224 Медаль или отпуск? 14 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

224. Медаль или отпуск? 14 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море, суббота 14 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: минус 2.9°C, средняя: плюс 3.3°C тепла, макс.: плюс 9.1°C тепла, без осадков. Ночью подморозило и на надстройках, на мачтах, на антеннах, на леерах ограждения и на поручнях образовалась ледяная корка, которая днём растаяла.
 
Вчера в пятницу 13 апреля 1973 был разговор с заместителем командира корабля по политической части капитаном 3 ранга Дмитрием Васильевичем Бородавкиным по поводу моего 10-дневного отпуска с выездом на родину. Один такой отпуск я "отгулял" в октябре 1972 года, но за прошедшее время приказами командира корабля о поощрении мне было назначено ещё два таких отпуска. Дмитрий Васильевич утверждал, что это вышло ошибочно и спрашивал: "За что тебе дали первый отпуск? Я слышал, что вы проявили геройство и мужество в учебном центре дивизиона новостроящихся кораблей? Сам капитан 1 ранга Бессонов ходатайствовал, чтобы вам дали отпуск...".

Я кратко рассказал замполиту историю о том, как мы, группа матросов, старшин и мичманов, в закрытой комнате ударно печатали все боевые книжки, инструкции, корабельные боевые расписания и другую служебную документацию, как у нас болели пальцы рук и отслаивались ногти, как приходилось тяжко от нудной механической работы...

- Для такой работы нужен допуск к секретным документам, - сказал Дмитрий Васильевич. - Вам что, открывали допуск?
- Не знаю, - честно ответил я. - Что-то я там подписывал, помню, даже какое-то обязательство никому и никогда не разглашать то, что прочитаю, увижу, узнаю и т.д., но потом я видел эти наши подписанные "обязательства" в ящике письменного стола в ленкаюте Дивизиона. Они там валялись и никто на них не обращал внимания.
- Главное, - твёрдо сказал я , - нужно было во что бы то ни стало в краткий срок (за неделю) изготовить полный комплект служебной документации для того, чтобы мы заселились на корабль и в кратчайший срок начали его самостоятельно обслуживать, содержать, работать на машинах и механизмах. Это было главное тогда и мы эту боевую задачу выполнили досрочно и на оценку "отлично".
- При этом, - добавил я, - главную скрипку в нашем оркестре-экипаже играли годки призыва ещё "старорежимного" 1969 года.
- А почему "старорежимного"? - спросил с любопытством Дмитрий Васильевич Бородавкин.
- Потому что эти ребята застали годков, которые ещё служили 4 года (по-старому), потому что 12 октября 1967 года был принят новый закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», который установил новые сроки службы для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск - 3 года и годковщина тогда была "старорежимная"...

- Ясно, - задумчиво проронил Дмитрий Васильевич. - А второй отпуск за что тебе дали?
- Это уже во время заводских швартовных и ходовых испытаний, когда мы осваивали корабль и я был комсоргом корабля. Ещё в Дивизионе я "восстал" против годковщины и на комсомольском собрании "с подачи" ДМБовских годков меня избрали комсоргом, а потом мы организовали социалистическое соревнование между боевыми частями за скорейшую подготовку корабля к сдаче курсовых задач "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС. Эту задачу мы тоже выполнили досрочно...

Я не стал признаваться Дмитрию Васильевичу Бородавкину, что ДМБовские годки призыва 1969 года избрали меня хранителем и носителем "годковского закона", в котором сконцентрированы практически все традиционные неписанные нормы, запреты и правила флотской службы: во-первых, я дал обещание не говорить об этом никому из офицеров; во-вторых, я должен был хранить "годковский закон" как сокровище; в-третьих, я должен был подобрать и подготовить себе преемника из молодых матросов, который бы продолжил традицию сохранения и применения норм и положений "годковского закона".

Дмитрий Васильевич, конечно, знал или догадывался, что такой "годковский закон" существует и я имею к нему непосредственное отношение, но делал вид, что ему ничего об этом неизвестно, а я делал вид, что "я не я и хата не моя"... Так мы и служили (дружили) с замполитом БПК "Свирепый" до ноября 1974 года, когда капитан 2 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин был переведён замполитом на новостроящийся тяжёлый авианесущий крейсер ТАВКР "Киев" - головной корабль проекта 1143, войсковая часть № 30920, который строился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в 1970-1975 годах.

