Недруги

Валентин Черданцев
                Берёзы русские, российские,
                Над Томью небо синевой,
                Края любимые сибирские,
                Вам сердцем отдан и душой.
                В.А.Шумилов
 

  Закончилась долгая сибирская зима.
  Воробьи почувствовали себя хозяевами природы - зачирикали значительно громче, собираясь в стайки. Вероятно, каждый из них говорит своим сородичам о чём-то очень важном. Возможно, даже о том, как удалось пережить столь суровую, холодную зиму.
  На реке ледоход. Уровень воды в Томи значительно поднялся, но пока в берегах. Конечно, в некоторых, особенно низменных местах, вода вышла из берегов и потревожила жителей. Пришлось эвакуировать. Взбунтовалась Аба. Что ни день всё ближе она приближается к домам.
  И всё-таки хорошо, что пришла весна!
  - Надо бы окна помыть. Когда ты займёшься этим? - Спросила Анфиса Семёновна у своей дочери Евдокии.
  - Мама, ну какие окна? Вот разделаюсь с ремонтом в конторе, тогда уже и своей квартирой займусь.
  - Да, я бы сама помыла окна, да что-то незамогла я, дочка.
  - Сходи к доктору. Он посоветует, что тебе поможет, лекарства выпишет. До поликлиники тебя сопроводит Юра, драгоценный твой внук.
  - Ладно, схожу. Только ненавижу я ходить по больницам - там больше заболеешь. Очень людно в нашей поликлинике. Я лучше травяной сбор заварю, может и оклемаюсь.
  - Делай, как знаешь, мама, мешать тебе не буду. Окна помою чуть позднее, а ты даже и не вздумай браться ни за какую работу. Я ухожу, мама,- сказал Евдакия и вышла из кухни.
  В коридоре лицом к лицу она столкнулась со своим сыном, и с какой-то грустинкой в глазах обратилась к нему:
  - Юра, сопроводи бабушку, если она надумает пойти в поликлинику.
  - Мам, почему ты такая грустная? Что случилось? - Поинтересовался Юрий.
  - Об этом потом, сынок, а сейчас мне надо идти на работу, - отозвалась мать и вышла из квартиры.
  Юрий к бабушке:
  - Бабушка, почему мама какая-то невесёлая?
  - Юра, ты уже большой, присмотрись к своей маме: она ещё молодая и красивая, но в волосах уже появилась седина. Она всё ещё ждёт с войны, которая давно закончилась, твоего отца. Не верит похоронке. Надеется, что Василий Родионович находится в каком-нибудь госпитале, но скоро вернётся домой.
  - Ты в поликлинику пойдёшь?
  - Нет, Юра, не пойду. Зачем ходить и людям надоедать, создавать очередь? Видно, приближается моё время. Вот заварю бадан, попью, может и оживу. А что, Юра, ты против того, чтобы твоя мама вышла замуж? Ты Захара Капитоновича Сысоева знаешь? Мне кажется, это хороший человек, да и труженик знатный. У него пять лет назад при аварии погибли жена с дочкой, а он до сих пор не женат.
  - Не знаю этого Захара Капитоновича, а вот за Ленкиного папу Романа Фёдоровича Шонина я бы отдал маму замуж. Ленкина мама погибла в той же аварии, про которую ты, бабушка, только что говорила. Ленке нравится моя мама, а мне её папа.
  - Ну, будет-будет, разговорился, нравится, не нравится. Понравится ли маме этот Шонин. Пусть она решит сама.
  - Пускай решает. А вдруг я для этого Захара окажусь ненужным. Что тогда?
  - Мы с тобой не пропадём. Пока я жива, будешь жить у меня, а мне пожить хочется подольше.
  - Бабушка, родная, живи как можно дольше! - Юра обнял Анфису Семёновну.
  - Осторожнее, задушишь, - пошутила бабушка, ласково погладив внука по голове.

                *     *     *
  Вечером, возвращаясь из школы (занятия девятого класса проходили во второй половине дня) Юрий услышал разговор бабушки и матери.
