УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
К20
Все права защищены.
Любое использование материала данной книги,
полностью или частично, без разрешения
правообладателя запрещается.
Кант, Иммануил
Критика чистого разума / И.Кант; пер. с нем.
Н.О. Лосского. – Москва : Издательство АСТ, 2018.
160 с. – (Величайшие люди и мыслители).
ISBN 978-5-17-107836-2
«Критика чистого разума» – философский труд
И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший
значительное влияние на развитие европейской и рус-
ской мысли XIX и XX вв. Ключевой вопрос «Критики»,
исследование познавательной возможности разума, как
никогда актуален в век интернет-технологий в нашем
стремительно меняющемся мире. Исследуя тайны разу-
ма, Кант пришел к выводу, что все наши представления о
мире возможны только в категориях пространства и вре-
мени. Оставалось только понять, чем именно являются
пространство и время. Это чисто объективные реалии или
плод человеческого воображения?
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
ISBN 978-5-17-107836-2
К20
© К.А. Кедров, введение,
составление, 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Кант
Иммануил
5
Ни одно из открытий Канта не является устаревшим.
Исследуя тайны разума, он пришел к выводу, что все
наши представления о мире возможны только в катего-
риях пространства и времени. Оставалось только понять,
чем именно являются пространство и время. Это чисто
объективные реалии или плод человеческого воображе-
ния? Именно этот вопрос заставил философа усомниться
в достоверности как субъективного, так и объективно-
го знания. Само разграничение на субъект и объект уже
вызывает сомнение. Ведь и в первом и во втором случае
присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот
почему Канту понадобились два новых понятия: чистый
разум и разум практический. Выяснилось, что и область
чистой игры мысли, и область строго научного, проверяе-
мого опытом знания в равной мере не свободны от проти-
воречий внутри собственных утверждений. Здесь откры-
вается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам
о неполноте и противоречивости любых формальных
языков Курта Гёделя. Если высказывание верно, оно не
полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие Канта — разум, сам себя исследующий
и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвисти-
ческой философии Витгенштейна. Не только мы говорим
языком, но и язык говорит нами.
ВВЕДЕНИЕ
6
Исследуя противоречия чистого разума, или так назы-
ваемые антиномии, Кант находит смысловые первоато-
мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен —
мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё
случайно и хаотично. Из размышлений над этими проти-
воречиями выросла физика и космогония ХХ века. Раз-
мышления о природе времени и пространства привели
Альберта Эйнштейна к открытию СТО (специальной те-
ории относительности) и к ОТО (общей теории относи-
тельности). Оказалось, что практический разум великого
Ньютона, несмотря на грандиозные космологические
и физические открытия этого гения, всё же обманулся
из-за доверия к считавшимся незыблемыми понятиям
чистого разума — абсолютного пространства и абсолют-
ного времени.
Антиномия необходимости и случайности легла в ос-
нову квантовой физики и привела к открытию принципа
дополнительности Нильса Бора и принципа неопреде-
лённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение Гегеля, что истина это не конечный вы-
вод, а само движение, сам процесс познания, тоже проис-
текает из кантовских антиномий и кантовского принци-
па — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в
самом процессе познания. Критика чистого разума рас-
пахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт
своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Про-
свещения, которые можно назвать слепой верой в разум.
Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разу-
ма. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика
логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший
критерий истинности в логике — не противоречивость.
Но Кант именно это свойство истинности поставил под
сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые