Мели, Емеля

Ирина Гирфанова
Хотите верьте, хотите нет, а чудеса в нашей жизни случаются. В моей их было целых три.
Первое произошло, когда мне было семь лет. Помню, как сейчас: купался в море и меня унесла волна. Помню мутно-зелёную воду, свою уверенность: сейчас коснусь дна, оттолкнусь и выберусь. Помню, как долго задерживал дыхание и ждал — вот сейчас, ещё чуточку потерпеть. А потом воздух закончился, в глазах потемнело и я понял, что больше не увижу белый свет, не вдохну полной грудью, не почувствую твёрдую землю под ногами. Нет, вру: я не помню, что чувствовал. Не мудрено — сорок лет прошло. Но, ей Богу, помню, как в голове прозвучало: «держись, малёк, помогу тебе. Когда-нибудь и ты мне пригодишься». Голос нежный такой, женский. Очнулся я на берегу, на руках перепуганной бабушки. Слышал, как вечером по телефону она маме рассказывала, будто меня волна на берег вынесла. Ну, разве не чудо? Не верите? Вот и мама, по-счастью, не поверила. Почему по-счастью? Потому что не забрала от бабушки. Подумала, что бабуля всё выдумала, хочет, чтобы я с родителями рос. Но для этого маме пришлось бы оставить любимую работу. Мама моя артистка, гастроли-командировки. А папа — капитан дальнего плавания. Вот я у бабули и рос. Сначала потому, что за мной присмотр нужен был, после — наоборот. Когда мне было пятнадцать, бабушка заболела, и уже я стал за ней ухаживать. Короче, умерла моя бабуля, когда мне двадцать пять стукнуло. И оставила мне свою квартиру. Вот тогда и произошло со мной второе чудо.

Началось всё с соли. В день похорон, вернее, вечер уже, вернулся я с поминок и какое-то время сидел в прострации. Ничего не хотелось. Хорошо, рядом никого, можно было поплакать от души. Так в слезах, не раздеваясь, и заснул.
Утром проснулся, есть не хочется, но работа такая, что не завтракать нельзя — потом времени может не быть на обед, бывает, задерживаюсь допоздна. Я работаю экспедитором в частной транспортной компании. Принцип, правильно — волка ноги кормят. Так вот, пошарил в холодильнике, нашёл яйца, колбасу, масло и обнаружил, что нет соли. Бабушка, хоть на улицу не выходила и не убиралась, но готовить мне не доверяла.  Ну, думаю, прямо классика: придётся идти к соседям. Вышел на лестничную площадку, звоню в соседнюю дверь. Бабушка не любила соседку Аглаю, но не бежать же в магазин из-за этой ерунды. Да и на работу опоздаю. Долго я там топтался. «Ну выйди же ты! - возопиил про себя, - или соли жалко?»  Когда уже уходить собрался, дверь приоткрылась. И я сразу забыл, зачем пришёл. На пороге стояла девчонка ну просто неземной красоты: волосы цвета янтаря, глаза необыкновенного какого-то лазурного цвета, кожа белая, как пена морская. Можете смеяться сколько угодно, но имено так я тогда и подумал. Мне даже показалось, что от неё сияние исходит. Ну и что, что столько лет прошло? В жизни каждого человека есть моменты, которые не забываются. Ну, если у вас нет, то мне вас чес-слово, жаль. Так вот, я от неожиданности и от красоты такой сначала остолбенел. Потом как-то само сорвалось:
- Ты кто?
Она насмешливо так улыбнулась и ответила, прямо скажем, неласково:
- Дед Пихто. Чего надо?
Я говорю:
- Девушка, ну зачем же грубить? Людей любить надо!
- За что их любить? - в её голосе мне почему-то почудилась горечь и дальше шутить я не решился.
- Прости, не хотел обидеть. Я сосед, вот, напротив. Соли хотел попросить. Я бабулю вчера похоронил, ещё не освоился один. Меня Емельян зовут. А тебя?
Она посмотрела  недоверчиво так и нехотя говорит:
- Марина. Знаю про тебя. Подожди, сейчас принесу.
Я набрался смелости или наглости, называйте как хотите, и говорю:
- Мариша, может я зайду? Чего через порог-то?
- Нет, - отвечает, - Аглая браниться станет, коли узнает, что я незнакомцу отворяла.
- Я же не незнакомец, -  возражаю. - Аглая меня хорошо знает.
- Она не дозволяет мне подходить к двери, - донеслось из глубины квартиры.
- Почему? Ты же не в тюрьме.
- На вот, - сказала Марина, выходя ко мне, - морская только. Не в тюрьме, да в неволе.
Сказала и взгляд в сторону отвела.
- Спасибо, Маришенька. Можно, я ещё приду?
- Ступай уже.
И захлопнула дверь прямо у меня перед носом. Внизу лязгнул металл - кто-то вошёл с улицы. Я решил не задерживаться — Аглая владела магическим салоном, могла приходить и уходить в любое время. Ну, как притащится? Глаза у неё всегда злющие, вдруг и правда Марине навредит.

