Папина машина

Борис Креймер 3
                Я увидел в интернете видео ролик. Тест-драйв мотоколяски СЗА. Сердце забилось чаще. Добрый, маленький фильм рассказал о маленьком, простеньком, милом автомобильчике, который сыграл заметную роль в жизни нашей семьи, да и нашего поколения. У меня с этой машиной связано множество историй. Но одна из них  особенно запомнилась.

         Мой отец прошел через всю войну. Три тяжелых ранения получил он, защищая Родину. Все это сказалось уже после того, как родился я. Отцу медкомиссия определила вторую группу инвалидности.

         Папа практически не пользовался теми льготами, которые предоставило государство. Шли летние каникулы. Остался месяц и в школу в шестой класс. Папа с мамой часто что-то обсуждали, причем так, чтобы мне не слышно было. Все стало понятно через два месяца.

         Я пришел из школы, как обычно. Первое, что увидел в нашем маленьком дворе это машина! Такие называли  “инвалидками”. Эти машинки выдавали инвалидам войны, у которых были проблемы с ногами. Управление ими было без педалей, ручное.

         Двухместный, непритязательный, не очень красивый, автомобиль. Мало у кого в те годы был автотранспорт. Поэтому этот маленький, синий помощник был в семье никак не лишним. Моей радости предела не наблюдалось.

         Папа выяснил, что эта машина выдается сроком на пять лет.  Положен кап ремонт, через три года. Через пять лет эту следовало сдать и получить новую. Машина являлась имуществом государства и предоставлялась в пользование.

         В те годы было очень много инвалидов войны. Сердце сжимаалось от сочувствия.  Государство, едва оправившись от войны, прилагало много усилий, чтобы облегчить жизнь покалеченным в боях воинам. Это правда.

         Инспекторы ГАИ тоже старались, чтобы инвалидам было легче в городских потоках транспорта. Отношение с их стороны было почтительное и уважительное. Это тоже правда.

         Не было сомнений, что папа научит меня обращению с машиной. Папе теперь не надо будет мучится с двумя автобусами на работу и с работы. И были еще разные планы. В первое время, пока машина еще не стала сленом семьи, было непривычно планировать  что-либо с ней.

         Прошло два года. Папа стал заправским водителем. Я, практически, тоже. Единственно в чем уступал, это в знании города. Папа знал все улицы и переулки. Каким образом он изучил  город я не понимал. Но факт, знал город, как таксист.

         Мама возилась с пирогами на кухне. Умопомрачительный запах разнесся по всему дому.
         - Вот пироги! Отвезите тете! Сегодня на улицах тихо. 8-е ноября! Ей будет приятно! - мама показала на солидный пакет.
        - Конечно отвезем! И по пути заправимся! - согласился папа.
         - Канистру и бидон отнеси в машину! - папа напомнил и я побежал за посудинами.

         Мы налили 10 литров бензина в бак и еще по 10 литров в канистру и бидон. Купили солидол.
Канистру, цилиндр, похожий на барабан и бидон я поставил на пол в машине, солидол положил в багажник. Через пять минут мы были у тети. Все обрадовались и не слушая наши  объяснения, усадили за стол.

            Тетя стала потчевать такими яствами, что мы сдались. Маминым пирогам также воспели славу. Я подумал, что папа с дядей выпьют по рюмочке, другой и машину, по этой причине, придется вести мне. Но ничего подобного! Папа не пил, когда был за рулем.

         - Я забыла сумочку у Тани! Представляешь? А там пропуск! - пожаловалась тетя на свою  забывчивость.
         - Ерунда это! Сейчас съездим, заберем твою сумочку и привезем! Заодно с Таней повидаемся! - папа стал выбираться из-за стола. Я тоже выбрался.
         - Вот! Торт ей отвезешь! - мы с папой в этот день развозили вкусности.

         Таня ( тетя Таня для меня), землячка тети и папы с мамой. Жила она недалеко от тети. Мы поехали к ней. Она с мужем стояли у своей калитки. Завидев нас, сразу потянули в дом. Пока мы  пили чай и папа обменивался с ними новостями, я разглядывал их радиоприемник. Вбежал их сын Толя, мальчишка лет восьми и спросил:

         - Можно я в машине посижу? - он смотрел на  моего отца своими зеленоватыми глазами.
         - Можно! Конечно! - разрешил папа.
         - Идем, я тебе открою! - я повел мальчика к нашей колеснице.

         Вообще-то замков на  этих маленьких автомобильчиках не ставили. Но мы с папой сами придумали и сделали двери запирающимися.
Я усадил Толю за руль, показал и объяснил назначение рычагов и приборов. Мальчику было интересно. Я оставил его в машине и пошел в дом, звать папу. Едва я вошел, как следом влетел Толя, оттолкнул меня.

         - Там Вашу машину хотят поджечь! - крикнул мальчик. Он был испуган и побледнел. Я тут же рванулся из дому.

