И. Кант Критика чистого разума Введение К. Кедрова

Кедров-Челищев
УДК  1(091)(430)
ББК  87.3(4Гем)
          К20
Все права защищены.
Любое использование материала данной книги,
полностью или частично, без разрешения
правообладателя запрещается.
Кант, Иммануил
Критика  чистого  разума  /  И.Кант;  пер.  с  нем. 
Н.О. Лосского. – Москва : Издательство АСТ, 2018.
160 с. – (Величайшие люди и мыслители).
ISBN 978-5-17-107836-2
«Критика   чистого   разума»   –   философский   труд   
И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший
значительное  влияние  на  развитие  европейской  и  рус-
ской  мысли  XIX  и  XX  вв.  Ключевой  вопрос  «Критики», 
исследование  познавательной  возможности  разума,  как 
никогда  актуален  в  век  интернет-технологий  в  нашем 
стремительно  меняющемся  мире.  Исследуя  тайны  разу-
ма, Кант пришел к выводу, что все наши представления о
мире  возможны  только  в  категориях  пространства  и  вре-
мени.  Оставалось  только  понять,  чем  именно  являются 
пространство и время. Это чисто объективные реалии или
плод человеческого воображения?
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
ISBN 978-5-17-107836-2
К20
©  К.А. Кедров, введение,
      составление,      2018
©  ООО «Издательство АСТ», 2018
Кант
Иммануил
5
Ни  одно  из  открытий  Канта  не  является  устаревшим. 
Исследуя  тайны  разума,  он  пришел  к  выводу,  что  все 
наши  представления  о  мире  возможны  только  в  катего-
риях пространства и времени. Оставалось только понять,
чем  именно  являются  пространство  и  время.  Это  чисто 
объективные  реалии  или  плод  человеческого  воображе-
ния? Именно этот вопрос заставил философа усомниться
в  достоверности  как  субъективного,  так  и  объективно-
го  знания.  Само  разграничение  на  субъект  и  объект  уже 
вызывает  сомнение.  Ведь  и  в  первом  и  во  втором  случае 
присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот
почему  Канту  понадобились  два  новых  понятия:  чистый 
разум  и  разум  практический.  Выяснилось,  что  и  область 
чистой игры мысли, и область строго научного, проверяе-
мого опытом знания в равной мере не свободны от проти-
воречий  внутри  собственных  утверждений.  Здесь  откры-
вается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам
о   неполноте   и   противоречивости   любых   формальных   
языков  Курта  Гёделя.  Если  высказывание  верно,  оно  не 
полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие   Канта   —   разум,   сам   себя   исследующий   
и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвисти-
ческой философии Витгенштейна. Не только мы говорим
языком, но и язык говорит нами.
ВВЕДЕНИЕ
6
Исследуя противоречия чистого разума, или так назы-
ваемые  антиномии,  Кант  находит  смысловые  первоато-
мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен —
мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё
случайно и хаотично. Из размышлений над этими проти-
воречиями  выросла  физика  и  космогония  ХХ  века.  Раз-
мышления  о  природе  времени  и  пространства  привели 
Альберта  Эйнштейна  к  открытию  СТО  (специальной  те-
ории  относительности)  и  к  ОТО  (общей  теории  относи-
тельности). Оказалось, что практический разум великого
Ньютона,   несмотря   на   грандиозные   космологические   
и  физические  открытия  этого  гения,  всё  же  обманулся 
из-за  доверия  к  считавшимся  незыблемыми  понятиям 
чистого  разума  —  абсолютного  пространства  и  абсолют-
ного времени.
Антиномия  необходимости  и  случайности  легла  в  ос-
нову квантовой физики и привела к открытию принципа
дополнительности  Нильса  Бора  и  принципа  неопреде-
лённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение  Гегеля,  что  истина  это  не  конечный  вы-
вод, а само движение, сам процесс познания, тоже проис-
текает из кантовских антиномий и кантовского принци-
па — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в
самом  процессе  познания.  Критика  чистого  разума  рас-
пахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт
своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Про-
свещения, которые можно назвать слепой верой в разум.
Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разу-
ма. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика
логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший
критерий  истинности  в  логике  —  не  противоречивость. 
Но  Кант  именно  это  свойство  истинности  поставил  под 
сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые