Медаль к 25-летию памятника С. У. Ремезову

Людмила Козлова Кузнецова
МЕДАЛЬ
25  ЛЕТ  ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА
С.У. РЕМЕЗОВУ В ТОБОЛЬСКЕ
(коллекция медалей «Славен град Тобольск»)

В день 24-летия  Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска открылась  выставка медалей серии «Славен град Тобольск, которая в дальнейшем становится постоянно действующей.
Событие значительное не только для  города, но и для  России, потому что   коллекции медалей на исторические темы  в  нашей стране – редкость. В беседе Аркадия Елфимова с одной из старейших сотрудниц-искусствоведов Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина выяснилось, что коллекций медальерного искусства в истории России было всего две –  знаменитая коллекция Петра 1, где медали чеканились, в основном, в ознаменование русских побед – Азов, Полтава, Гангут, взятие крепости Орешек и других побед.  И вторая коллекция Екатерины II, которая намеревалась выпустить около 180 медалей, начиная с Рюриковичей. Царица  не успела осуществить всё задуманное – появилось лишь немногим более ста медалей. Серия «Славен град Тобольск» – это  третья в истории России коллекция произведений медальерного искусства, выполненная для города по инициативе и заказу фонда «Возрождение Тобольска». Вот такой замечательный исторический факт! 

Замысел создания памятных знаков, отмечающих важные события, отсылающих к историческим вехам, свидетельствующих о достижениях региона, возник у Елфимова в связи с празднованием 400-летия Тобольска в 1987 году – с подачи  художника Ивана Ивановича Копытина, которому к юбилею Тобольска  была заказана первая медаль и заложено основание коллекции «Славен град Тобольск», насчитывающей на сегодняшний день более пятидесяти произведений. Надо отметить, что коллекция на этом не завершилась, и будет пополняться новыми экспонатами.

Так уже в 2018 году в коллекции появились  медали в память Н.Д. Фонвизиной и  в честь 25-летия установки памятника С.У. Ремезову.  Медаль памяти Н.Д. Фонвизиной  была создана известным  мастером, скульптором-медальером  Александром Васильевичем  Баклановым.  Он же является  автором новой  медали  к 25-летию открытия памятника С.У. Ремезова в Тобольске.
Для  полного представления о значимости новой медали необходимо рассказать, конечно же, и об авторе медали художнике-медальере, и об истории создания памятника С.У. Ремезову, и  о масштабах личности великого картографа и учёного, его достижениях, об авторе памятника и, наконец, о том, каков он,  тот период  в биографии С.У. Ремезова, который избран для исторических акцентов,  вложенных в художественный замысел медали. И совершенно необходимо  сказать о том, какую роль  играет Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» для введения в научный оборот  трудов великого земляка С.У. Ремезова.
И так, уважаемый читатель, отправляемся в путь. И начнём наш рассказ с того вклада, который  внёс в создание  серии медалей «Славен град Тобольск» замечательный  художник-медальер Александр Васильевич Бакланов, заслугой которого (впервые со времён Екатерины II)  является  возрождение курсов обучения  медальерному искусству в России.
В рамках серии «Славен град Тобольск» Александром  Баклановым были созданы медали, посвящённые первому губернатору Сибири М. П. Гагарину (2005 г.), медаль, являющаяся украшением всей коллекции – к 300-летию учреждения Сибирской губернии (2008 г.),  медаль адмиралу А.В.  Колчаку.  Создан также небольшой, но очень значимый в художественном и историческом плане,  цикл «Тюменские журналисты Абалакскому монастырю» (2014 г.). На всех медалях этой серии изображён в разных вариантах Абалакский Знаменский мужской монастырь. На лицевой стороне медали «Дар журналистов Тюменской области» помещена эмалевая миниатюрная иконка Нестора Летописца. Эта медаль  служит наградным знаком участникам межрегионального конкурса «Православие и СМИ». Медали А.В. Бакланова объединены тематически, идейно и художественно в одно целое, стилистически выдержаны в едином ключе и близки по духу. Люди, события, архитектурный облик города, памятные даты создают  панораму культуры исторического прошлого, соприкасающегося с настоящим и будущим.  Творческий, нестандартный  подход к делу – одно из  главных условий в работе художника.
Александр Васильевич Бакланов – уроженец деревни Бакланово Вагайского района Тюменской области, ныне работает в Санкт-Петербурге главным художником дизайнерского центра ФГУП «Гознак». Живописец по образованию, после окончания института им. И.Е. Репина, в 1979 г. начал работу на монетном дворе в г. Ленинграде. Нумизматы-коллекционеры хорошо знают творчество А.В. Бакланова, так как он является автором большинства юбилейных памятных монет последних десятилетий, в частности, посвященных сочинской олимпиаде. Кроме того, художник создал наградные знаки: орден «За заслуги перед Отечеством», медали «300 лет Российского флота», «50 лет Победы в Великой отечественной войне». На данном поприще А.В. Бакланов достиг высокого мастерства и признания, получил звание «Народный художник России», стал членом-корреспондентом Академии художеств. Примечательно, что мастер не только сам чрезвычайно увлекся этим видом творчества, но решил передать свои знания ученикам. Он ведет обучение в художественной мастерской Монетного  двора, а также организовал класс художников-медальеров в институте им. И.Е. Репина» .