Дмитрий Васильевич почти с уверенностью сообщил мне, что, скорее всего, я могу поехать в отпуск домой к родителям летом 1973 года, когда будут сданы все курсовые задачи и экипажу корабля перед выходом на первую БС (боевую службу) будет разрешено немного отдохнуть со своими семьями. Так что в мае мне отпуск "не светит". Может быть, это и к лучшему... Жаль, обидно будет ребятам, моим школьным друзьям, которые в мае придут со службы и я с ними не отгуляю их "дембель"... В пятницу 13 апреля 1973 года Балтийское море было спокойным, только колыхалось волновой зыбью от недавнего шторма.

Уходя по делам, Дмитрий Васильевич Бородавкин неожиданно сказал мне, что "командование 128-й БРК 12-й ДиРК ДКБФ рассматривало вопрос о поощрении тех матросов, старшин, мичманов и офицеров, которые были привлечены к подготовке и проведению командно-штабной игры и настоящих учебно-боевых учений и хотело меня поощрить 10-дневным отпуском с выездом на родину, но потом узнало, что у меня и так есть неиспользованный отпуск".

- Тогда начальник штаба бригады затребовал ваше личное дело, - сказал Дмитрий Васильевич, - потом вызвал командира корабля и меня, потребовал от нас дать вам характеристику и "объективку". Так я узнал о ваших приключениях в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в Пионерске, как вы и ваше отделение матросов-новобранцев спасли женщину от изнасилования, как получили на выпуске из Экипажа звание "старший матрос", потом, как вы служили рулевым в БЧ-1 БПК "Бодрый" и вас, как лучшего молодого рулевого, направили на новостроящийся БПК "Свирепый", потом, как вы стали комсоргом корабля - матрос на лейтенантской должности - и классным рулевым, как двое суток стояли на руле во время перехода из залива Хара-Лахт под Либаву и подбадривали личный состав во время жестокой эпидемии гриппа. В штабе были наслышаны о ваших умениях и талантах по оформлению боевых листков и корабельных стенгазет, средств наглядной агитации, о вашем поведении, поэтому предложили поощрить вас награждением медалью вместо отпуска. Что вы выберете? Медаль или отпуск?

Я растерялся и сконфузился от смущения и ничего не ответил. Тогда Дмитрий Васильевич приказал мне "подумать" и сообщить мне своё мнение сегодня 14 апреля до вечерней поверки. Я целый день мучился сомнениями и размышлениями и после ужина поделился ими со своими друзьями. Действительно, что важнее и значимее для моряка срочной службы - 10-дневный отпуск с выездом на родину или медаль (неизвестно какая)?

- Самая достойная и главная награда для любого военного моряка, - важно сказал годок призыва 1970 года и мой друг Славка Евдокимов, - это нагрудный знак "За дальний поход", но тебе его не дадут, потому что мы ещё не были на БС (боевой службе) и не выходили в дальние моря. А медаль? Я лично, согласен на медаль, но какую медаль тебе дадут?
- Догонят и ещё поддадут! - весело и с некоторой горькой завистью заявил друг Славки Евдокимова и его одногодок моторист Витька Фёдоров. - В отпуск! Тут и думать нечего! Медалька брякает, может потеряться, а отпуск - это материальная вещь, это встреча с родителями, с родными, с друзьями, с девушками, приключения на всю жизнь.

- Ребята, - обратился я к друзьям. - Помните как у Твардовского? Как говаривал Василий Тёркин о награде?..

Я взял томик стихов и поэм А. Твардовского и с воодушевлением прочитал:

- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив еще? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришел с войны.

Вот пришёл я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришёл, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий -
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.

И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".

И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

- Как, мол, что? — Бывало всяко...
- Трудно все же? — Как когда...
- Много раз ходил в атаку?
- Да, случалось иногда.

И девчонки на вечёрке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

Ждёт девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...

- Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка — самый цвет.

- Нет,- сказал Василий Теркин
И вздохнул. И снова: — Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль...