         Пламя охватило всю машину. Тент откидывающегося верха, сгорел. Огонь доставал до проводов между уличными столбами. Тушить было поздно и нечем. Вокруг собрались соседи. Я крикнул.

         - Отойдите подальше! Подальше! В машине бензин в канистре! - я опасался, что может взорваться и сильно полыхнуть. Подъехала пожарная машина. Пожарные окончательно потушили огонь. Мы с папой стояли, немного в шоковом состоянии.

         Вскоре подъехала и милиция. Пожарный и капитан милиции поговорили немного и принялись за дело. Начали с опроса стоящих полукругом соседей. Но опрос закончился, так и не начавшись. К капитану подошел парень лет 16-ти и сказал:

         - Минуту! Меня зовут Виктор! Я все видел и все знаю! Знаю, как зовут того, кто поджег и где он живет. Сейчас расскажу.
          Дело было так. Я выкатил мопед и собирался отвезти сестру к ее подруге. Выяснилось, что бак почти пуст.

         - Ты постой присмотри за мопедом, а я зайду к тете Тане и попробую раздобыть у их гостей литра два бензина. - сказал Витя сестре.
         - Не надо ходить! Не надо просить! Я помогу! - раздался голос прохожего.

         Им оказался, живущий неподалеку, Андрей Гусев. Ходили слухи, что с головой у него не все в порядке. Однако, работал он провизором в аптеке. Андрей взял из рук Вити большую отвертку и открыл, с ее помощью, дверцу моторного отсека нашей машины.

         Он стянул с краника бензобака шланг подачи топлива в карбюратор. Взял стоящую рядом с мопедом двухлитровую банку и открыл краник. Наполнил банку на две трети из нашего бензобака.

         Поставил банку на асфальт рядом с машиной. Потом надел шланг на место и запер дверцу. Но сделав шаг к Вите, чтобы отдать отвертку, задел ногой банку. Она опрокинулась. Бензин разлился и лужицей остался под машиной.

        - Надо поджечь бензин, он сгорит быстро, а мы еще из бака нальем. - сказал Гусев.
         - Гет! Ничего не трогайте! Я тряпку принесу  и все вытрем! - закричал Витя. Но поздно!

         Гусев бросил зажженную спичку в лужу бензина.  Пламя в момент охватило нашу  машину и через 10 минут она сгорела.
Когда пламя разгорелось, Гусев пожал плечами и пошел восвояси.

          - Пойдем, покажешь дом  “героя”! Еще двое нужны, будете понятыми. - распорядился капитан.
         - Вы, пожалуйста, подождите мы недолго и решим с Вами. - обратился капитан к отцу. Он  козырнул и пошел к Гусевым.

         Вернулись они через полчаса. Андрей ничего не отрицал. Включился его отец. Он отвел капитана в сторону и минут пять ему что-то говорил. Капитан слушал и согласно кивал  головой. Потом составили и подписали протокол.

         Гусев старший быстро просчитал варианты развития событий и выбрал самый правильный. Возместить ущерб и тем самым избежать крупных неприятностей. Видимо, его аргументы убедили капитана.

        Понятые подписали протокол, не читая. Собственно, был ли это протокол, тоже не очень понятно. Но никто не пострадал, огонь не перекинулся никуда. Сгорела только машина. Но и этот вопрос был вполне решаемым.

         Капитан привел всех назад. Папе он сообщил, что машину сейчас отбуксируют в ГАИ.Завтра ее доставят на ремзавод и она станет лучше, чем была. Отец Андрея завтра придет к нам домой и они вместе обо всем спокойно договорятся. Через десять минут нашу сильно обгоревшую машину увезли на буксире.

         Удивительный факт. Канистра из цилиндра превратилась почти в шар, не потеряв при этом герметичности. Бензин целехонек остался внутри. Емкость увеличилась с 10-ти до 14-ти литров! Бидон тоже не пострадал и бензин уцелел! Мы оставили  канистру и бидон до выходного, забрали сумочку, пошутили, попрощались и отправились отдавать сумку тете.

         Наш рассказ произвел впечатление! Дядя сказал, что если будут какие-то сложности, он тоже подключится. Все однако щакончилось прекрасно. Машине сделали кап ремонт. Фактически мы получили новую. И она действительно была лучше сгоревшей. Андрея его отец устроил работать в другое место.
       
          Через несколько лет инвалидам войны начали выдавать  “Запорожцы”. Папе тоже пришло уведомление. Надо было ждать очереди. Кроме того, можно было, доплатив, вместо  “Запорожца”, получить  “Москвича”. Папа очень  хотел осуществить такой вариант.

         Извещение о том, что папе предоставлен “Запорожец” пришло через полтора месяца после того, как его не стало. Мама держала в руках эту бумагу и плакала. Я решил, что должен осуществить папину мечту.

         Когда у меня появилась возможность приобрести машину, я, разумеется, выбрал  “Москвич”! Оформил документы и поехал к папе.

         Так закончилась эта  история. А в моей памяти папина маленькая машинка осталась светлым воспоминанием.