  - На днях к нам заходил Захар Капитонович, просил меня поговорить с тобой, Кея, не согласишься ли ты выйти за него замуж.
  - У него, что язык отвалился, со мной не хочет говорить, сватается через тебя? Мама, не слушай ты никого из этих мужиков. Ни за кого из них пока я замуж не пойду. Ты прекрасно знаешь - я люблю Василия, помню, и буду помнить его всегда. Без памяти, мама, жить нельзя. Он самый лучший в мире человек. Вдруг Василий вернётся, а у меня какой-то мужик живёт. Буду ещё ждать. Напишу письмо министру обороны, пускай он подтвердит, что Василий погиб, и укажет место захоронения его. Поедем с Юрой на могилу к Василию, а уж потом буду решать, выходить мне замуж или нет. Ведь у меня Юра есть, мой единственный любимый сын.
  - Мы с Юрой уже говорили о твоём замужестве. Юра видит своим отчимом Романа Фёдоровича Шонина. С его дочерью Леной Юра учится в одном классе. Он говорит, что Лене ты нравишься, ему нравится Ленин папа.
  - Ещё чего? Ты зачем, мама, с Юрой решаешь вопрос о моём замужестве? Ведь с будущим мужем жить-то мне.
  - Но и сыну твоему тоже жить при нём.
  Юра, снимая обувь, неосторожно обронил ботинок на пол.
  - Всё, мама, Юра пришёл. Заканчиваем это сватовство, - Евдокия Наумовна вышла в коридор навстречу сыну.
  - Мам, я ваш разговор слышал. Я верю, что мой папа действительно погиб, и к нам он уже никогда не вернётся. Не будут же писать неправду те, с кем папа сражался в одном подразделении. Противиться не буду, лишь бы твой муж оказался хорошим человеком, как Роман Фёдорович. Он ко мне относится хорошо. Разрешает нам с Леной ходить в кино даже на вечерние сеансы. Лена очень похожа на своего папу и очень красивая девочка. Да, ты же её знаешь - она у нас бывала много раз, - объяснился Юра.
  Он внимательно присмотрелся к матери. Да, прежде изумительно чёрный кудрявый пышный волос, покрывавший аккуратную головку, несколько посерел, как от пепла. Веснушки, украшавшие красивое лицо матери, заметно поблекли, но не испортили красивости материнского лица. "Неужели мама стареет? Не может этого быть, - мама не должна стареть. Ведь ей только тридцать второй год.
  - Вы что сговорились с бабушкой? Мне самой следует идти к Роману Фёдоровичу и сказать, что самые близкие моему сердцу люди, мама и единственный сын, решили нас с вами поженить? - Она резко развернулась и пошла в свою комнату.
  - Мама, успокойся, никуда тебе ходить не следует, - просил Юра, войдя вслед за матерью.
  Он значительно подрос и повзрослел интеллектуально, превышая в росте свою маму Евдокию Наумовну. Сейчас он решил, как ему казалось, поддержать её морально, обняв родительницу за плечи и прислонив свою голову к её голове:
  - Давай, мама, и впрямь напишем министру обороны. Дождёмся ответа. Ты возьмёшь отпуск, у меня буду каникулы, и съездим на папину могилу. А Шонины, мам, очень хорошие люди. Мы с Леной дружим с детского сада. Да ты и сама всё знаешь.
  - Всё, Юра, всё, прекращаем разговор. Иди, умывайся, и пойдём в кухню чай пить, - решительным, но мягким материнским словом Евдокия Наумовна прервала беседу с сыном.

                *   *   *
  Прекрасное время весна. Прилетели скворцы. Обустроили построенные для них скворечники. Самки занялись очень важным делом высиживанием птенцов. Пока самка занята этим, скворец напевает ей прекрасные песни. Этим он ей говорит, что готов в любой момент оказать ей помощь.
  И вот тот момент настал. Работа не простая, а очень даже хлопотливая. Необходимо найти и принести корм своим детёнышам, своевременно выбросить из гнезда испражнения скворчат. Это очень благородные птицы, как и все их родичи, кроме кукушки. Чистоплотные и преданные. Нет, скворцы не бросают помёт скворчат прямо из гнезда, они относят его как можно дальше.
 Ни в коей мере лестные слова не могу сказать в отношении собаководов-любителей.
Они себя величают мамами и папами по отношению к собакам, а за своими питомцами не ухаживают. Если и ухаживают, то только в квартирах. На улице питомцы этих пап и мам отправляют естественные надобности на газонах, тротуарах, а отдельные успевают только выскочить из дверей подъезда и тут же испражняются. Однако ни "папа", ни "мама" не прихватывают с собой ни совок, ни какую-либо посудину, чтобы убрать с тротуара, с площадки двора помёт их "дитяти". Для них это зазорно: пусть убирает дворник. А на прогулку своих питомцев "папы" и "мамы" выводят к соседнему дому. Дальше они у них идти не могут, сильно устают, зимой даже одетые в "пальто" замерзают.
  У Беликовых не было ни кошки, ни собаки. Не было ни у кого из них желания заниматься домашними животными. Анфиса Семёновна стала часто прихварывать. У Евдокии Наумовны много работы на производстве. У Юры - школа и спорт. Он уже перворазрядник по спортивной гимнастике.
  Юра с мамой сочинили и направили письмо Министру Обороны.
  Анфиса Семёновна больше не начинает разговор о замужестве дочери, хотя видит, как она страдает, ожидая приезда своего мужа Василия. Вот однолюбка!
  Всё шло своим чередом. Каждый из Беликовых занимался нужным для них делом...

                *   *   *

  Отзвенел звонок - закончился последний урок у девятиклассников. Пришло время подготовки к экзаменам: ежедневные консультации, читка учебников с целью поиска ответов на вопросы, поставленных в экзаменационных билетах.
  В эти же дни проходит подготовка к первенству области по спортивной гимнастике. Юре хочется принять участие и в этих мероприятиях, но экзамены в школе наиболее важны и их необходимо сдавать. Не сдав - останешься на второй год, значит, потеряешь время. Поэтому Юра решил на тренировки ходить хотя бы через день и на очень короткое время. Больше уделил внимания подготовке к экзаменам.
  Странное дело. Почему-то есть люди, сильно завидующие успехам других, стараясь сделать им подлость, облить их грязью.
  То утро ничего плохого не предвещало. Юрий шёл в школу на консультацию к девяти часам. На подходе к школе его догнал Фёдор Завьялов. С ним Юра знаком с детства, но как-то дружба между ними не сложилась. Никогда и ссор не возникало. Нечего им было делить между собой. Что касается гимнастики, то тренеры у них разные. У каждого из них своя программа подготовки.
  - Юрка, а что, твоя мать отказалась выйти замуж за Сысоева Захара? - Спросил Завьялов.
  - Тебе-то что до этого? - В свою очередь поинтересовался Юра.
  - Ты на тренировку стал ходить редко, и не знаешь, что тебя могут отчислить из команды по этой причине. А вчера к твоему тренеру, который занимался только с одним Саушкиным, пришёл Захар Сысоев. Они о чём-то долго разговаривали, а в конце разговора, хотя твой тренер не соглашался с Захаром, который всё-таки выкрикнул: "Да, гони ты этого перспективного спортсмена в шею. Он же не ходит на тренировки."
  - Мне Борис Иванович ничего не говорил об отчислении. Он ведь понимает, что у меня пора экзаменов. Сдам экзамены, если тренер откажется меня тренировать, пойду к другому тренеру. Мир ни без добрых людей, - Юра быстро ответил Завьялову, и они ускорили шаг по направлению к школе.
  - Вот если сейчас Ленки Шониной нет в классе, значит, правду говорят: она заболела, неожиданно для Юры заявил Фёдька.
  - Ты откуда черпаешь сведения? - Спросил Юра. - Я ведь только вчера с ней встречался.
  - Сорока на хвосте принесла, - не замедлил с ответом Завьялов.- Слух о ней пройдёт по всей Руси великой. А может быть, ты ей вчера начистил сопатку, отчего она и заболела.