- Да... - протянул мечтательно Славка Евдокимов. - Медаль, чтоб покрасоваться, во! как нужна. Но и отпуск тоже нужен... А лучше, чтобы и медаль, и отпуск к медали. Ты там скажи кому надо, пусть тебе и то, и другое дадут.
- Тут уж точно, дадут и поддадут, - твёрдо заявил Витька Фёдоров. - Одно с другим - это уже перебор. Для этого нужно подвиг совершить или рану получит, а ты, Суворов, какой такой подвиг совершил, чтобы тебе и медаль и отпуск дали?
- Никакой, - неуверенно ответил я. - Вроде бы никакого подвига я не совершал... Может это меня кто-то проверяет "на вшивость"?
- Может быть, - согласились оба моих боевых товарища. - А вообще, за что матросам медали дают? Что там в положениях сказано? Ты, Саш, всё знаешь, скажи...

Не знал я всё, даже мало чего знал... Знал только, что мой папа, Суворов Сергей Иванович, очень гордился своей медалью "За отвагу", которую отличал от всех своих других военных наград. Он говорил, что "медалью "За Отвагу" награждали на Великой Отечественной войне рядовых и офицеров действительно за храбрость и отвагу, проявленные в бою.

Ребята ещё долго обсуждали за что и какими медалями и орденами награждают современных военных моряков и сетовали на то, что "после войны матросов вообще перестали награждать медалями и орденами". "Нет таких орденов и медалей, чтобы современных моряков срочной службы награждать!" - с горечью заявил Славка Евдокимов и его друг Витька Фёдоров его поддержал. Когда они ушли спать, я решил выяснить, какими медалями и орденами могут быть награждены матросы и старшины современного боевого корабля...

В Советском энциклопедическом словаре я узнал, что медали СССР - это "государственные награды Советского Союза призванные поощрить за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед государством и обществом". В пункте 9 статьи 121 Конституции СССР было установлено, что "ордена и медали СССР утверждает Президиум Верховного Совета СССР". Ходатайствовать о награждении медалями СССР могли партийные и общественные организации, например, комсомольская организация и командир корабля. Решение о награждении принималось Президиумом Верховного Совета СССР. В награждение проводилось от имени и по поручению Президиума ВС СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов право награждать отдельными государственными наградами СССР делегировалось командирам частей и соединений в диапазоне от командующего фронтом до командира полка (командира корабля). Правила ношения медалей СССР и лент медалей на планках (порядок размещения, расстояния между наградами, размещение в рядах и пр.) утверждались указами Президиума Верховного Совета СССР и военными уставами. В соответствии с этими правилами почти все медали носились на левой стороне груди и располагались после орденов. Ленты на планках носились на левой стороне груди.

Днём в субботу 14 апреля 1973 года ко мне в ленкаюту опять заявились мои друзья-товарищи: Славка Евдокимов, Витька Фёдоров, а вместе с ними их друзья и одногодки, а также мои друзья из БЧ-4 и РТС, которые прознали о том, что "Суворова поставили перед выбором: отпуск или медаль", и они захотели принять участие в обсуждении этого вопроса. Шум и гам в ленкаюте стоял такой, что с бака к нам заглядывали м атросы и старшины, которые выходили на открытый воздух подышать и перекурить, а потом подключались к нашему спору-разговору.

Ещё рано утром, по восходу солнца, я записал в свой дневник-ежедневник:

14 апреля 1973 сб
Утро. Солнце, воздух и вода! И множество кораблей! Сила! Что день грядущий нам готовит? Надо побриться. Сегодня суббота, почтовый день. Напишу-ка я письмо. Придём в базу – опущу. А вообще нет, не буду. Решил не «мутить» с А., всё-таки она ещё девочка. Пусть пострадает, так как у неё это первое увлечение. Всё, замётано!

Действительно, в море в районе местонахождения БПК "Образцовый" и нашего корабля сошлись-собрались разные корабли нашего соединения и других соединений ДКБФ. Начальники держали "военный совет", а нам было приказано помыться, побриться, привести себя в порядок, подготовить форму одежды для "возможного захода некоторых кораблей в дружественные нам военно-морские базы государств-участников Варшавского договора". Перспектива захода в "иностранный порт" была очень заманчивой и радостной, возбуждала моряков и мы с азартом спорили по поводу вопроса: "Что важнее и лучше - медаль или отпуск с выездом на родину?". Я даже не ожидал, что этот вопрос так возбудит и растормошит всех моряков экипажа БПК "Свирепый"...