Чтобы дополнить представление о новой медали серии «Славен град Тобольск», посвящённой 25-летию открытия памятника С.У. Ремезову, необходим небольшой экскурс в историю, который позволит  оттенить личность  Тобольского сына боярского, летописца и картографа Сибири, жившего в конце XVII и начале XVIII столетий, Семёна Ульновича Ремезова.
Он – автор «Хорографической чертежной книги» (1697-1711), «Чертежной книги Сибири» (1699-1701), «Служебной книги» (1702), а также хронографического труда «Летопись Сибирская Краткая  Кунгурская» и иллюстрированной  «Истории Сибирской», изданной Археографической Комиссией в 1880 г. в виде литографированного факсимиле со 154 рисунками.  Благодаря последним, она, помимо своего исторического значения, заслуживает внимания и как любопытный памятник культуры того времени. Летопись Ремезова начинается данными о Ермаке с 1577 года, описывает его поход, начало которого автор относит к 1579 г., когда умер Кучум; затем в ст. 135 говорит об установлении при архиепископе Нектарии церковного обычая – провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.
Фонд «Возрождение Тобольска» осуществил факсимильное издание «Истории Сибирской», «Чертежной книги Сибири», «Служебной чертежной книги» и  «Хорографической книги Сибири» Семена Ремезова, которые ранее были практически недоступны  для исторических, научных, культурных исследований, а тем более – для широкого круга  читателей.
Чтобы в полной мере представить себе эту сложнейшую работу, которая является самым настоящим научным подвигом, необходимо рассказать историю подготовки и выхода в свет изданий С.У. Ремезова.
Вот что сообщает Аркадий Елфимов: «Крупнейшие российские ученые-историки Елена Дергачева-Скоп и Владимир Алексеев еще 19 лет назад предложили издать сибирскую летопись – «Историю Сибирскую» – Семена Ремезова. Естественно, я не мог не откликнуться на это предложение, но работа затянулась на десять лет. Одно из главных наших достижений – издание всемирно известной «Чертежной книги Сибири». Это ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращенный отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска.
В 2011 году общественный фонд «Возрождение Тобольска» издал ограниченным тиражом в 600 экземпляров факсимильное издание одного из наиболее значительных памятников русской картографии – «Хорографическую книгу Сибири» (1697–1711), первого географического атласа Сибири. Атлас опубликован через 300 лет после его составления. Было бы исторически правомерным если не возвратить эту российскую жемчужину на родину (что, наверное, невозможно), то хотя бы своевременно осуществить надлежащее новое издание данного атласа в 2011 году. И благодаря стараниям фонда «Возрождение Тобольска» это свершилось – памятник, имеющий не только общенациональное, но и мировое значение, был переиздан.
Для этого понадобилось 12 лет переговоров с библиотекой Гарвардского университета, где хранится первый русский картографический атлас. Американцам было заплачено полмиллиона рублей за реставрацию и сканирование рукописи Ремезова… Но трудно, очень трудно было «пробить» эту стену. Молчанием ответили американцы даже на письмо, подписанное президентом РАН Юрием Осиповым. А помог, что называется, счастливый случай. Историк Игорь Белич привел ко мне одного молодого американца, который приехал работать в наш Тобольский архив. Я показал ему уже изданные труды Ремезова, посетовав на то, что в США ни с кем невозможно договориться…
В конце концов, этот американец сумел вывести меня на «нужных» людей, и спустя какое-то время атлас – отреставрированный, оцифрованный – был нами получен. Началась работа над комментарием, которую в полном объеме провел коллектив московских ученых под руководством Владимира Булатова, возглавляющего в Государственном Историческом музее отдел картографии. Он же написал и предисловие. Трудности возникали и при подготовке издания, но это уже некоторые творческие разногласия специалистов, которые в итоге были преодолены…
Одно из главных и общепризнанных событий в культурной жизни России последнего времени – издание всемирно известной «Чертёжной книги Сибири» Семёна Ульяновича Ремезова, прославившего своей многогранной деятельностью Сибирский край и обогатившего русскую культуру на столетия вперёд. Это ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращённый отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска», в настоящее время не имеющий аналогов.
«Чертёжной книгой Сибири» автор создал себе бессмертную память и восхищение потомства. Один из сибирских историков высказался так, что «возвращение трудов Семена Ремезова для ученых равносильно открытию в русской литературе «Слова о полку Игореве». Академик Д.С. Лихачев называл С.У. Ремезова первым в списке художников и писателей в начале XVIII века среди мировых имен! Неслучайно в «Энциклопедическом словаре Русской цивилизации» о Семёне Ульяновиче Ремезове говорится как о выдающейся личности, вошедшей в мировую историю…
Помимо научно-практического аспекта, картографические изображения Ремезова представляют собой несомненную художественную ценность. Это одно из величайших произведений книжного искусства – графическое и повествовательное изображение подвига русских людей, благодаря которому Русь становилась Россией.
Семён Ульянович Ремезов не был первым картографом Сибирским: ему был известен целый ряд чертежей его предшественников. Чертежи эти не сохранились до нашего времени, и атлас Ремезова является поэтому единственным в своём роде памятником русской исторической географии. Ныне этот шедевр картографического искусства, уникальный памятник развития русской географической мысли внесён ЮНЕСКО в реестр выдающихся памятников истории и картографии всех времён и всех народов».