   - Ты говори, да не заговаривайся, - возмутился Юрий. - Мы с ней вчера ответили на вопросы десяти билетов. Я ушёл от Шониных около девяти вечера. У них было всё хорошо, никто не болел. Всё были здоровы.
  После этих слов Юра вошёл в класс. За учительским столом сидела классный руководитель Зоя Борисовна. Юра поздоровался и остановился, осматривая класс.Да, место за партой Лены Шониной было пустым. Лены в классе не было.
  - Извините, Зоя Борисовна, я сейчас, - сказал Юра, направившись к выходу.
  - Вот она любовь, - уже со своего места выкрикнул Завьялов.
  Юра пригрозил ему кулаком и вышел из класса.
  Класс загудел. Зоя Борисовна еле справилась с ребятами, заставив их замолчать, и сразу же спросила:
  - Рассказывай, Завьялов, почему Беликов ушёл с занятий? Что случилось?
  - Что рассказывать, Ленка заболела, вот он и убежал. Дружат они.
  - После консультации надо посетить Лену. Кондратьева Люба, ты знаешь где живёт Лена, вот и сходи, узнай, что происходит в семье Шониных. Вчера же она была на консультации. Люба, как только побываешь у Шониных, зайди ко мне, - попросила Зоя Борисовна. А сейчас консультация. Ваши вопросы? Кому что не ясно?

                *    *    *

  - Ну, как там всё прошло? - Поинтересовался Захар Сысоев у своего собутыльника Ухина. - Не очень там наследили?
  - Всё шло хорошо. Но, по-моему, этот недоумок Истрин переусердствовал. Ему говорили: не трогать девчонку. Он не послушал, говорит, она сильно кричала, взывая о помощи. Нет, чтобы заткнуть ей кляпом рот, он её пырнул своей заточкой. Никто из соседей не вышел на помощь этим Шониным. В этом я уверен. Я стоял на лестничной площадке, пока Лев с Игорем разбирались с Романом и его дочерью.
  - Но ведь кто-то же вызывал скорую помощь, позвонил в милицию. Вы там уж слишком большого шума наделали.
  - А, что, и милиция там уже побывала?
  - Да,вы, наверняка, ещё не успели уйти из того дома, а скорая уже мчалась к Шониным. Мы же договаривались, что только немного попугаете этого жениха и всё.
  - Я же простоял на стрёме, чтобы никто не помешал Истрину и Наумову.
  - В этом-то и есть твоя оплошность, что простоял. Надо было всем вместе разбираться. Ведь вы их почти убили. Так просто это не пройдёт. Начнётся следствие.
  - Нам-то что теперь делать?
  - Если будут вызывать в милицию, никто из нас ничего не знает, ни в какой разборке участия не принимал. Со мной никто из вас не знаком.
  - А как же с расчётом за работу? Послушай, Захар, может быть Истрина убрать?
  - Ишь, чего удумал. Мало того, чего уже натворили, ещё и подельника убрать. Это уже без меня. Ведь ещё ничего неизвестно. Ни сам Шонин, ни его дочка не знают Истрина, ни наумова. Сейчас пойду в сберкассу, сниму со счёта деньги, а вечерком подходи к моему гаражу. Я тебе отдам обещанную сумму, а ты расплатишься со своими друзьями.
  - Договорились, - согласился Ухин и сразу же ушёл от Сысоева.

                *    *    *
  Юра прибежал к квартире Шониных. Нажал на кнопку звонка. Немного подождал. Никто не отвечает, дверь не открывается. Он стал стучать. Снова тишина. Юра постучал громче и крикнул:
  - Роман Фёдорович, Лена, откройте, это я, юра Беликов.
  Никто не откликнулся.
  Вдруг открылась дверь соседней квартиры. На пороге появилась женщина. Юра узнал её. Это Зинаида Ефимовна Соколова, которая раньше работала в школе, преподавала химию, но вот уже около трёх лет на пенсии.
