Как победить засуху?

Андрей Бухаров
МИНСК, 20 июн — Sputnik. Совещание с регионами о подготовке к уборке урожая в этом году провели в среду в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, сообщили Sputnik в ведомстве.
Специалисты и чиновники обсудили в среду вопрос уборки урожая, а также влияния на него засушливой погоды, которая установилась в республике с мая.
Как рассказали Sputnik в Минсельхозпроде, борьба за урожай продолжится. Поврежденные засухой посевы будут подсеивать или подкармливать. Так как работы потребуют дополнительных затрат, сельскохозяйственные предприятия получат в заем топливо.
Вместо наиболее поврежденных культур будут посеяны пожнивные — травяные культуры, которые в осенне-зимний период пойдут на прокорм скота.
Больше всего посевов от засухи пострадали в Гомельской, Брестской и Минской областях — речь идет о тысячах гектаров разных культур, включая зерновые, кукурузу, лен, рапс, яровые и озимые.
Засушливая погода повлияла не только на посевы. Так, ягоды в этом году в Беларуси растут мелкие — хорошего урожая без дождей ждать не приходится. Мало и грибов — пересыхают грибницы. Многие жалуются на проблемы с плодовыми — в том числе с яблонями и грушами.
Хотя в конце текущей недели синоптики и обещают дожди, их может быть недостаточно для нормального увлажнения земли. Сельскохозяйственным предприятиям придется приложить максимум усилий для сохранения урожая.

В общем, без науки с засухой не справиться.

Но  как заставить науку работать с пользой?...

Предложений на этот счет множество, но все они почему то свондятся к двум вариантам: вариант первый - дать науке денег сколько она запросит, этот вариант чаще всего предлагают маститые, остепененные и заслуженные лауреаты всех возможных премий и обладатели регалий.  Но сколько в "большую науку" денег не кидают, на выходе кроме пухлых отчетов почти ничего не остается...

Вариант второй - забрать у науки последнее, а ученых отправить улицы мести - нечего им штаны просиживать, да народные деньги транжирить. Россия  богата различными ресурсами, добыча которых большого ума не требует - выделил иностранным "инвесторам" кусок земли который те попросят, получил что дали и в Куршавель. Белорусские чиновники в Куршавеле правда пока не замечены.

Российская реформа науки пошла по второму варианту. В Беларуси тоже наметилась тенденция к сокращению финансирования Академии наук. 

Что в результате такой реформы останется у ученого за душой, кроме его былых регалий?

Ровным счетом ничего....
Интеллектуальный стриптиз в нашем климате вреден для здоровья...

Мы не Африка, но кое кто об этом видимо забыл....

Народ, который не хочет кормить своих ученых и изобретателей, очень быстро начинает кормить колонизаторов....

Энтузиазм дело хорошее, но когда человек одержимый идеей, даже способной накормить всех голодных и обогреть всех замерзающих на планете, сам десятилетиями голодает, то это ни к чему хорошему не приведет. Когда ни будь ему может быть поставят памятник снабженный трогательной эпитафией, но вероятность такого  исхода при отсутствии у него средств к существованию практически равна нулю.

Ученый (настоящий) вроде разведчика, который идет впереди, ищет новые источники существования для многих, при этом сам он ими не пользуется. Почему? Потому что общество умеет молиться только богам и жертвовать на храмы, но на науку не подадут никогда, скорее спросят: если ты такой умный, то где твои денежки?

Если одиночки в науке ничего не решают, а государственные научные институты утонули в своих отчетах, то видимо нужно попробовать  путь, идя по которому ученые смогут наконец то приносить пользу обществу и при этом не чувствовать себя изгоями.

Думаю надо объединять ученых не по специальностям как сейчас, а по решаемым научным проблемам.

Аграрии традиционно слабы в физике, а физики плохие аграрии, но если их знания объединить, то может получиться нечто весьма ценное и полезное.

