Приглашение на уик-энд или сон в руку

Ионесса
Сегодня суббота. Ларс пригласил нас провести уик-энд в его родовом гнезде. Это под Лулео. Мы будем кататься на лодке и общаться с его родственниками: братьями, сестрой и их семьями. От нас требуется приготовить овощной гарнир, с той стороны - мясные блюда! Ура! Едем! Такую информацию озвучила мне Светлана. Надо сказать, что ее словесный запас русского стал каким-то скудным. Вероятно, потому что ей все время приходится быть в эмоциональном напряжении? В школе говорят только по-шведски, дома Ларс говорит с ними по-английски и постоянно напоминает, что пора в оборот вводить шведский. Тут еще я приехала и у меня как у ребенка куча вопросов: что, где,когда?

После ужина мы взялись за приготовление гарнира на завтра, помыли, почистили овощи, какие-то довели до полу готовности и все завернули в фольгу. Пора ложиться спать, завтра рано вставать. Но как уснуть, если белые ночи, такие не привычные для южанки, где летняя ночь чёрная, хоть и короткая ... Около одиннадцати вечера, а я даже не включаю свет, чтобы написать свои путевые заметки. В два часа ночи солнце уже взойдет. Каждый день у нас какие-то экскурсии. Ларс обижается, что Света больше проводит время со мной, чем с ним. Боюсь, что это может отразиться на их отношениях, не хотелось бы, конечно... День за днем утекает время в песок. Прошлой ночью не могла долго уснуть, наверное, от обилия впечатлений. Кручусь-верчусь и сегодня. Пусть день будет добрым - я засыпаю с этой мыслью.

Ларс повез нас в Калакс- место, откуда он и все Олссоны родом. В Эйбине (посёлок, где мы живем) мы сели на автобус. За окном мелькают придорожные населенные пункты, я с любопытством смотрю по сторонам. Интересно, почему так много людей собрались вместе, почти в каждом посёлке? Люди одеты больше по-спортивному, лица, в основном, пожилые, правда, и очень много детей. Я делаю вслух предположение: может сегодня воскресник, вернее, может в Швеции тоже есть субботники, воскресники? Светка не знает. На мой вопрос отвечает Ларс: "Сегодня соревнования по боле". Мне это ни о чем не говорит, но, по-крайней мере, я знаю теперь, что существует такая, возможно, национальная игра.

Не доезжая моста, который ведет в центр Лулио, мы выходим. На автобусной остановке в "Вольво" уже ждет нас Анни-Фрид - сестра Ларса. Она привезла нас в дом старшего брата Альберта и его жены. Они как раз обустраивали свою зеленую лужайку возле дома. Все супер приветливы! Мы сфотографировались на мою "мыльницу" обошли усадьбу вокруг и нас пригласили в очень современный дом. Где было очень много картин,как оригиналов, так и копий самых знаменитых современных художников,статуэток и разного-разного эксклюзива.

Распрощались с ними и поехали в Калакс, где на причале стоял катер младшего брата Ларса – Леннарта. Они с женой Гюн-Мари уже ждали нас на причале. Леннарту слегка за сорок, он этакий высоченный моложавый здоровячок, недаром это скандинавское имя означает : сильный как лев. Гюн-Мари наоборот очень маленькая женщина.
Как только я увидела стоящий у причала катер, я просто вошла в ступор: я здесь уже была, я это уже видела и не просто видела – я здесь жила!
Вы подумали, что в прошлой жизни? Нет, я до сих пор сомневаюсь, сколько жизней проживает душа человека, все-таки я придерживаюсь теории, что один раз… Но я видела это во сне! Вспомнив об этом, нисколечки не удивилась, время от времени, я вижу пророческие сны.

Ну, всё: катер отшвартовался и вперёд! По-моему, мы шли сначала по широкой реке, потом по заливу, как выяснилось, это был Ботнический залив Балтийского моря. Скорость была сумасшедшая, брызги в лицо, все смеялись и радовались как дети. Самый счастливый был, кажется, Тимка, ему дали порулить, ну и я, конечно! В общей сложности, мы прошли почти 25 миль, у моряков принято говорить о расстоянии в милях, полюбовались набережной Лулео и вернулись.
Но нас ждал еще один сюрприз: мы не вернулись на причал в Калакс, а на обратной пути подошли к стоянке, где все было оборудовано для отдыха у реки.

