Фашизм - это уманские ямы

Валентина Агафонова
              (начало http://www.proza.ru/2018/01/28/2022)
                Евгений Долматовский
                Зелёная брама
Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной
               Отрывок из Роман-газеты №2 (960)
                ***
          Потом, уже после Великой Отечественной войны, в годы нашей борьбы за мир, мне пришлось видеть с далекого или близкого расстояния, еще и еще раз фашистские концлагеря.
          Вспоминаю, сопоставляю, сравниваю и вывожу для себя формулу: фашизм — это уманские ямы, на какой бы покатости земного шара они ни возникали.     Через много лет после войны кровавые уманские ямы вновь замаячили перед моими глазами. Дело было в Париже, на набережной Сены, на книжном развале букинистов. Роясь в старых книгах, я натолкнулся на комплект иллюстрированного журнала войск СС за 1941 год. Был такой журнал, печатался он на языках оккупированных стран. На развороте одного из номеров воспроизведена   фотография – Уманская яма. Мне ли не узнать ее! Груды, именно груды раненых (а может, и трупов) на склонах глиняного карьера. Люди, которые могут еще держаться на ногах, стоят плотно, яма набита ими.
          Я купил старый журнал, привез домой страшную фотографию. Показал ее своим близким, но по их реакции понял, что лучше ее отложить куда-нибудь подальше.
          Прошли еще годы — они теперь несутся быстро. По делам Советского комитета защиты мира я оказался во Франкфурте-на Майне. На аэродроме купил в местном киоске и в ожидании транзита небрежно перелистывал свежий иллюстрированный журнал.
          На развороте в этот раз была напечатана фотография стадиона в столице Чили Сантьяго, превращенного фашистской хунтой в концентрационный лагерь. Груды, именно груды раненых. А люди, которые могут еще держаться на ногах, стоят плотно, стадион набит ими.
          Я вырезал фотографию, она лежала передо мной, когда я писал поэму о солидарности с народом Чили, о Пабло Неруде, о Сальвадоре Альенде. А потом фотография куда-то запропастилась.
          Спросил жену, наводящую порядок в кабинете, не видела ли она вырезку из западногерманского журнала.
          — Я ее убрала. Не   хотела,   чтоб   фотография Уманской ямы напоминала тебе о пережитом.
          — Дорогая моя, это не сорок первый год, а семьдесят третий, это не Умань, а Сантьяго-де Чили! Но как дьявольски похоже…
          После падения фашистской хунты в Греции я побывал на островах Эгейского моря, где хунта гноила своих политических противников. Я спросил у поэта Яниса Рицоса, была ли на острове, куда его бросили, камера пыток. Рицос выразил удивление:
          — Зачем? Камерой пыток был весь остров!
          Всюду, где власть захватывал фашизм, земля покрывалась язвами концентрационных лагерей.
          Средневековые крепости, старинные замки в Испании и Португалии — романтическое прошлое. Одиночные камеры? К чему такая роскошь? Пусть в темноте каждой такой камеры жмутся друг к другу сорок человек. Застенков не хватает? На скорую руку огородить колючей проволокой овраги и ямы!
          Перед человечеством, перед историей равны все узники фашизма: Герои Советского Союза генералы Дмитрий Карбышев и Иван Шепетов, герой Эллады Никое Белояннис, вождь   немецких   коммунистов  Эрнст  Тельман чилийский певец Виктор Хара, вьетнамский патриот Ван Чой, испанский коммунист Хулиан Гримау и еще сотни, тысячи, миллионы. В этой шеренге и многие чудом оставшиеся в живых, увы, уже последние участники битвы в Зелёной браме, прошедшие через ад фашистских концлагерей.
          Но я убежден, что не только в черную книгу: страданий, но и в красную книгу мужества, стойкости, верности Родине должен быть вписан этот и великий (по масштабам прошедшей войны), но коленонепреклонный уманский фронт.
               
            (продолжение http://www.proza.ru/2018/06/18/1515)



Фото взято из интернета http://kaverdon.livejournal.com/35266.html
Если нарушила чьи-то права - удалю незамедлительно.