Эта память высечена в сердце моем. Ч-1

Владимир Пузиков
Фото из семейного альбома Л. С. Лернер.

***

1. БЕЖЕНЦЫ-ЕВРЕИ В ВОРОШИЛОВСКЕ
(С 12 января 1943 г. – СТАВРОПОЛЬ)
1941 г.

Лернер Любовь Соломоновна родилась в 1936 году в городе Каменец-Подольск Украинской ССР. Ее отец – Лернер Соломон Иосифович, 1910 г. р., служащий. Ее мать – Гальперин Этя Львовна, 1912 г. р., домохозяйка.

Когда Любе было два года, семья переехала из Украины в город Георгиевск Орджоникидзевского края. Это было связано с переводом отца по службе. В Георгиевске в семье родился сын Александр.

Любовь Соломоновна поделилась своими воспоминаниями о трагических событиях периода оккупации Ставрополья:

- Вторую мировую войну я помню с неполных пяти лет. Мне кажется, что жизнь начала восприниматься мною именно с того момента, когда я начала понимать, что случилась большая беда.

Я помню жаркий вечер августа, конечно, это был 1941 год. В дверь нашей небольшой квартиры  в городе Ставрополе, тогда он назывался Ворошиловск, постучали. Дом, где была квартира, был на окраине города и место почему-то называли: Чёртов яр.

Мы все побежали к двери. Я увидела много людей с маленькими детьми, с мешками, с чемоданами. Все люди были в пыли, они кричали, плакали, дрожали и что-то рассказывали.

Я смотрела на них, но навсегда запомнила только глаза моей дорогой мамочки. Она с волнением и тревогой встречала каждого родственника и у каждого спрашивала:
- Где моя мама? Где папа? Где младшая сестричка?

Никто толком не отвечал. Это потом, когда была студенткой, я узнала, что дедушку Лейбиша, бабушку Рейзел, тётю Нэсю немцы закопали живыми, но до конца жизни мама об этих подробностях не знала. В этот же момент, когда к нам вошли люди, маме некогда было плакать. Она с папой искала места, как расположить людей, как их накормить, напоить, дать им умыться.

Воды не было, у нас тогда не было ни водопровода, ни электричества. Горела лампа под стеклом, за водой побежали к ручейку.

Помню, что так мы и наши родственники ютились несколько недель. Детей купали в корыте по очереди, в одной и той же воде, которая была скользкой и коричневой от грязи.

Помню  плач людей, кто с нами жил, и плач соседей, потому что дядю забирали в армию, а у его жены должен был родиться ребёнок.

Папу пока не брали на фронт, он сутками работал на изготовлении патронов и ящиков для них.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Владимир Пузиков
Анатолий Карнаух
2018 г.