля словно дышала, как живая.

В акте Чрезвычайной государственной комиссии засвидетельствовано, что в селе Богдановка Курского (ныне –  Степновского района) нацисты предположительно в декабре 1942 года «…истребили все население двух местных колхозов, состоявших из горских евреев, в количестве 850 человек, включая сюда женщин, детей и стариков». [52]

Назарова Татьяна, глава еврейской общины г. Моздока, инициатор установки памятника, в средствах массовой информации писала:

- Каждый год на День Победы, отдавая дань памяти нашим родственникам в селе Богдановка, мы встречаемся с главами администраций и жителями близлежащих сел и станиц, и каждый раз нам напоминали о том, что в селе Степное необходимо увековечить память евреев, погибших от рук фашистов 19 сентября 1942 года.
Именно в село Степное фашисты на грузовых машинах привезли людей из районов Ставропольского края для уничтожения. Их расстреляли на глазах сельчан на окраине Степного, слегка присыпали землей, и только в 2001 году, когда стали рыть котлован под асфальтовый завод, обнаружили останки этих несчастных, и стройка моментально была прекращена.

В 2001 году мне прислали из Ставропольского архива документы, подтверждающие эту трагедию. Установить фамилии многих погибших граждан не представляется возможным, так как большинство из них были эвакуированы в Степновский район при оккупации района немцами. Поезд, на котором они эвакуировались, пришлось остановить, потому что и впереди были немцы. Все разбежались по близлежащим селам.

Но нашлись «добрые» люди, которые выдали их новой власти. Тогда под предлогом переселения на новое место евреев посадили в душегубки и свезли сюда. По дороге люди задыхались от ядовитого газа. Трупы доставали из машин и сбрасывали в ров.

Страшная трагедия навсегда осталась в сердцах жителей села Степное. На протяжении 15-ти лет администрация Степновского района обращались ко мне как к председателю еврейской общины за помощью в увековечении памяти погибших несчастных людей, останки которых находились, чуть ли не на поверхности земли в степи, на окраине села, и создание мемориала погибшим евреям стало жизненной необходимостью.

Нам пришлось обращаться в разные инстанции и даже в синагоги США, через Наташу Стонову. Она вышла на группу студентов-евреев, которые должны были приехать и своими силами установить памятник в селе Степное, но, к сожалению, ребят не отпустили родители, зная, что на Кавказе в то время было не спокойно.

Каждый год, встречаясь в селе Богдановка на 9 Мая с жителями и администрацией Степновского района, мы вспоминали об этом захоронении. Вот и в этом году 8 мая при встрече глава администрации Степновского района Сергей Николаевич Лобанов вновь обратился к нам за помощью.

Наконец-то наша мечта о создании мемориала стала осуществляться. Первыми откликнулись и внесли свою помощь евангельские христиане России под руководством Бориса Федоровича Васюкова.

Откликнулись еврейские организации: Российский еврейский конгресс (президент РЕК – Ю. И. Каннер), Федеральная еврейская национально культурная автономия (президент ФЕНКА – В. Д. Штернфельд, гендиректор ФЕНКА – Е. А. Михалева), Благотворительный фонд горских евреев СТМЭГИ (президент фонда СТМЭГИ – Г. Р. Захарьяев).

По проекту советника президента РЕК И. А. Альтмана «Вернуть достоинство» и благодаря руководителям этих организаций проект создания мемориала в селе Степное был осуществлен. В течение двух месяцев мы все находились в большом волнении – успеют ли закончить работы к 7 сентября, поскольку на этот день было назначено открытие мемориала. Но рабочие дали слово и сдержали его. Памятник был возведен в рекордно короткие сроки – за 2 месяца. Вокруг него планируется в будущем высадить деревья и проложить Аллею памяти.

На открытии мемориала присутствовали гости из Москвы, представители еврейских общин городов Владикавказа и Пятигорска, представители евангельских христиан Ставрополя, Черкесска, Пятигорска, Моздока, администрация Степновского района и сельсовета села Степное, жители села. Раввин города Пятигорска Авраам прочитал кадиш, после чего дети моздокской еврейской общины выступили со сценарием памяти жертв нацизма. Под мелодию «Адажио» Альбинони была объявлена минута молчания. В небо были отпущены белые шары – это души умерших взлетали в небо…

Мероприятие прошло в дружественной обстановке. Каждый из присутствующих почтил память погибших, народ объединяли общее горе, общая боль. В жизни каждого народа есть даты и события, которые навечно остаются в памяти поколений, и мы обязаны добиться, чтобы трагедия Холокоста никогда не повторилась. Мы не вправе предавать забвению память о героях и невинных жертвах нацизма – ради мира на земле, ради будущих поколений. [51]


***

Колодец скорби

В 2010 году ученица СОШ № 10 Степновского района Ставропольского края Мальцева Анна заняла второе место в литературно-краеведческом конкурсе посвященном 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. За стихотворение «Колодец скорби» она награждена дипломом ГОУ ДОТ «Краевой центр экологии, туризма и краеведения».

Война пришла, в душе оставив раны,
Но в памяти всплывают те года,
Когда еще младые ветераны
За Родину отдали жизнь, сердца.
В сорок втором году район Степновский
Был занят подлым и безжалостным врагом.
Текли ручьями реки слез и крови.
В селе Богдановка стоит «Колодец скорби»…
Печальным именем не зря он наречен.
Был вечер сентября, когда враги к колодцу
Согнали жителей ударами прикладов и сапог.
Из всей толпы евреев отобрали:
Младенцев, женщин, древних стариков,
И без суда на месте расстреляли.
В колодец раненых, убитых побросав,
Три дня его фашисты охраняли.
А из колодца доносился плач и стон.
Невинные так долго умирали,
Их души об отмщении кричали,
И мести той пришлось не долго ждать.
Собравшись партизаны на совет,
Врагу решили дать безжалостный ответ.
Простая женщина с улыбкой доброй, милой
В их штаб-квартиру бомбу подложила.
И вот, когда толпа фашистов
Для обсуждения планов собралась,
Та мина с громким звуком взорвалась,
Притом врагов всех погубила.
А женщина, не пряча слез в глазах,
Вернулась в партизанский наш отряд.
И командиру звонко доложила:
«Приказ исполнен! И за наш народ
Я гадам тем сегодня отомстила».
Шли месяцы – всего их было пять.
Враг начал потихоньку отступать.
А в сорок третьем он был побежден,
Район Степновский был освобожден.
Но и сегодня не забыты времена,
Когда была та страшная война.
Всех жертв былой войны, увы, не счесть
С одной Зеленой Рощи тридцать шесть
Ушло в войну отличнейших ребят.
Одиннадцать убитые лежат,
Четыре позже умерли от ран,
Один в плену Германском жизнь отдал.
А сколько без вести пропали –
Об их судьбе мы так и не узнали.
И есть в Зеленой Роще обелиск,
Как материнский крик он рвется ввысь!
Он не дает забыть нам имена всех тех,
Кто смертью храбрых на войне погиб! [52]

Владимир Пузиков
Анатолий Карнаух
2018 г.