Лишь бы они не забывали о народе Эссе

Галина Пономарева 3
   Можно много и долго рассуждать относительно сегодняшнего дня. Не буду этого делать. Я не политический гурман и не считаю полезными подчас слышимые рассуждения об опасности и угрозах, нарастающих в мире, о противостоянии Запада и предпринимаемых им шагах. В конце концов, каждый должен заниматься своим делом и нести за это полную ответственность. Может быть, этого как раз сегодня и недостаточно. 

  Мои предки жили и живут в России многие века, в Сибири - более двух столетий. Судьба забрасывала их во множество стран Запада и Востока, отец мой побывал на всех континентах и во многих-многих странах. Иногда им приходилось жить по десятку лет за пределами Родины, России, но, будучи разными по национальности (финны, мордва, поляки, украинцы, русские), они служили Отечеству и с гордостью считали себя русскими. Пережили войны, революции, репрессии, каторгу, расстрелы и ссылки, концентрационные лагеря и сталинский Гулаг. Никто из них и никогда не предавал своей страны и своего народа. 

  Народ наш может всё! Однако нельзя допустить, чтобы человек вставал перед страшным выбором: спасать свою жизнь или жизнь других людей! Возможны экстраординарные события, но они не должны войти в нашу повседневную жизнь. Сегодня, к сожалению, это происходит почти ежедневно.  А началось всё с разрушительных процессов, которые привели к распаду нашей страны - СССР....

     1989 год, июль, Гагра, Абхазия, разгар туристического сезона. Свежее раннее утро, и мы идём с мужем на прогулку в город на приморскую набережную. На дороге стоят пустые с открытыми дверями автобусы, город абсолютно пуст, закрыты магазины и торговые лавки. Становится очевидным, что что-то случилось! Хотя накануне ничто не предвещало тревожности: работали кафе, в парке гремела музыка, весело работали фотографы. Теперь же нас окружала тишина и пустота.  Несколько таких же, как и мы, растерянных отдыхающих встретились нам. Обменявшись своим волнением, мы решили вернуться в санаторий. Нас пригласили в актовый зал. Директор санатория объявил о том, что Грузия спровоцировала вооружённый конфликт. Так началось противостояние между двумя народами: грузинским и абхазским. События развивались молниеносно: с моря подошли грузинские корабли и периодически обстреливали побережье, с гор абхазская артиллерия тоже вела ответный огонь, а в центре, на узкой полоске каменистого берега мы,отдыхающие. Взорваны мосты, железная дорога, повреждены автомобильные магистрали, стали поступать раненые. Туристы ехали на долгожданный отдых в солнечную и гостеприимную Абхазию! Продолжалось это всё достаточно долго, пока по всему побережью цепью не были расставлены наши введённые войска, большей частью это были курсанты военных училищ из Сибири и Урала. С их появлением активные действия прекратились. Вернулось население города. Но мы оставались на территории санатория, перемещение было ограничено.   Однажды нам разрешили выйти в город. 

   В центре площади стояла грузовая машина с ящиками напитка. По направлению к ней шла колонна детей возраста 5-6 лет из детского санатория. Внезапно со всех сторон подъехали легковые автомобили. Один из них остановился возле меня, в метрах четырёх-пяти. Из открытого окна на детей крупный мужчина направил дуло автомата…. Я поняла, что он, как и другие, сидящие в подъехавших автомобилях, ждёт команду для открытия огня. Что они затевали? Не знаю. Всё произошло мгновенно. Я понимала, что детям грозит опасность! Что делать? Молчать, делать вид, что ничего не происходит и потихоньку уйти, спрятаться? У меня двое маленьких детей! 

   Последней моей мыслью было то, что я больше не увижу их! Как жаль, что они будут расти без меня!

  - Всем лечь! Немедленно все на землю! Опасность! – кричу я.

  Все, кто был на площади, падают на землю! Из автомобиля на меня смотрят чёрные глаза вооружённого убийцы!

- Всё кончено! Не промахнётся, слишком близко от меня! Ну что ж…. Стреляй мне в лицо!

Смотрю на него, не моргая, всё равно погибать!

Он тоже смотрит! 

И даёт автоматную очередь .... В воздух! 

Почему он так сделал? Не знаю. 

Никогда не забуду эти глаза и наставленное дуло автомата. 

Все автомобили также внезапно исчезли, как и появились. 

 Не дай Бог, делать такой выбор! Не дай Бог! 

   К чему я всё это пишу? Где была власть, которая так и не взяла ответственность на себя за происходящее? Это было начало гибели нашей страны при полном бездействии государственной власти. Надо отдать  должное мужеству местной и республиканской власти Абхазии, которая не бросила нас на произвол судьбы и сделала всё, чтобы нас, ставшими заложниками начинавшейся войны, вернуть в Россию! 

  Мой прадед, который прожил сто три года, жил при трёх царях и умер при Брежневе, говорил: «Можно было жить и при царе, можно жить и при генеральном секретаре, лишь бы они не забывали о народе!». 

Это главный лейтмотив моих воспоминаний: «Лишь бы они не забывали о народе…».