Вернувшись к себе, подошёл к зеркалу. Смотрю: ну и видок - мятая чёрная рубаха поверх не менее мятых брюк, нечёсаные волосы сухой соломой торчат в разные стороны. И глаза какие-то ввалившиеся, не голубые, как всегда, а мутновато-сероватые. И вся моя широкая курносая физиономия с впалыми щеками и бледными губами больше смахивает на фейс потрёпанного жизнью алкаша, а не на лицо молодого и вполне приличного человека. «Хорош, ничего не скажешь: стричься давно пора, и переодеться надо было, - разозлился я на себя. - Хотя бы причесаться. Ну и ладно. А что ж я бабулю-то помянуть не предложил? Вот дурень! Эх, бабуля, бабуля. Как там говорится — пусть земля тебе пухом будет». Воспоминания о бабушке на какое-то время заслонили мысли о Марине, но ненадолго. Весь оставшийся день таинственная Марина не выходила у меня из головы. Да и ночь тоже. И на работе весь следующий день. Почему таинственная? Да потому что я с детства жил по соседству, но ни разу её не видел. Аглая купила эту квартиру лет пять назад. Эта дамочка, честно говоря,  меня совершенно не интересовала, но такую, как Марина, я не заметить не мог. Откуда она взялась? Ни про какую Марину и бабуля ни разу не упоминала. Бабуля, бабуля, покойся с миром. Пусто мне без тебя. Отец с мамой младшую сестру растят, а я без тебя как будто один остался.


День после похорон прошёл, как в тумане. Наверное, сказывалось нервное напряжение последних дней и бессонная ночь.  В таком состоянии много не наездишь, и шеф отпустил меня пораньше. Проходя мимо соседской квартиры, я сказал тихонько: «Марина, Марина, как бы я хотел тебя снова увидеть!» И зашёл к себе. Постоял, вспоминая её необыкновенные глаза, прошёл на кухню, разложил на столе хлеб, масло, колбасу. Сделал бутерброд и только успел откусить, как вдруг услышал негромкий стук в дверь. Как всегда, не спрашивая, открыл и от неожиданности на секунду потерял дар речи.
- Привет! - проговорил с набитым ртом. - Умеешь ты удивлять.
- Умею.
 Марина прошла мимо меня на кухню, присела на табурет. Я поспешил следом.
- Будешь? - кивнул на еду, а сам торопливо проглотил чуть было не застрявший в горле кусок.
- Нет. Ты сегодня рано, Емеля. Смешное у тебя имя.
- Да, мода на старинные имена стоила мне моря слёз в детстве. А что рано — с работы отпустили, чтобы отдохнул как следует. Чтоб убытку не принёс больше, чем прибытку.
 
Она встала, подошла к репродукции «Девятого вала» на стене. Потом взяла в руки большую ракушку с холодильника, поднесла к уху и замерла, закрыв глаза. Мне показалось — сейчас заплачет.
- Откуда это у тебя? - спросила, не открывая глаз.
- Нравится? Отец откуда-то привёз. Он весь мир объездил, вернее, все моря прошёл. Я тоже хотел бы обойти вокруг света. Теперь попробую, никто и ничто не держит, - сказал я, вздыхая. - А ты? О чём ты мечтаешь?
Марина бережно поставила ракушку на прежнее место.
- Я?
Мне показалось, она растерялась.
- Моя мечта плавает в аквариуме у Аглаи, - сказала грустно.
Я с удивлением подумал: «Что это с ней? Аглаю боится, говорит загадками».
- Мариша, расскажи о себе? Кем тебе приходится Аглая? Странная она. Ни с кем не общается, в квартиру не пускает даже слесарей. Как-то звонили ей: этажом выше трубу прорвало, а она сказала, что у неё всё в порядке.
- У нас всегда всё в порядке, - сказала Марина с сарказмом.
Я, пытаясь её разговорить, продолжал:
- И злая всегда. Мимо идёт, хочется поскорее проскочить, пока в лягушку не превратила.
Марина засмеялась. Я в шутку предположил:
- Может имидж у неё такой? Для владелицы ведьмовского салона в самый раз. Не видела, как она колдует?
- О чём ты? - улыбка сошла с лица Марины, оно стало строгим, даже сердитым. - Пойду я, придёт она скоро.
- Чего ты сорвалась? - осёкся я. - Подожди, мы же ничего плохого не делаем.

