Дело Собчака

Олег Сенатов
Новый фильм Веры Кричевской «Дело Собчака» принципиально отличается от ее предыдущей работы – «Слишком свободный человек», - ибо фильм о Борисе Немцове – оппозиционный, а «Дело Собчака» - провластный. Это и неудивительно, так как в его центре находятся три фигуры – Анатолий Собчак, Владимир Путин, и Ксения Собчак, причем Путин, главным образом, представлен своим интервью, которое он дал специально для этого фильма. Почему власти положительно откликнулись на идею Ксении Собчак снять фильм о ее отце, и даже приняли в нем самое живое участие (помимо Путина в фильме дают интервью Дмитрий Медведев, Алексей Кудрин, Виктор Золотов, а в титрах отметились даже наши национальные имиджмекеры – Константин Эрнст и Олег Добродеев)?
Вспомним знаменитый тезис, что, живя в России, мы знаем все о своем будущем, но имеем непредсказуемое прошлое. Вот и сейчас действующая власть принялась за очередную переделку Новейшей отечественной истории. Вплоть до последнего времени нам ее преподносили в следующей интерпретации: возрождение страны началось в 2000 году с приходом Путина, а до этого были сплошь  мрак и ужас. Видимо, это представление теперь признано устаревшим, и для эпохи 90-х, до сих пор огульно охаивавшейся, с целью ее частичной реабилитации решено найти национального героя. Первым на эту роль напрашивается образ Собчака, ибо, если бы не он, то Путин, по его собственным словам, был бы сейчас никем. Чтобы из такой яркой личности со сложной судьбой сделать икону, ретуши потребовалось совсем немного: например, оказалось, что мэр Петербурга, якобы, выказывал недовольство гайдаровской экономической реформой. Весь же его крестный путь, эксплицированный в фильме: отстранение от власти, преследование со стороны силовиков, санкционированное Ельциным, чудесное спасение, организованное лично Путиным, - все соответствует фактам; их осталось лишь эффектно подать, что и было сделано Кричевской с большим мастерством – Анатолий Собчак предстал в облике едва ли не святого.
Высокий уровень режиссуры особенно проявился  в лепке нового имиджа для Ксении Собчак, бывшей до сего времени национальным аллергеном. В фильме она показана либо маленькой девочкой, либо серьезной, вдумчивой женщиной, которую, подчас, даже невозможно узнать. Подлинным шедевром является сцена, заимствованная из фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином»: Ксения Собчак в позе Бруно Ганца с крыши «дома Зингер» смотрит на Казанский собор; для полного сходства с персонажем Вендерса ей не хватает разве что ангельских крылышек…
Понимающему ясно: власть адресует либеральной оппозиции примирительный жест; условия мирного сосуществования четко сформулированы: будь сейчас Собчак жив – сказал Путин – он бы не расшатывал действующую власть. Заодно власть дала понять, что в роли лидера либеральной оппозиции Ксения Собчак ее вполне устраивает.
Знак дан: теперь слово за либеральной оппозицией.
Перед просмотром фильма, войдя в кинозал, я обнаружил, что он заполнен наполовину, что для серьезного фильма немало; публика, в основном, состояла из интеллигентных старушек и молодых людей. По окончании фильма вспыхнули, было,  робкие аплодисменты, но быстро угасли, ограничившись лишь несколькими хлопками…
Такая вялая реакция обескураживает, тем более, что я предвижу куда более энергичный отпор со стороны лагеря антилиберального, - например, вспышку «праведного» негодования пикейных жилетов из тусовки под названием «Вечер с Владимиром Соловьевым».
                Июнь 2018 г.