Например комплексное удобрение - мелиорант на основе древесного угля. Идея такого использования древесного угля впервые посетила моего коллегу, белорусского физика-теоретика, специалиста в области переноса в пористых средах, электролитах и мембранах,  доктора наук Гринчика Николая Николаевича, который поделился ей с читателями газеты "Рэспублика" в виде обширной статьи в 1998 году, а со мной в  дружеской беседе годом позже. Но идея, пусть даже сверхгениальная, только начало большого и трудного пути. Чтобы более глубоко изучить свойства древесного угля, я построил небольшую пленочную теплицу и весной 2000 года занялся выращиванием рассады в ящиках из под  фруктов. Результаты были получены уже через несколько месяцев. По сравнению с контрольными ящиками, там где рассада выращивалась в обычной огородной земле, ящики, в которые был добавлен древесный уголь не только показали лучшее качество рассады, но и сделали ее более жизнеспособной, особенно при дефиците влаги.  Для закрепления результатов первого удачного опыта, в течение ряда лет я выращивал рассаду с использованием древесного угля, из года в год результаты были стабильно положительными. В 2006 году, узнав, что Республика Беларусь ежегодно расходует на импортные удобрения несколько миллиардов долларов, я обратился в администрацию родного Смолевичского района и предложил использовать инновацию на полях. Мое предложение было внимательно выслушано, но на полях района удобрение на основе древесного угля использования не нашло.

Почему?
Для того, чтобы внедрить новое удобрение нужна его официальная апробация в специализированных институтах, а туда "с улицы" не пускают....

Не буду описывать всех мытарств и перечислять имена и должности высоких "агрочинов", и "светил аграрной науки" с которыми мне и Николаю Николаевичу Гринчику пришлось встречаться по поводу использования удобрения, но результатов  эти встречи не дали.

Наконец, в апреле 2008 года, я услышал выступление по белорусскому радио известного белорусского генетика-селекционера, доктора наук Михаила Анатольевича Кадырова. В своем выступлении Михаил Анатольевич говорил о том, что современному интенсивному земледелию необходимы удобрения пролонгированного действия.

Буквально на следующий день я связался с ним по телефону, а затем и лично, в результате на полях Научно-практического центра по земледелию Национальной Академии наук Беларуси в мае 2008 года был заложен  полевой опыт, который продолжался до 2010 года. В результате было доказано, что наше комплексное удобрение-мелиорант пролонгированного действия, производство которого можно организовать в каждом хозяйстве,  по своим свойствам не уступает удобрениям выпускаемым промышленностью, а среднегодовая прибавка урожая зерна ярового ячменя составила 35% к контролю.

По итогам опыта были сделаны три научных публикации, на удобрение и способ его приготовления был получен патент на изобретение и свидетельство о регистрации товарного знака, но никто из ответственных за землю и ее плодородие должностных лиц удобрением не заинтересовался. Не интересно удобрение и промышленности. Промышленность и так у нас неплохо работает, хотя нет нет, да жалуются промышленники, государственные чиновники и политики на ученых - мало новых "идей" выдают...

А между тем, удобрение на основе древесного угля, с легкой руки Белорусского Республиканского Центра Трансфера Технологий, получившего информацию о новом удобрении в 2007 году, начиная с 2008 года, успешно используется в бывших колониях - в США на полях штата Джорджия и в ЮАР с сопредельными государствами, где две крупные южноафриканские фирмы его успешно выпускают и продают.

Так как же наконец заставить нашу национальную науку приносить пользу своей стране? Причем сделать это с минимальными затратами и очень быстро.

На финансирование науки по "потребности" у государства сегодня нет денег, но и прекращение ее финансирования то же не путь, если ученый прекращает свои исследования даже на непродолжительное время, то наверстать упущенное зачастую бывает невозможно - конкуренция в научно-технической сфере очень жесткая.

Применительно к нашему удобрению, созданному на основе как фундаментальных исследований, так и полевого опыта, я предлагаю финансировать подобные разработки за счет производителей и импортеров товарной продукции, введя целевой возвратный сбор в размере 4-5% от стоимости продукции.

Что это даст? В первую очередь это позволит белорусским производителям повысить конкурентоспособность своей продукции, расширить ее ассортимент, а импортерам получить альтернативу импортным товарам, в виде продукции, производимой  в Республике Беларусь.

Чтобы не повторять старых ошибок, допущенных республиканским инновационным фондом, который имея в руках  огромные средства,  прорывных технологий пока не создал, предлагаю для решения  инновационных задач   использовать временные научные коллективы, создаваемые из ученых, изобретателей и наиболее подготовленных специалистов предприятий в интересах которых будут проводиться НИОКР.

Дополнительных затрат это не потребует, а вот прорывные технологии, о которых часто говорит наш Президент не заставят себя долго ждать.