Но Марина ушла. А я почувствовал тогда в первый раз необъяснимую тревогу. Было в отношениях Марины и Аглаи что-то необычное. Вопросы не умещались в моей голове: почему Марина боится Аглаю?  Почему никогда не выходит из дома? Кем они приходятся друг другу? Я почему-то был уверен, что расспрашивать Марину бесполезно. И чувствовал, что с Аглаей про Марину тоже лучше не заговаривать.


На другой день мне предстоял тяжёлый рейс и на работу я вышел позже обычного. Шеф велел хорошенько отдохнуть. В дверях столкнулся с Аглаей, выходящей из своей квартиры. Я как всегда вежливо поздоровался:
- Привет, Аглая!
Она смерила меня ледяным взглядом чёрных глаз и пренебрежительно процедила, почти не разжимая бледных губ:
- Здрасьть. 
Аглая была высокая, худая, бледная, лет сорока. Волосы красила в чёрный цвет, одевалась, как позапрошлогодняя моль: длинные бесформенные серые платья или мешковатые юбки с допотопными блузками, туфли на низком каблуке, нелепые шляпки — типичная старая дева века эдак восемнадцатого. Такой тип женщин характерен тем, что в любом возрасте выглядит примерно одинаково. 
- Аглая, а ты правда экстрасенс? - с невинным видом спросил я.
- Чего? - остановила она свой величавый шаг.
- Да вот бабуля снится как-то нехорошо. Может надо ей чего?
- Это не ко мне, - высокомерно сказала Аглая и спустилась на ступеньку.
- А чем ты занимаешься? - обрадовался я тому, что она снизошла до разговора.
- Желания исполняю, - в том же тоне произнесла Аглая. - Тебе не по карману. 
И она степенно спустилась ещё на пару ступеней.
- Тем, кому по карману, магия не нужна, - парировал я. - За деньги можно и так всё купить.
Аглая остановилась, обернулась, осмотрела меня снизу доверху и обратно, медленно отчеканила:
- Всё не всё, а исполнение желаний можно. У меня. И стоит это дорого. Многие не скупятся.
- И что, можно пожелать всё, что угодно? И сбывается? - не унимался я.
- Никто не жаловался, - надменно сказала Аглая и пошла дальше, не оглядываясь.
- Постой, Аглая! - я в три прыжка догнал её. - Если я пожелаю много денег и половину отдам тебе? Сбудется?
Она остановилась, повернулась всем телом.
- А ты не так глуп, как кажешься, - её тонкие губы дрогнули в подобии улыбки. - На визитку. Имей ввиду — со мной дурёж не проходит. Не расплатишься, потеряешь всё. Даже то, что раньше имел. Приходи в салон. Нужно всё делать как должно.
Аглая продолжила спуск, а я вернулся к себе. Увидел в окно, как она садится в такси, как отъезжает от дома. Выждал ещё минутку и позвонил в соседскую дверь. Ждать пришлось долго, но надо же сказать Марине, что меня не будет дня три.
Дверь распахнулась внезапно, когда уже надежда улетучилась. Марина стояла на пороге хмурая, расстроенная.
- Чего тебе? - спросила, будто не было вчера никакого мирного общения.
- Повидать хотел, - сказал я. - Уезжаю сегодня. Надолго.
- А от меня-то чего хочешь?
- Хочу, чтобы у тебя всё хорошо было, пока меня нет. А после, со мной, ещё лучше. Ещё вернуться поскорее хочу, чтобы снова тебя увидеть. Ещё...
- Стоп-стоп-стоп! - замахала она руками. - Поосторожнее с желаниями. Но всё равно, спасибо.
- За что? - не понял я.
- За то, что бывают и добрые люди.
И она закрыла дверь. Я потоптался немного и поспешил на работу.

