Карнаух Анатолий Георгиевич. Село Арзгир

Владимир Пузиков
На фото: Анатолий Карнаух в Израиле. Мемориал в Арзгирской балке.

***

О памяти в будни и в праздники.

Карнаух Анатолий Георгиевич из Арзгира занимается восстановлением имен земляков, погибших и пропавших во время Великой Отечественной войны.

Анатолий Карнаух – постоянный автор «Ставропольской правды», и читатели знают его, прежде всего, по публикациям под рубрикой «У дачи». Но еще одно его постоянное дело – это краеведческая работа, восстановление имен земляков, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной. По его инициативе и благодаря его исследованиям в селе Арзгир на Стене памяти появилось 749 новых имен, а в Книге памяти – более тысячи. Выяснена судьба 50 арзгирчан, погибших в плену. Составлены списки 219 человек, не получивших награды. Работа проведена колоссальная. И она продолжается. Собственно, об этом и хочется рассказать нашим читателям.

Во время Великой Отечественной войны Арзгирский район был оккупирован фашистами с августа 1942 года по январь 1943 года. На фронт ушли тысячи местных жителей, каждый второй не вернулся домой. Исследователь говорит, что работой этой начал заниматься по зову сердца и исключительно на общественных началах:

«Вдруг понял, что это касается меня, и я должен этим заниматься. Ведь мой отец Георгий Григорьевич Карнаух – фронтовик, а мать, Мария Ивановна Карнаух, 16-летней девчонкой работала по 12 часов в сутки на военных заводах Ижевска и Челябинска».

Что подтолкнуло к исследованиям? Сопоставил цифры погибших из официальной статистики, сравнил с тем, что вспоминают ветераны села. Обнаружил много несовпадений. Главный вопрос, который не давал покоя: сколько арзгирцев ушло на фронт и как складывались их дальнейшие судьбы?

Итак, следующий шаг – изучение архивных документов: похозяйственные книги переписи населения 1943-1947 годов по Арзгирскому сельскому совету. Я стал переписывать все фамилии в свой блокнот. Приходилось тщательно сверять данные на каждого ушедшего на фронт. В похозяйственных книгах имеется графа «Отметки об отсутствующих», где указывались конкретные люди, находящиеся на войне, время их призыва в армию, а у некоторых стояли отметки «погиб». Вначале выбрал всех участников войны. Потом стал методично проверять, кто из них погиб. Иногда у меня сдавали нервы. В ушах стоял непрерывный стон и плач жен, родителей, детей. Были семьи, у которых погибло несколько человек из семьи, были такие, кто потерял главу семьи, единственного сына...

Завершилась огромная и тяжкая работа. Но результат превзошел все ожидания: были получены сведения о более чем 100 погибших земляках. Оставалось продолжить поиски по документам из электронного банка «Мемориал» и других источников. Из электронного банка использованы такие архивные документы, как картотека потерь, информация из донесений о безвозвратных потерях, из медицинских документов и другие. Через этот сайт были запрошены фамилии всех арзгирцев, которые были в похозяйственных книгах переписи населения. Эта база данных помогла восстановить многие имена. А в итоге в районной газете появился скорбный список земляков, погибших в годы войны».

Много информации удалось получить на сайте «Подвиг народа» Министерства обороны. Он постоянно обновляется. В системе доступны документы более 200 тысяч архивных дел, общий объем – около 100 миллионов листов. Перелопатив сотни документов о наградах, Анатолий Георгиевич обнаружил информацию о том, что 73 человека были награждены за боевые подвиги орденами и медалями после гибели. Все эти уточненные данные вошли в новое издание районной Книги памяти. Он вернул из небытия медаль «За отвагу», которой был награжден еще 70 лет назад Николай Михайлович Мурченко.

Как рассказывает Анатолий Карнаух, неоценимая помощь в поиске пропавших без вести была получена в Центре документации и информации жертв Второй мировой войны при объединении «Саксонские мемориалы» в Германии. Первые документы на военнопленных потрясли его своей педантичностью. Недаром немцы во всем любят порядок. Учет вели тоже скрупулезно. Делали фотографии, снимали отпечатки пальцев, заполняли такие же сведения о военнопленных. В итоге выяснились подробности о многих судьбах.

К поисковику обратилась Н. Набеда: «Очень хочется узнать, где похоронен мой отец В.М. Харченко, а вдруг есть отдельная могила?»

А. Карнаух отправил запрос в объединение «Саксонские мемориалы». Первый ответ был получен такого содержания: «В списке захороненных советских военнопленных действительно написано, что В.М. Харченко похоронен в могиле 0480. С тех пор произошли перезахоронения, и большинство могил теперь братские. Существует ли индивидуальная могила В.М. Харченко, мы, к сожалению, не знаем».

А. Карнаух посчитал этот ответ отпиской и продолжил поиск. Благодаря помощи руководителя военно-мемориального отдела Посольства РФ в Германии В. Кукина он выяснил адрес администрации мемориального кладбища в городе Бохольте. Затем отправил электронное письмо директору кладбища Георгу Телингу и вскоре получил три фотографии индивидуальной могилы В.М. Харченко. Теперь судьба солдата известна до конца.

– Когда передал фотографии его дочери, она поцеловала одну из них и заплакала. Меня настолько потрясло увиденное, что тоже не смог сдержать слез, – рассказывает А. Карнаух.