Один из самых выдающихся деятелей науки и культуры Сибири Семен Ремезов родился в 1642 году в семье стрелецкого сотника Ульяна Ремезова. В 1668 году начал государственную службу казаком в Ишимском острожке. В 1682 году за усердие в службе Ремезов получает звание «сына боярского» и переводится в Тобольск.
В 1697 году Семен Ульянович Ремезов получил задание составить проект и смету каменного кремля. Одна из наиболее сложных задач, стоявших перед ним заключалась в том, чтобы объединить разнообразные строения, находящиеся на Троицком мысу в единую архитектурно-градостроительную и военно-оборонительную систему.
В 1698 году Семен Ремезов выехал в Москву, где познакомился с секретами строительного мастерства наиболее значительных столичных архитекторов того времени. В мае 1699 года началось строительство первого кремлевского здания – Приказной палаты. Позднее был выстроен гостиный двор и Рентерея. В 1714 году вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий во всех российских городах, кроме Санкт-Петербурга. Строительство Кремля было временно приостановлено. Однако уже в 40-х годах XVIII века в Тобольске продолжилось возведение новых каменных построек.
Семен Ремезов неоднократно составлял карты окрестности Тобольской губернии. В 1696 году Ремезову боярским указом было поручено составление чертежа всей Сибирской земли. Данная работа и положила начало уникальным по своим масштабам и характеру исследованиям, зафиксированным в названных выше географических атласах: «Хорографическая чертежная книга», «Чертежная книга Сибири», «Служебная книга», а также в хронографическом труде «Летопись Сибирская Краткая Кунгурская» и иллюстрированной  «Истории Сибирской».

История рождения медали, посвящённой 25-летию открытия памятника  С.У. Ремезову в Тобольске будет неполной, если не обратиться к истокам  создания  самого памятника. По воспоминаниям   Аркадия Елфимова, идея  памятника знаменитому земляку, была инициирована тобольчанами из клуба «Добрая воля» во время подготовки к 400-летию Тобольска.  В то время Аркадий Елфимов – председатель Тобольского горисполкома,  вместе со своей командой, готовились достойно встретить юбилей города. Но праздник пришлось передвинуть из-за катастрофического паводка, поэтому при подготовке юбилея на раскачку времени не было, а план  включал в себя множество грандиозных мероприятий, связанных с конкретной работой на улицах города – озеленением, благоустройством, реставрацией зданий, ремонтом и строительством дорог, привлечением  к работе архитекторов. Необходимы были люди, способные  к рождению свежих идей по  созданию нового облика Тобольска.
Вот такой идеей и явилось предложение инициативных тоболяков об установке памятника выдающемуся земляку С.У. Ремезову. Назвали и  мастера, способного достойно воплотить эту идею в жизнь. Так возникло имя скульптора Олега Константиновича Комова, который в то время уже был широко известен и имел мировое признание, был  близко знаком с четой Горбачёвых. При переговорах Аркадия Елфимова со скульптором  сразу  выяснилось, что для такой работы и установки памятника необходимо разрешение Совета Министров РСФСР. Обратиться с  просьбой в Совет Министров могли только представители  обкома партии. Аркадию Елфимову было сказано, что пока в Тобольске не будет достойного памятника Ленину, до тех пор можно забыть о  памятнике Ремезову.  История затянулась на несколько лет. Но, в конце концов, народный художник, скульптор Олег Константинович Комов создал проект памятника.
В 1993 году в день города  в центре Софийской площади Тобольска был установлен памятник С.У. Ремезову, выполненный известным российским скульптором О.К.  Комовым.
Памятник представляет собой монументальную  фигуру летописца в полный рост. В руках у великого деятеля культуры и искусства длинный свиток. Скульптура выполнена из бронзы. Статуя установлена на художественно оформленном постаменте, на котором прикреплена табличка с именем Семена Ремезова.
Это единственный в Сибири памятник авторства О.К. Комова, а между тем его скульптурные произведения  к тому времени (начало 90-х) давно перешагнули границы СССР.
Олег Константинович Комов родился 16.07.1932 в Москве.  В 1948-1953 годах учился в художественном училище памяти 1905 года. В 1953-1959 – в МГХИ им. Сурикова. 1957 – начало участия в выставках. С 1959 – член Союза художников СССР. С 1970 – заслуженный художник РСФСР. В 1974 – лауреат Государственной премии им. Репина, с 1975 – член-корреспондент Академии художеств, в 1976 – народный художник РСФСР, в 1981 – лауреат Государственной премии СССР, в 1987 – народный художник СССР, в 1988 – действительный член и член президиума АХ СССР, в 1988-м – лауреат премии Джавахарлала Неру. С 1992-го – профессор кафедры скульптуры в МГХИ им. Сурикова. Автор 35 памятников деятелям истории и культуры в Советском Союзе, в России и за рубежом.
Художник создал целую галерею памятников видным деятелям русской культуры. Скульптуры Комова можно увидеть во многих городах России и в зарубежных странах – в Испании, Индии, Финляндии, Японии, Сирии.
Героями скульптурных композиций мастера были русские поэты и писатели, художники, зодчие, полководцы. Классикой стали его памятники Суворову и Андрею Рублеву в Москве, Лермонтову, Салтыкову-Щедрину, Федору Коню.
Особая страница в творческой биографии скульптора – серия работ, посвященных Александру Пушкину. Шестого июня 1972 года в Молдавии был открыт первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину, в том самом месте, где бывал опальный поэт у своего знакомого К. Ралли. Скульптуры поэта в разные периоды жизни и в разном его душевном состоянии поставлены Комовым на берегу Волги в Твери, в Большом Болдине, в Пскове и даже в Мадриде. Скульптор никогда не приступал к практическому воплощению творческого замысла, не изучив до мельчайших подробностей историю, мемуаристику, детали быта героев.
Выполненные им скульптурные композиции и постаменты отличаются высоким качеством исполнения. И в этом заслуга самого скульптора и его соавтора – супруги Нины Ивановны Комовой, которая принимала участие в проектах мужа как архитектор. Благодаря Нине Ивановне и его ученикам уже после смерти скульптора (1994 г.) установлены пять его памятников – Андрею Рублеву во Владимире, Петру I в Азове, Рахманинову в Москве, Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