Поездка оказалась на удивление лёгкой и я вернулся раньше, чем планировал. Следующий день был выходной. Я выспался, встал, умылся и думал, под каким бы предлогом зайти к соседям, когда раздался стук в дверь. Я сразу догадался, кто это — уже  заметил, что Марина не звонит, а стучится. И не ошибся.
- Привет, - сказала она и улыбнулась так, что показалось, будто в подъезде сверкнул солнечный луч. - Хотел меня видеть?
- Проходи. Ещё как хотел. А что Аглая?
- Ушла. Как поездка?
- На редкость удачно, Маришенька. Будто помогал кто.
Марина улыбнулась, взяла раковину, поднесла к уху и замерла, зажмурившись. Некоторое время я стоял и любовался ей. Потом сказал:
- Возьми себе, если так нравится.
Но она положила раковину на место и торопливо проговорила:
- Нет-нет. Мне негде её спрятать. Нельзя, чтобы Аглая видела. Нельзя, чтобы узнала, что я вижусь с кем-то.
Я не удержался от вопросов.
- Маришенька, расскажи, почему ты её так боишься? Может я смогу помочь? Кто она тебе?
Она усмехнулась.
- Возможно, ты мне поможешь. Но только это должно произойти без моей подсказки. Ладно, мне пора.
- Но Аглая вернётся не скоро.
- У меня много работы. Надо всё сделать к её приходу.
Меня вдруг осенило.
- Ты нелегалка? Она забрала твои документы? Вот зараза! Да мы её сдадим налоговой и всё. Ты свободна!
Марина вздрогнула.
- Даже не думай! Всё совсем не так, как тебе кажется. Пока.
Она поспешила к двери.
- Как же я хочу сходить с тобой на море! - вырвалось  у меня невольно. - Полчаса на автобусе и там. Может рванём, пока Аглаи нет? Она и не заметит!
Реакция Марины была неожиданной. Она повернулась и бросилась ко мне на шею.
- Спасибо тебе! - воскликнула смеясь. Глаза её сияли, да и сама она вся светилась.
Я опешил.
- За что? Нет, мне, конечно, приятно, что ты меня обнимаешь, я даже не буду против, если поцелуешь, но я же ещё ничего не сделал. Вот когда назагораемся, накупаемся, тогда — другой вопрос.
- Ты ничего не понимаешь, - воскликнула она, чмокнула меня в щёку и убежала.
Я потрогал место поцелуя и подумал на полном серьёзе: «Неделю не буду умываться».

В ближайшую субботу я позвонил в соседскую дверь. Время близилось к обеду, я почему-то был уверен, что Аглаи нет дома. К моему разочарованию, дверь открыла именно она.
- Кто тут буянит? Емеля? Чего тебе?
Я не растерялся.
- Аглая, мне деньги срочно нужны. Пожалуйста, одолжи, а? Больше просить не у кого.
Аглая нахмурилась.
- Взаймы не даю, - сказала на высокой ноте. - Принципиально!
Это звучало, примерно как «обжалованию не подлежит!»
- Тогда я напишу предсмертную записку: «В моей смерти прошу винить соседку Аглаю!»
- Да пиши, что угодно. Кстати, если нужны деньги, почему в салон ко мне не пришёл? Я же говорила — любое желание выполнить могу.
Я с показной безнадёгой махнул рукой.
- Ты своим тётенькам эти сказки рассказывай, а мне не до глупостей, - сказал, направляясь к своей двери.
- Кретин, - услышал вслед. Соседская дверь захлопнулась. И всё же, Аглая никак не повлияла на моё настроение. Я был уверен, что Марина слышала этот разговор и придёт, как только будет возможность. Так и получилось. Вскоре Аглая ушла, а ко мне постучалась Марина. В руках у неё был круглый аквариум, в котором плавала маленькая золотая рыбка.
- Мариша, - я завёл её к себе и закрыл дверь, - Аглая надолго ушла? Может успеем? А? К морю прогуляемся пока твоей тюремщицы нет? Собирайся.
Она, улыбаясь, сказала:
- А я уже собралась. Вот.
При взгляде на рыбку лицо её озарилось таким внутренним светом, что я не стал ничего уточнять.
- Ладно. Пошли. Хоть бы у нас всё получилось!
Марина улыбнулась, уверенно произнесла:
- Получится, не сомневайся. Можно?
Она взяла приглянувшуюся ракушку.
- Бери, конечно.
Что раковина, я готов был отдать ей свою жизнь.