  Не дождавшись вопроса: почему стучишь в эту дверь, Юра сам спросил:
  - Зинаида Ефимовна, где они? Ведь Лена должна быть на консультации в школе.
  - Ты - Юра Беликов? Я тебя узнала. Помню ещё по школе, и потому, что ты часто бываешь у Шониных. Ты ведь и вчера был у них. А вечером, часов в десять, у них в квартире сильно кричала Лена, звала на помощь. Я дома, как обычно, была одна. Выходить на крик побоялась, но в дверной "глазок" посмотрела. На лестничной площадке около квартиры Шониных стоял очень знакомый на вид мужчина. Я долго вспоминала, а вспомнила только, когда приехали медработники, которых вызвала я и позвонила в милицию сразу после того, как из квартиры Шониных выбежали двое мужчин. Теперь уже втроём они убежали вниз по лестнице. Я вспомнила: на лестничной площадке стоял Владлен Ухин. В школе все ребята называли его Владиком. Он был каким-то заводилой. Состоял на учёте в милиции.
  - Что же произошло в квартире Шониных, Зинаида Ефимовна?
  - Когда приехали медики, я набралась мужества и вошла вместе с ними к Шониным. Представьте себе, Юра, такую картину: в прихожке лежит весь избитый Роман. Он без сознанья, но живой. На пороге в детскую комнату, зажав обеими руками живот, корчится от боли Лена. Слава Богу, в сознании. Меня попросили пригласить кого-нибудь из соседей, которые помогут донести пострадавших Шониных до кареты скорой помощи. Романа в чувства так и не привели, унесли на носилках.Лене сделали укол, перевязали. Эту стройную черноглазую с тёмными кудрями девушку к машине унёс на руках санитар. Тут же приехали работники милиции. Я следователю рассказала про того, кто стоял на площадке, то есть о Владлене Ухине.
  - В какую больницу увезли Лену?
  - Юра, меня следователь просил никому не говорить, куда увезли пострадавших, а всех, кто интересуется состоянием здоровья семьи Шониных, направлять в милицию к следователю Суднову. Я обещала выполнить его просьбу, но тебе скажу, увезли их в экстренную хирургию первой городской больницы. И к следователю сходи. Расскажи, что Шонины хорошие люди, никому ничего плохого не сделали.
  - Большое спасибо, Зинаида Ефимовна, я немного уже понял смысл происходящего. Обязательно побываю у следователя, но прежде хочу знать о состоянии здоровья Шониных. Если пропустят, прежде всего, побываю у Лены, а уже потом пойду к Роману Фёдоровичу.
  - Что же ты понял, Юра?
  - Мои предположения подлежат проверке, но уже теперь кое в чём разобрался. Свои догадки я выскажу следователю. Некая личность просит моего тренера гнать меня из гимнастики. Спрошу у тренера, только после этого пойду к следователю. До свиданья, Зинаида Ефимовна. Будьте здоровы и в тоже время осторожны. Постарайтесь больше никому не рассказывать о случившемся, даже Любе Кондратьевой, лучшей подруге Лены, - попросил Юра и покинул дом, в котором живут Шонины.
  В больнице к Шониным Юре пройти не разрешили. Лечащий врач Евгения Петровна объяснила диагноз пострадавших. У лены проникающее ранение брюшной полости, без повреждения внутренних органов, у Романа Фёдоровича несколько сложнее - разрыв печени. После операции пострадавшие в реанимационном отделении. Опасность миновала.
                *    *    *
  На консультацию Юра не пошёл. Он пришёл в спортивный клуб. Быстро нашёл своего тренера:
  - Борис Иванович, вы меня больше не будете тренировать? Неужели вы не понимаете, что для меня сейчас нет ничего важнее сдачи экзаменов, чтобы перейти в следующий класс?
  - Юра, успокойся. Всё будет хорошо, всё будет хорошо. Это я тебе говорю. Никого не слушай, кроме меня. Я столько труда убил, прости, вернее мы с тобой столько сделали не для того, чтобы прекратить дальнейшую совместную работу. Вот станешь мастером спорта, тогда сам выберешь себе тренера.