В ряд художественных работ О.К. Комова с 1993 года  входит и   памятник  великому  картографу, учёному, историку, художнику,  летописцу С.У. Ремезову.  В 2018 году исполняется 25 лет со дня установки и открытия этого уникального исторического памятника   в Тобольском кремле.
Новая медаль серии «Славен град Тобольск», посвящённая этому  знаменательному событию в истории города,  представляет собой высокохудожественное произведение из бронзы, где на лицевой части  изображён памятник С.У. Ремезову на фоне Тобольской крепости, гармонически вписанный в круг, по краю которого идёт надпись: «Памятник Семёну Ульяновичу Ремезову. Установлен в 1993 году». Скульптор-медальер А.В. Бакланов с величайшей  точностью перенёс изображение памятника  на  аверс медали,  дополнив  его пейзажем старинной  слободы в подгорной части Тобольска, где хорошо видны деревянные укрепления с башнями, окружавшие крепость.
Оборотная сторона медали представляет собой  картинный архитектурный образ с условной перспективой, при этом с точным воспроизведением облика Тобольского кремля – на втором плане,  и  условно объёмным изображением фасада Приказной палаты – на первом плане. Все изображения на оборотной стороне медали располагаются на фоне географической  карты.
 
Почему художник-медальер избрал именно Тобольский кремль и Приказную палату в качестве главных изображений оборотной стороны медали? Причиной тому послужил тот факт, что почти 20 лет жизни Ремезов отдал строительству Тобольского кремля . На эти годы пришелся запрет на возведение каменных зданий по всей России, а также опала, а затем и казнь губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина, деятельно участвовавшего в обустройстве Тобольска. За два десятка лет Ремезов сумел возвести в Тобольском кремле Вознесенскую церковь, Приказную палату, Рентерею (Казенную палату), Гостиный двор и крепостные стены. В архитектуре этих зданий отчетливо прослеживается смешение древнерусской и европейской традиций, что вообще было характерно для Петровской эпохи. Именно Ремезов сформировал пространственную структуру Тобольского кремля, великолепно вписав его архитектурный ансамбль в природный ландшафт. И хотя не все проекты талантливого зодчего были претворены в жизнь, а созданные им здания не раз перестраивались и меняли свой облик, основные замыслы Ремезова, воплощенные им при возведении Тобольского кремля, угадываются и сегодня.
Весной 1699 г. строители приступили к возведению Приказной палаты. Спустя некоторое время воздвигаются здания Гостиного двора и Рентереи.
Тобольский кремль — это не только единственный каменный кремль в Сибири, это уникальный комплекс исторических памятников, включенных в список федеральных культурных ценностей страны.  В ансамбль Тобольского кремля входят Софийско-Успенский собор с ризницей, колокольня, архиерейский дом, башня и стены, Рентерея, комплекс зданий бывшего дворца наместника, Гостиный двор, Тюремный замок (где провели суровые годы ссылки декабристы и политические узники) и стены Прямского взвоза. Самое высокое и величественное сооружение Тобольска — это колокольня, возведенная в стиле классицизма и отличающаяся редким подбором колоколов. Можно подняться на самый верх и увидеть весь Тобольск как на ладони. Именно в Тобольском кремле когда-то пребывал «ссыльный колокол» — набатный колокол Углича, в который звонили, сзывая народ после убийства Лжедмитрия, и которому по приказу Шуйского «вырвали язык и ухо», после чего отправили в ссылку в Тобольск.

Изображение  Тобольского кремля и  фасада Приказной палаты на оборотной стороне медали вписаны в круг, по краю которого пущена надпись: «Славен град Тобольск. Семён Ульянович  Ремезов – великий труженик тобольский». Удивительно, сколь величественна и содержательна история, уместившаяся, благодаря блестящему таланту художника-медальера Александра Бакланова,  в  сюжетах  этой уникальной медали!
Поражает и системный, последовательный, научный подход сотрудников Фонда «Возрождение Тобольска» к делу сохранения подлинной истории Сибири и её неотъемлемого исторического и культурного центра – города Тобольска!
Но на этом  коллекция медалей «Славен град Тобольск»  не заканчивается. В планах Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» создание медали к  25-летию Фонда,  медалей, посвящённых ландшафтному парку Ермаково поле и  памятникам Ф.М. Достоевскому и П.П. Ершову, а также выдающемуся генерал-губернатору Сибири, реформатору М.М. Сперанскому.

Обзор по материалам Фонда «Возрождение Тобольска»
И публикациям СМИ подготовила Людмила Козлова
(Бийск, Алтай)