Все собравшиеся в ленкаюте и выше на баке БПК "Свирепый", где также разгорелась дискуссия, были согласны, что самой авторитетной и важной медалью, котору. однозначно желательно бы иметь, была медаль "За Отвагу". Это была одна из первых наград молодой Советской Республики после издания одного из первых советских декретов «Об уничтожении сословий». Этим декретом Всероссийский Центральный исполком и Совнарком в начале ноября 1917 года упразднил все существовавшие на тот момент царские знаки отличия, а в начале 1919 года был упразднён царский "орденский Капитул". Интервенция войск Антанты, США и Японии, начавшаяся Гражданская война с белогвардейцами вызвала необходимость "учреждения наград для поощрения воинов, более всех отличившихся в сражениях, показавших личную храбрость и выдающиеся способности в боях с врагами Советской Республики". Осенью 1918 г. появился первый советский орден - «Красное знамя». Он стал первым знаком отличия в системе наград РСФСР, а после образования в 1922 году СССР орден стал всесоюзным.

В 30-е годы XX века были учреждены ещё несколько орденов, а также звание «Герой Советского Союза», к началу 1936 года в СССР было 5 орденов и медаль "золотая звезда Героя Советского Союза". Первая собственно медаль появилась 24 января 1938 года к 20-летнему юбилею Красной Армии - это была памятная медаль "ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Этой медалью из чёрнёного серебра (15,6 грамм чистого серебра 925 пробы и 0,1 грамм золота) награждались те из командного состава КА и ВМФ, кто прослужил в РККА 20 лет, то есть со дня её образования, а также те, кто был ранее награждён орденом "Красное знамя" (всего в период с января 1938 по декабрь 1940 года было выдано 32 127 таких медалей).

Памятная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» имела форму правильного круга диаметром 32 мм. Поверхность круга матовая, ободка шириной в 2,5 мм - блестящая. На лицевой стороне круга помещена пятиконечная красная эмалевая звезда с серебряной окантовкой. Внизу круга, между нижними лучами звезды, расположена позолоченная цифра «ХХ» высотой 8 мм и шириной 7 мм. Основание цифры упирается в верхний край ободка. На оборотной стороне медали изображена фигура стреляющего из винтовки красноармейца высотой в 25 мм, одетого в зимнюю караульную форму, внизу правее фигуры красноармейца дата «1918-1938». Медаль при помощи ушка и кольца соединялась с пятиугольной колодочкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой серого цвета с двумя продольными красными полосками по краям. Ширина ленты - 24 мм, ширина полосок по 2 мм.

17 октября 1938 года была учреждена вторая советская наградная медаль «За отвагу», ею награждались воины "за проявленное ими личное мужество при выполнении воинского долга", "за героизм при защите Родины". Эта медаль была аналогом бывшей царской солдатской награды "георгиевский крест" и заслуженно считалась "в народе" высшей медалью в системе наград Советского Союза. Чаще всего первыми медалями "За отвагу" награждались пограничники и с самого начала - за личное мужество, проявленное в бою.

Уже в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов проявилось отличие в медалях "за участие" и "за личное мужество". Солдаты, матросы, сержанты и старшины, которые награждались этой медалью, чётко понимали, что к чему и отчего... Иногда медали "За отвагу" вручались командирам и офицерам низшего ранга и это было ещё более ценно и авторитетно...

Медаль «За отвагу» серебряная (925 проба), в виде диска поперечником 3,7 сантиметра (вес знака в пределах 27,9-25,8 г). Края медали с обеих сторон окаймлены невысоким рантом. Вверху аверса медали изображены 3 летящих самолёта (истребители И-16), в середине название медали: «ЗА ОТВАГУ», выгравированное в 2 строчки. Все буквы надписи алые, эмалевые. Внизу аверса (лицевой части медали) рельефное изображение танка Т-35, под которым выбиты также алые эмалевые буквы «СССР». На обороте выбивался номер награды.

Первые медали "За отвагу" имели 4-угольную форму колодки (25;15 мм), медаль крепился к колодке колечком. Ленточка, которой покрывалась колодка, была алой муаровой. К одежде награда привинчивалась с помощью штифта и гайки. В 1943 году колодка стала 5-угольной и на обороте колодочки появился булавочный зажим. Лента стала серой с 2-мя синими продольными 2-миллиметровыми полосами.