  - Борис Иванович, вы для меня стали самым близким человеком, и никого я не буду выбирать, ни с кем другим я заниматься гимнастикой не буду. Вы единственный - и никто другой. А всё-таки кто настаивает на прекращении нашей с вами работы?
  - Юра, прошу тебя, успокойся. Заканчивай девятый класс. Меня устраивает, что хотя через день, но приходишь на тренировку. После занятий в школе поедем на область, если даже денег спорткомитет нам не отпустит. Ты меня понял, Юра?
  - Борис Иванович, вчера до вечера мы с Леной готовили ответы на воросы в билетах. После моего ухода от Шониных Лену и её папу избили неизвестные лица. Лена и её папа находятся в больнице. У меня есть предположение: это преступление организовано тем человеком, который требовал от вас гнать меня из гимнастики. Кто к вам приходил, Борис Иванович? Я догадываюсь ко этот нелюдь.
  - Юра, не нажимай на меня, не надо.
  - Ладно, не буду. Я знаю этого злого человека. Это Захар Сысоев. Мне даже отчество его произносить не хочется. Знаю и непосредственного участника побоища, правда, стоящего на стрёме. Они ответят за причинение телесных повреждений семье Шониных. Ну какой это человек, если ни за что, ни про что наносит удар ножом в живот красивой девочке, пинает ногами по животу на глазах дочери её отца Романа Фёдоровича Шонина. Никому из этих подонков Шонины не причинили ничего плохого. А сейчас я пойду к следователю. До свиданья, Борис Иванович, - высказался Юра и вышел из спортзала.
  - До свиданья, Юра, ход мыслей твоих правильный. На тренировки всё - таки приходи, хотя и через день. Буду рад тебя видеть и продолжать нашу совместную работу, - крикнул Борис Иванович вслед уходящему Беликову

                *   *   *
  - Здравствуйте, мне бы к следователю Суднову, - обратился Юра к дежурному милиционеру.
  - Вы по какому вопросу к нему, молодой человек? - Поинтересовался дежурный.
  - Вчера вечером на семью Шониных, на улице Сеченова было совершено нападение. При осмотре места происшествия следователь просил приходить к нему, всем, кого интересует судьба пострадавших.
  - Идите на второй этаж. В кабинете №18 работает следователь Суднов Артём Иванович. Одну минуту, я сейчас спрошу у него можно ли пропустить вас к нему. - Дежурный поднял трубку и спросил: - Здесь к вам молодой человек рвётся. Пропустить? Кивком головы он дал понять, что Юре можно идти на второй этаж.
  В кабинете на приветствие следователь пригласил Юру присесть на стул у приставного столика, начал с вопроса:
  - Что вас, молодой человек, привело ко мне?
  - Вчера с Шониной Леной мы готовились к экзаменам примерно до девяти часов вечера. После этого я ушёл домой. К тому времени с работы пришёл Роман Фёдорович, Ленин папа. Сегодня я пришёл на консультацию в школу, а Лены там не оказалось. Мы с ней учимся в одному классе, заканчиваем девятый. Чтобы узнать причину неявки Лены на консультацию, я пошёл к Шониным. Дверь мне никто не открыл. Я нажимал на кнопку звонка, стучал в дверь - тщетно. Мои стуки и просьбы открыть дверь услышала соседка Шониных, бывшая учительница нашей школы Зинаида Ефимовна. Она-то и рассказала мне, что Лену и её папу увезла скорая помощь в больницу. По её просьбе я и пришёл к вам, Артём Иванович. В больнице ни к Лене, ни к Роману Фёдоровичу меня врачи не пустили. Мне объяснили, что Шониным ночью сделаны операции, в связи с чем они находятся в реанимационном отделении. Кто нанёс травмы Лене и Роману Фёдоровичу я не знаю.
  - Вы кто, молодой человек? Сколько вам лет? Какое отношение вы имеете к Шониным? - Озадачил следователь.