В течение всего 2014 года районная газета печатала сенсационные материалы о новых именах арзгирцев, погибших на войне. О тех, о ком ничего не было известно долгих 70 лет! Поражают своей трагичностью судьбы военнопленных.
Создатель сайта «Поисковое движение на Кавказе» А. Бекичев передал копии документов о гибели земляков в немецком плену на 50 человек. Так выяснилась история погибшего в плену Егора Александровича Дандыля. Он похоронен в братской могиле советских военнопленных в Фукье-ле-Ланс, департамент Па-де-Кале во Франции. Родственники всю жизнь считали пропавшим без вести Иосифа Петровича Резвенко, надеялись на чудо, ждали возвращения домой. И только теперь узнали, что похоронен он на мемориальном кладбище «Зиммерат-Рурберг» в Германии.

19 сентября 1942 года Арзгирским райвоенкоматом был призван на фронт Т.Ф. Фирсов. Как свидетельствуют документы, он пропал без вести. Как выяснилось, пленен под Сталинградом. Находился в шталаге 302 (II H) «Гросс Борн-Редеритц». Умер 24 июня 1944 года. Место захоронения – Зандбостель. Через столько лет благодаря А. Карнауху родные узнали о судьбе Трофима Федоровича.

Погиб в плену и Егор Сидорович Николаенко. В Арзгире живет его внучка И. Николаенко. Родственники благодарны, что теперь имя дедушки будет занесено и в Книгу памяти Арзгирского района и на мемориал Стена памяти. Ранее за отсутствием сведений об отце им в такой просьбе отказали. Справедливость восстановлена.
Трагическим историям нет конца…

И вот уникальный случай о том, как на Стене памяти появилась фамилия Липы Казимирского. Родственники нашлись сразу. В газете «Ставропольская правда» 20 июня 2007 года напечатана статья «Сгинул в вихре войны» Леонида Казимирского. Это письмо – просьба найти хоть какие, сведения о судьбе его дедушки Липы Давид-Лейбовича Казимирского. Помог случай. Во время поисков тех, кто был расстрелян в Арзгирской балке, у А. Карнауха завязалась переписка с Ильей Альтманом, основателем и сопредседателем научно-просветительского фонда «Холокост». Так были найдены восемь имен, которые сейчас нанесены на памятнике, установленном на месте расстрела.

Среди данных, присланных из музея «Яд Вашем» в Израиле, были сведения о Л. Казимирском:
«Липа Казимирский родился в 1898 году. Место жительства до войны – Кишинев, Румыния. Место во время войны – Арзгир, Россия. Липа погиб в армии в 1942 г. Место смерти – Вооруженные силы Советского Союза. Источником этой информации является лист свидетельских показаний. Идентификационный номер 3940717».
Эти сведения стали сенсацией для внука: «Я уже не верил, что когда-нибудь вспомнят о моем погибшем деде, который ушел добровольно на верную смерть».

В результате исследований проведена реконструкция мемориала Стена памяти, теперь там 1617 фамилий арзгирцев, заново создана Книга памяти Арзгирского района, которая включает 4152 защитников Отечества. Сотни новых имен – личная заслуга А. Карнауха. Поистине, это нужно не мертвым – это нужно живым! И работа продолжается.

Александр Загайнов. Газета «Ставропольская правда»,
17 июля 2015 г. [57]


***

Праведник земли Российской

По приглашению РЕК в Израиле побывал Анатолий Карнаух - член Союза журналистов России, ставропольский историк и краевед, стараниями которого были установлены имена десятков жертв Холокоста на юге России. Он же был инициатором установки памятников в рамках проекта РЕК «Вернуть достоинство» на местах их массовых расстрелов, а также стал автором эскизов для большинства этих памятников.

«Еврейские организации России, мемориальный институт «Яд Вашем» ведут немалую работу по восстановлению памяти, - ежегодно удается найти сотни имен. Но куда важнее, значительнее, на мой взгляд, когда эту работу по собственной инициативе, по зову души ведут русские люди - такие, как Анатолий Георгиевич Карнаух, - говорит Юрий Домбровский, председатель совета попечителей проекта РЕК “Вернуть достоинство“. - Только с помощью таких праведников мы можем прийти к будущему миру без геноцидов, без погромов, без национальной ненависти».

Несмотря на давний интерес и уважение к истории еврейского народа, Анатолий Карнаух до этого еще ни разу не был в Израиле. РЕК и центр «Холокост» предоставили ему такую возможность. Российский краевед увидел многие достопримечательности страны, о которой знал только из телепрограмм и книг. И прежде всего, посетил мемориал «Яд Вашем», где почтил память шести миллионов жертв Холокоста.

Впрочем, для Анатолия Карнауха важно было побывать в Израиль не только ради экскурсий. В Иерусалиме он принял участие в семинаре Мемориального комплекса «Яд Вашем», организованного для педагогов из 22 российских регионов.

Лекции по истории европейских евреев, изучение архивных документов, общение с коллегами - всё это еще больше укрепило А. Карнауха в решимости продолжать работу по поиску имен и увековечению жертв Холокоста. (11.04.2017 г. Сайт Российского Еврейского Конгресса)

Владимир Пузиков
2018 г.