Пока распаковывали сумки, разжигали костёр, я отправилась в лес поодаль. Господи, какое умиротворение! Воздух, тишина, рай... Я наклоняюсь к земле: тонкий лучик солнца выхватывает под ногами серебряно-фиолетовую "искринку" - я иду по дорожке из полупрозрачных серых камней! Наклоняюсь, беру в ладонь небольшой прохладный камушек - это чудесный сувенир, который я привезу домой! Леннарт уже пожарил на барбекю прекрасное мясо. От нашей стороны был овощной гарнир, его тоже поджарили на углях, когда мясо было почти готово. Ларс достал из рюкзака бутылку красного вина, фужеры, а Света большой термос с кофе. Анни-Фрид испекла шведский бисквит, оказывается, все помнили и таким образом преподнесли Светлане подарок ко дню рождения! Стол был накрыт, все поздравили её с днем рождения, подарили кулинарную книгу и бутылку вина. Когда тост был произнесён, все пригубили вино за здравие именинницы, а потом трогательно поздравили ее шведской песней. Очень красивая семья и красивые традиции.

Как я поняла в этой большой шведской семье, хранят и берегут вековые традиции, чтут национальные праздники, все, что связано с историей их предков. Еще в доме Ларса я увидела много старинных поделок, полочек, приспособлений, сегодня уже утративших свое предназначение, сделанных вручную, а также картины, написанные мамой Ларса. Где бы я не была, меня всегда интересует культура, быт народа. После прогулки по Ботническому заливу, Анни-Фрид пригласила нас к себе домой. Это родовое гнездо, где родились и прожили значительную часть своей жизни все Олссоны. Для меня было большой удачей увидеть на заднем дворе современного дома старые хозяйственные постройки. Я помню, что в Прибалтике эти строения называются ригой.

Анни-Фрид, видя мой интерес, провела целую экскурсию в этой шведской «риге»: в ней пекли хлеб, держали коров, хранили инструменты, сегодня здесь, кроме старых инструментов, хранят современный скутер… Но самое интересное: прародители этого семейства собрали оригинальную теплосистему, 60 метров которой проходит под землей, для того, чтобы отапливать дом, где живут люди!
В доме хозяйки меня удивило, как здесь бережно хранятся предметы, к которым прикасались те, кто жил здесь до них: это старинный сундук, кресла, стулья, разные шкатулки, полочки, старинные картины. И в то же время в супер современном интерьере органично вписались домотканые полосатые половики и как украшение –пэчворк на стенах. Пэчворк, здесь в Скандинавии, вообще очень популярен. На производстве, где Света проходила языковую практику, из вещей сэконд хэнд делают их в том числе. Мне понравился пэчворк, сделанный из старых джинсов, который Светлана подарила Анни-Фрид. Интересная особенность шведских усадьб, вернее, домов: здесь нет штор на окнах, как и нет заборов около домов…

Пока мы были на экскурсии, приехали из дома Леннарт и Гюн-Мари. Они привезли с собой собаку – очаровательного английского трехцветного спаниэля Эйси с бело-рыже-коричневой шелковой шерстью. Он любил всех !
Мы вышли на улицу, разделились на 2 команды, каждая по три человека и стали играть в боле. Это так: бросают маленький шарик, он меньше теннисного, а затем нужно попасть в него или кинуть как можно ближе к нему металлический шар. Очко или очки тому, кто ближе кинет металлический шар. К сожалению, мы проиграли… Но я получила большое удовольствие! Пока мы играли в боле, Анни-Фрид приготовила пиццу, чай, кофе, и мы устроились на веранде, чтобы вкусить бокал красного вина и пиццу. Здесь традиционно строятся дома с открытыми верандами. Так приятно сидеть и смотреть на открытые пейзажи вокруг, когда мягкий солнечный свет окутывает тебя и умиротворяет. Я и мечтать не могла, что так близко увижу настоящий шведский быт и окунусь в него. Это уже 3-й дом, который я посетила в Швеции. У Ларса – квартира, в ней всего 75 метров, а увидеть настоящий шведский дом и каждый по-своему неповторимый, это что-то!

Анни-Фрид была очень гостеприимна. Она – босс, фармацевт высокой квалификации. И еще у нее есть хобби: она актриса в самодеятельном театре, Света рассказала мне, что она здорово изображает мужиков. День переполнен впечатлениями. Я видела что даже Тиме было совсем не скучно с нами - взрослыми. Тима так повзрослел здесь. К тому же он, наверное, в первый раз в жизни стоял у штурвала, когда вел катер по навигационной карте компьютера. У него получалось это очень хорошо!
Впрочем, есть в кого: его отец - военный моряк в отставке. А мы «заболели морем» со Светкой почти одновременно – в юности, а встретились и познакомились уже в яхтклубе. И пока не получили корочки яхтенного рулевого, циклевали, шкурили, олифили, лакировали, красили яхту, штопали паруса, а потом уже гонялись на «Драконе». У нас в то время была единственная женская команда.
Как здорово, когда солнце долго не заходит! Теряется ощущение времени... День кажется бесконечно длинным и прекрасным. Домой мы возвращались поздно вечером, но было светло как днем.

Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/18/1777