  - Я, Беликов Юрий Васильевич. Через неделю мне исполнится шестнадцать лет. Заканчиваю девятый класс. Я уже успел вам сказать, что учусь в одном классе с Леной Шониной. Да, мы с ней знакомы с детского сада. Я вчера был у Шониных, и довольно долго. Я вам уже говорил, что мы с Леной готовились к экзаменам. Около девяти часов вечера я ушёл домой. При мне к ним никто не приходил.
  - Вот что, Юрий Васильевич, законом предусмотрен допрос несовершеннолетних чинить в присутствии одного из родителей или учителя, а ты ещё несовершеннолетний, поэтому я тебя допрашивать сейчас права не имею. Одну минуту, я сейчас позвоню в детскую комнату милиции. - Он поднял телефонную трубку, набрал нужный ему номер и спросил: - Ольга Олеговна? Следователь Суднов. Вы не могли бы сейчас подойти в мой кабинет? Возникла необходимость вашего участия при допросе школьника. Хорошо! Я вас жду. - Беликову: - Сейчас подойдёт инспектор по делам несовершеннолетних, и мы продолжим беседу.
  В глубоком молчании и тишине прошли минуты ожидания Ольги Олеговны. В её присутствии следователь заполнил необходимые реквизиты протокола допроса и предложил:
  - В присутствии Ольги Олеговны повтори, Юра, всё, о чём ты рассказывал мне несколько минут назад.
  Юра слово в слово повторил.
  Суднов записал его рассказ. Сразу же задал дополнительный вопрос:
  - Есть ли у тебя, Юра, мысль о лицах, причинивших вред здоровью твоим знакомым? Вернее, кого ты можешь подозревать в нападении на Шониных?
  - В наш спортклуб, где я занимаюсь спортивной гимнастикой, недавно приходил Захар Капитонович Сысоев и просил моего тренера Бориса Ивановича гнать меня из клуба в шею. Об этом мне рассказал сегодня мой одноклассник Фёдор Завьялов, который тоже занимается гимнастикой, но у другого тренера. Борис Иванович подтвердил сказанное Завьяловым, но убедил меня, что из гимнастики меня никогда не выгонит. А одного из нападавших мне назвала Зинаида Ефимовна. Я его знаю - это друг Сысоева Владлен Ухин. Зинаида Ефимовна и вам назвала этого Ухина.
  - А причём ты? Почему тебя хотят отлучить от спорта? - Неожиданно спросила Ольга Олеговна.
  - Мой папа погиб на войне. Много лет прошло с того дня, а мама всё ещё надеется на его возвращение, поэтому отказалась выйти замуж за Сысоева Захара, который склонял мою бабушку добиться согласия мамы на замужество. Мама отказалась выходить замуж до тех пор, пока не побывает на могиле моего папы. Мама Лены Шониной и жена с дочерью Сысоева погибли в автоаварии лет пять назад. Мы с Леной дружим. Вот Сысоев, по-моему, полагает, что моя мама выйдет замуж за Шонина Романа Фёдоровича. Я, конечно, считаю, что Роман Фёдорович и моя мама подошли друг другу. Да, и Лена не против такого брака. У меня возникла странная мысль: если меня не отчислят из секции спортивной гимнастики, то и мне не миновать участи Шониных. Если нападёт кто-нибудь один, я дам отпор. Хуже, если двое.
  - Юра, ты говоришь, что тебе скоро исполнится шестнадцать лет, а рассуждаешь, как взрослый. Откуда это? - Заинтересовало Ольгу Олеговну.
  - Хотя у меня нет папы, но есть хорошая бабушка, замечательная мама. У меня хороший тренер. Он мне, как папа. Вы не знаете классного руководителя Зою Борисовну. Это очень хороший педагог. А Шонины Лена и Роман Фёдорович! Я их знаю с детства. У меня хорошие друзья.
  - Подпиши, Юра, протокол. Иди домой спокойно. На тебя никто не нападёт. Шонины будут живы, об этом мне сказал доктор. Лену можешь увидеть только завтра. Врачам не мешай и не надоедай своим присутствием сегодня. До свиданья, Юра, - закончил разговор следователь.
  Распрощавшись с милиционерами, Юрий пошёл домой.

