Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 9

Василий Азоронок
(Продолжение)

ОБОГАЩЕНИЕ

Все же, еще раз подчеркнем: местная община, не зацикливаясь на одной вере, как единственно правильной и абсолютно справедливой, возвысила среду, обогатив ее духовным разнообразием - богатством, который заложен в любой религии. Да и не могло быть иначе, где жизнь начиналась в белом обличье. 

И тогда можно обратить взгляд на развитие Лепеля под другим углом. Город начинался оттуда, где во времена сильной Полоцкой земли существовал островной замок, была гавань, а напротив развивался Белый (район современного Старого Лепеля). Диспозиция "в сторону Полоцка", в глубине озерной местности, стала невыгодной с точки зрения контроля за передвижением торговых речных потоков, и «литовские люди» "застолбили" пространство южнее, ближе к руслам двух рек – на «перепутье» Ясы и Улы.

Началось освоение более выгодной позиции. Вильно уловило факт преимущества доходного места, тем более, что зависимость от Полоцка снизилась. Однако православное течение сохраняло традиционоое влияние, и Сапега выстроил духовный храм, который отвечал потребностям новых людей, выделив также для католических нужд часть земли из собственного фонда, приобретенного посредством родственных связей. (Примерно по такому же принципу развивается сегодня предпринимательство на трассе Минск-Полоцк, в прибрежье Эссы; разница лишь в том, что владельцу стоянки машин земельный участок достался из сельского фонда).

Освоившись на новом месте, великий канцлер ВКЛ «перекинулся» на восточное побережье озера, приобретя наследство и там. А полоцкая знать переключилась на процессы уточнения границ с Витебским и Оршанским поветами.

И та дорога, по которой мы шли, потеряла значение?

Да, когда «литовские люди» распространились на восточную часть озера, то появился новый путь - по правому берегу Ясы-Эссы, превращенный позже в Борисовский тракт.

На снимке: деревенская дорога, соединявшая два мира, два повета - Полоцкий и Виленский; за кадром - место, названное "под Крестом".
18.06/18