Всю дорогу Марина не выпускала аквариум из рук. Ракушку она положила в воду и рыбка сразу же спряталась там.
- Маришенька, чем тебя так привязала Аглая? – задал я, наконец, главный, давно мучающий меня вопрос.
- Вот этим, - ответила она, кивая на аквариум. – Не спрашивай пока, хорошо? Я потом всё объясню.
- А Аглая, она, правда, может желания исполнять? – спросил я, чтобы поддержать разговор. Ни в какие аномальные способности людей я никогда не верил.
- Это я умею исполнять желания, - буднично произнесла Марина, не сводя глаз с раковины, из которой выглядывал кончик золотистого хвоста.
- А если серьёзно? - сказал я.
Она взглянула на меня удивительными лазоревыми глазами.
- Я серьёзно. Аглая открыла салон, к ней приходят люди, она записывает желания, приносит, а я на следующий день исполняю.
- Любые? – с иронией поинтересовался я, не веря ни одному её слову.
- Да.
- Даже если кто-то кого-то хочет убить?
- Мне всё равно. Это их проблемы. Значит, есть за что. Сами виноваты. Зато умирают легко.
Я ошарашено посмотрел на Марину. Хоть я по-прежнему ей не верил, не верил в её волшебные способности, но она так серьёзно говорила об убийстве, что в этом — поверил. Мне стало не по себе.
- И тебе их не жалко? Люди же всё-таки, какие-никакие.
- Почему я должна жалеть их? Людей этих, каких-никаких.
Она горько усмехнулась.
- Не пугай меня, Маришенька.
Я через силу рассмеялся, обнял и хотел притянуть её к себе. Но Марина отстранилась.
- Емельян, я знаю, тебе кажется, что ты влюблён в меня. Я очень благодарна тебе за то, что ты вызволил меня от Аглаи. Ты второй хороший человек, которого я встречаю.
- Второй? А первый кто? – ревность всколыхнула кровь, хотя до сих пор я за собой этой слабости не замечал.
- Неважно. Наша встреча не принесла ему радости. И тебе вряд ли принесёт. Но я попробую отблагодарить. Проси, чего хочешь. Только подумай хорошенько.
- Хочу, чтобы всё у нас с тобой было хорошо, - я опять попытался обнять Марину. И опять она отстранилась.
- Спасибо. У нас с тобой всё будет хорошо. Но по отдельности. Пожелай что-нибудь лично себе. Но не сейчас. Давай немного помолчим, а?

Как только мы пришли на берег, Марина зашла по колено в воду и опустила аквариум в воду. Её рыбка робко выплыла из привычной стекляшки и сначала вяло закачалась на светящейся в лучах солнца волне, потом весело плеснула хвостом, пару раз выпрыгнула, резвясь, и скрылась в глубине. Проводив её взглядом, Марина повернулась ко мне.
- Ну, вот и всё, - сказала она с облегчением. – Свободна.
- У тебя глаза цвета моря, - сказал я, любуясь ею.
- Да. И сама я принадлежу морю. Ты загадал желание?
- Расскажи, как ты попала к Аглае.
- Хорошо. Пусть это будет первое. Она поймала мою дочь. С тех пор я вынуждена была подчиняться.
Я сделал вид, что сержусь.
- Нет, ну правда. Скажи мне, наконец, кто ты?
- Второе, - улыбнулась Марина. – Я – Золотая рыбка.

Мне окончательно надоел этот спектакль. Я был настроен на любовь, на романтику, а Марина опять со своими сказками. И вдруг я всё понял: сейчас она засмеётся и будет, как все! Нормальной девчонкой, на которой я намерен жениться.

- Раз так, покажись в настоящем виде! – воскликнул я, подходя, и обнял, наконец, её, прижимая к себе. Мои горячие руки ощутили её холодное, даже сквозь платье, тело.
- Что ж, третье. Может, так оно и лучше! Ты мог стать богатым или загадать удачу во всём. Или счастливую семейную жизнь. Ты ещё глупее того старика, который был первым, - сказала она грустно. Мне жаль, что я не смогла отблагодарить тебя за спасение.

Дальше всё произошло мгновенно. Марина скользнула вниз из моих рук, я услышал всплеск, увидел, как в глубине блеснула золотистая искра. В паре метров от меня на поверхность поднялась и закачалась на волнах... золотая рыбка! Нет, короны на ней не было, но у неё были глаза цвета моря, длинные оранжевые плавники и хвост, а чешуя ослепительно сверкала на солнце. Я стоял по колено в воде дурак дураком и не верил своим глазам. Даже зажмурился и потряс головой. А когда открыл глаза, её уже не было. Такое вот второе чудо. Да, если интересно: Аглая вскоре разорилась, квартиру свою продала, а позже и вовсе села за мошенничество. А в её квартиру въехала милая девушка, которая впоследствии стала моей женой. И это третье чудо в моей жизни.