Одними из первых воинов, награждённых медалями "За отвагу, стали пограничники Н. Гуляев и Ф. Григорьев: они находились в дозоре недалеко от озера Хасан, встретили диверсионную группу, которая хотела пересечь границу Советского Союза и в бою не пропустили врагов на территорию СССР, оба были ранены. Несколько тысяч советских воинов были награждены этой медалью за участие в боях у Халкин-Гол, много совестких бойцов получили эту медаль в период войны с Финляндией, за взятие линии Маннергейма, преодоление нескольких эшелонов фортификационных сооружений. Всего до июня 1941 года медалью "За отвагу" было награждено около 26 000 военнослужащих КА и ВМФ. Медаль "За отвагу" носилась слева на груди.

Медаль "За отвагу" была наиболее желанной и авторитетной среди всех наградных медалей периода Великой Отечественной войны, потому что ею награждались только те, кто был сам лично и непосредственно в бою, проявил личное мужество, храбрость и отвагу. За личный подвиг награждались даже "штрафники"... Медалью "За отвагу" могли наградить несколько раз, например, санинструктор С.В. Грецов был награждён ею 6 раз, сержант-артиллерист М.Н. Захаров - 5 раз. Также пятью медалями "За отвагу" были награждены: герой боёв у Синявинских болот в 1942 году и участник парада Победы в 1945 году С.М. Зольников: разведчик П.Ф. Грибков, гвардии сержант и санинструктор В.С. Ипполитова. В 1954 году всем 45-ти живым участникам легендарного боя русского крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" с японской эскадрой 27.01.1904 года были вручены медали "За отвагу". Некоторые из этих моряков, участвовавшие в восстании на броненосце "Потёмкин" в 1905 году, на следующий год (1955) были ещё раз награждены - орденами Красной Звезды.

Тем же указом Президиума ВС СССР от 17 октября 1938 года, которым была учреждена медаль "За отвагу", была основана награда - медаль "За боевые заслуги", ею награждались "лица, смело действовавшие в бою", а с лета 1944 года ею награждались "за выслугу лет". Чтобы быть награждённым медалью "За боевые заслуги" военным, служащим в СА, ВМФ, погранвойсках, внутренних войсках, а также иным гражданам Советского Союза и даже иностранцам нужно было проявить: смелость, инициативу, продемонстрированные в бою, если эти качества помогли успешно выполнить боевые задачи подразделения; отвагу, продемонстрированную при защите советских рубежей; прекрасные показатели в боеподготовке, освоении новой, современной военной техники, поддержание боеготовности подразделений в хорошем состоянии и иные достижения, продемонстрированные военнослужащим за период прохождения им службы; точное исполнения боевых заданий, порученных военнослужащему его командирами в сфере борьбы с фашистами. В период с 04.06.1944 по 14.09.1957 гг. медаль "За боевые заслуги" вручалась и за выслугу лет, для этого нужно было прослужить в КА, ВМФ, ОВД либо органах госбезопасности минимум 10 лет.

Медаль "За боевые заслуги" изготавливалась в виде правильного круга диаметром в пределах от 3,1 до 3,25 сантиметра (размер зависел от года выпуска). По периметру аверс медали окаймлен рантом шириной 1 мм и высотой 0,25 мм. Реверс (оборот) медали гладкий, до 1946 года на обороте гравировался номер награды, после 1946 года этот знак был безномерным. Ушко было штампованным и служило для крепления к 5-угольной колодке, обёрнутой муаровой серой ленточкой, на которой были нанесены 2-миллиметровые полосы желтого цвета. До лета 1943 года колодка медали была 4-угольной, а лента, покрывающая её, — алой. Прямоугольная колодка крепилась к мундиру или форменке с помощью нарезного штифта, находящегося на обороте медали. На пятиугольной колодке крепление производилось булавкой с оборотной стороны колодки.

На аверсе медали "За боевые заслуги", в самом его верху, полукругом написано «СССР». Буквы надписи шириной 6 мм и высотой 2,5 мм вдавлены в поверхность и залиты эмалью ярко-рубинового цвета. В центре аверса медали наименование знака: «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ» (буквы высотой 3 мм). Ниже наименования помещены изображения перекрещенных винтовки со штыком и шашки (размер винтовки 2,3 мм, шашки - 2 мм). Медаль "За боевые заслуги" изготавливалась из серебра 925 пробы (18,22 грамма серебра), общий вес медали без колодки - 19,725 грамм.

19 октября 1938 года первыми медалями "За боевые заслуги" были награждены 168 военнослужащих и до лета 1941 года ею были награждены свыше 21 000 рядовых красноармейцев и командиров - участников боевых действий у озера Хасан. Следующее массовое награждение медалью "За боевые заслуги" - после военных действий КА на Халкин-Голе. Вот почему "в народе" эта медаль считается не за отвагу, а за участие в боевых действиях... В 1956 году медали "За боевые заслуги" массово получили военнослужащие, которые подавляли «контрреволюционный венгерский мятеж». Всего за всё время было вручено 5 210 078 медалей "За боевые заслуги".

С 15 января 1939 года "за плодотворную трудовую деятельность, перевыполнение плана, повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции и другие трудовые достижения, продемонстрированную при этом доблесть" трудящиеся всех отраслей народного хозяйства, а также иностранцы начали награждаться медалью "За трудовую доблесть" м медалью "За трудовые отличия". Второй медалью награждались трудящиеся:
- за ударную работу, способствующую росту производительности труда и улучшению качества продукции,
- за успехи в социалистическом соревновании; за трудовой вклад в строительство, реконструкцию важнейших народнохозяйственных объектов; за ценные изобретения и рационализаторские предложения;
- за успешную работу в области науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, в других отраслях трудовой деятельности;
- за активную работу по коммунистическому воспитанию и профессиональной подготовке молодежи,
- за успехи в государственной и общественной деятельности;
- за достижения в области физической культуры и спорта.

В корабельной библиотеке БПК "Свирепый" была одна особая книга-альбом, которой я очень дорожил - "Ордена и медали Советского Союза". Мои товарищи и друзья листали её, смотрели, читали вслух описание орденов и медалей, рассматривали их цветные фотографии и в шутку, начали обсуждать, кого и за что они бы наградили медалями...

- Тебя, Славка, надо наградить медалью "За оборону Ленинграда", потому что ты взвиваешься под подволок всегда, когда кто-то хает твой родной город, - заявил Витька Фёдоров, верный и самый близкий друг Славки Евдокимова.
- А тебя, Витя, нужно наградить медалью "За взятие Берлина", - в ответ заявил Славка Евдокимов, - потому что, если бы ты был там, то ты бы со своем въедливым характером и боксёрской хваткой однозначно в одиночку взял бы фашистский Берлин.
- Не, я бы предпочёл получить медаль "За взятие Вены", - сказал кто-то из годков. - Австрия, сердце Европы, культурный город, кафе, рестораны, оркестры, бульвары, девушки. Жаль, нету медали за взятие Парижа, я бы его взял за милую душу...

- У моего отца есть медаль "За взятие Кёнигсберга" - сказал я вполголоса. - Он рассказывал, что дело было очень жаркое, что сплошь каменный город горел от наших гаубичных снарядов с фосфором, иначе никак нельзя было взять крепости, в которых сидели замурованные фашисты.
- А медаль "За отвагу" у твоего бати есть? - спросил меня кто-то из ребят.
- Да, есть, - ответил я. - Мы с братом играли с нею в войну и однажды она распалась на колечке на колодку и кругляшок медали. Батя нам тогда "всыпал" подзатыльников от души... И у мамы моей тоже есть медаль "За отвагу" - эту медаль мы с Юркой не трогали.

Потом мы живо пообщались по поводу других медалей СССР: Медаль СССР «Золотая Звезда», Медаль СССР «Серп и молот», Медаль СССР «За оборону Ленинграда», Медаль СССР «За оборону Одессы», Медаль СССР «За оборону Севастополя», Медаль СССР «За оборону Сталинграда», Медаль СССР «Партизану Отечественной войны», Медаль Ушакова, Медаль Нахимова, Медаль СССР «За оборону Кавказа», Медаль СССР «За оборону Москвы», «Медаль материнства», Медаль СССР «За оборону Советского Заполярья», Медаль СССР «За взятие Берлина», Медаль СССР «За взятие Будапешта», Медаль СССР «За взятие Вены», Медаль СССР «За взятие Кенигсберга», Медаль СССР «За освобождение Белграда», Медаль СССР «За освобождение Варшавы», Медаль СССР «За освобождение Праги», Медаль СССР «За победу над Японией», Медаль СССР «В память 800-летия Москвы», Медаль СССР «30 лет Советской Армии и Флота», Медаль СССР «За отличие в охране государственной границы СССР», Медаль СССР «За отличную службу по охране общественного порядка», Медаль СССР «За освоение целинных земель», Медаль СССР «За спасение утопающих», Медаль СССР «За отвагу на пожаре», Медаль СССР «40 лет Вооружённых Сил СССР», Медаль СССР «За оборону Киева», Медаль СССР «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

- Так какую медаль мы назначим Сашке Суворову? - спросил всех Славка Евдокимов. - Ушакова? Нахимова? За отвагу? За боевые заслуги, которых у него пока нет? А может быть, в ознаменование 100-детия со дня рождения В.И. Ленина? За его принципиальность и идейность? А?!
- Нет пока такой медали, которой можно бы наградить Суворова, - заявил, после неловкого молчания всех присутствующих, годок Витька Фёдоров.
- "За отвагу" нельзя, потому что пока мы не были на БС (боевой службе), "за боевые заслуги" - тоже самое, а за его принципиальность и идейность медалей не дают. Так что, Суворов, поезжай ты в отпуск, который заслужил и который тебе дали приказом командира корабля. Для моряка срочной службы отпуск - это всё равно, что медаль за личный подвиг, потому что все и так знают, что отпуск с военно-морской службы дают не по блату, а за дело...

- Это только молодые и салаги, которые ничего не знают, не видели и не испытали, а пришли на корабль на всё готовенькое, завидуют и считают, что ты, Саш, получаешь поощрения от командования "по блату", - добавил неожиданно Витька Фёдоров, который до этого не отличался дружеским расположением ко мне, - Мы, годки, знаем, кем ты был в Дивизионе, на швартовных, заводских и ходовых испытаниях, мы видели тебя в деле рулевым, во время эпидемии, читали и смотрели твои боевые листки и стенгазеты. Ты это делаешь здорово и делай так дальше.
- Главное, - добавил Славка Евдокимов и сильно хлопнул меня по спине, - храни "годковский закон" и передай его по наследству молодым и салагам...

- Какой закон? Какой закон? - начали спрашивать меня, Славку Евдокимова и друг друга присутствующие в ленкаюте.
- А это вам Суворов расскажет, - ответил сурово, как отрезал, Витька Фёдоров. - Если, конечно, захочет. Слушайте его и всё будет "тики-так"...

Так я получил "благословение" годков на второй мой 10-дневный отпуск с выездом на родину. Вечером в эту субботу 14 апреля 1973 года я сообщил замполиту, капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, что отказываюсь от любого иного поощрения, кроме выезда на 10 суток, не считая дороги, в город Суворов Тульской области к моим родителям, к маме и папе. Дмитрий Васильевич обещал поговорить с командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым и определить с ним "окно" в боевой и политической подготовке, когда меня можно "безболезненно для корабля" отпустить домой. Впервые я почувствовал и понял - что-то значу в системе управления боевой подготовкой экипажа корабля на своей новой для меня политслужбе.

И всё таки, расходясь после отбоя из ленкаюты, мы все, кто принимал участие в обсуждении значимости и разницы для моряков срочной службы между отпуском с выездом на родину и награждением медалью, дружно согласились, что быть награждённым медалью "За отвагу" - это, конечно, лучше всего. Подвиг есть подвиг... Славка Евдокимов мечтал о подвиге, стремился к нему и рвался на БС (боевую службу), на которой, он был в этом уверен, обязательно совершит личный подвиг.

- Нет, ребята, - сказал Славка Евдокимов и вздохнул. - Нет. Как хотите, но - нет. Не загадывая вдаль, я скажу, что я не гордый, я согласен на медаль...

Фотоиллюстрация: 14 апреля 1973 года. Балтийское море. БПК "Образцовый", БПК "Свирепый" и другие корабли 128-й БРК 12-й ДиРК и других соединений ДКБФ находились в районе проведения учебно-боевых учений по итогам весенней командно-штабной игры перед выходом наших кораблей на БС (боевую службу) в Северную Атлантику и Средиземное море. Фотография сделана кем-то с борта одного из МРК пр.1234 типа "Овод" (Фото из альбома Зинура Шабикова, группа в ОК "МРК Дивизион плохой погоды ШТОРМ ГРАД МОЛНИЯ РАДУГА"). Как мы тогда горели желанием по-настоящему сразиться с противником в открытом море!.. Кстати, на фотоиллюстрации между нашими корабля видно натовское шпионское судно ВМС ФРГ "OSTE".