                *    *    *
  Дома бабушка встретила Юру, причитая:
  - Юра, ну, где ты ходишь? Посмотри хотя бы на часы - обеденное время давно прошло, а тебя где-то носит. Скоро мама придёт с работы, а ты ещё и не обедал.
  - Успокойся, бабушка, родная ты моя, со мной всё в порядке. Есть мне совсем не хочется, потому что у Шониных ещё одно горе - вчера на них напали злые люди, избили Романа Фёдоровича, порезали Лену. Теперь и Лена, и Роман Фёдорович находятся в больнице.
  - Кто же совершил это злодеяние?
  - Я думаю, это совершили друзья Сысоева Захара, которого ты прочила в мужья моей маме. Мне кажется, именно он причастен к этому нападению.
  - Почему у тебя подозрение на Сысоева?
  - Да, потому, что он приходил к Борису Ивановичу и требовал гнать меня из спорта в шею. А ты, бабушка, очень ошиблась в этом Захаре Сысоеве, называя его работящим, порядочным человеком. Я же ему ничего плохого не сделал, а он хочет отлучить меня от гимнастики.
  - Ещё не хватало. Так он может своих знакомых науськать и на нас. Мне становится страшно от услышанного.
  - Я уже побывал у следователя. Хороший дяденька. Вежливо разговаривал со мной. Правда, допрашивал в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних Ольги Олеговны, с которой я познакомился у следователя. Это, говорит, согласно закону, допрашивать несовершеннолетних только в присутствии родителей или педагога. Но закон допускает участие при допросе инспектора по делам несовершеннолетних, который имеет педагогическое образование. Следователь убедил меня в полной моей безопасности. Видимо, уже занялись теми бандитами, одного из которых соседка Шониных Зинаида Ефимовна и рассказала следователю в тот же вечер. А Зинаиду Ефимовну ты, бабушка, знаешь. Она бывшая учительница нашей школы. А, может, ты тоже знаешь Владлена Ухина?
  - Конечно знаю. Вот для мамы твоей будет новость. Да, и Кея знает не только Сысоева, но и Ухина. Они же вместе росли. В одной учились школе. Только разные пути у них были. Например, Игорь Истрин, чтобы не попасть на фронт, украл в соседнем колхозе телёнка. Потом ещё что-то натворил, и его посадили на 25 лет. Кто-то придумал амнистию, и его освободили, правда совсем недавно. Где был Наумов Лев, я не знаю, а Захар Сысоев побывал на фронте, воевал с японцами. Награды имеет. Ранен был. Что ему пришло лишить тебя спорта? Может, ранение сказалось? Он ведь в голову был ранен. Юра, иди чаю попей немного, а ужинать будем все вместе, когда Кея придёт с работы, - сказала бабушка и сопроводила внука в кухню.

                *    *    *
  Кабинет следователя Суднова. На стуле у приставного столика сидит Сысоев Захар Капитонович.
  Заполняя бланк протокола допроса, Суднов задаёт вопрос:
  - Скажите, Захар Капитонович, чем провинились перед вами Шонин Роман Фёдорович и его дочь Елена?
  Ответ:
  - Я Шонина плохо знаю, когда-то учились вместе в одной школе, но в параллельных классах. Для меня он ничего плохого не сделал.
  Следователь:
  - Вы и учились в одной школе, и пять лет назад оба перенесли тяжёлый моральный и материальный удар: ваши жена и дочь и жена Шонина погибли при одних и тех же обстоятельствах. Теперь вы говорите, что плохо помните Шонина. Почему вы уговорили троих ваших друзей, если их так можно назвать, напасть на Шониных, которые сейчас находятся в больнице.
  Ответ:
  - Я никого не уговаривал. Почему Шонины в больнице, я не знаю.
  - Да будет вам молоть чепуху, - не сдержался Суднов. - Я допросил Влалена Ухина. Он сейчас находится в камере предварительного заключения, и кое-что мне поведал, поэтому нет смысла вам что-то скрывать.
  - Извините, я расскажу, как и что, но к причинению телесных повреждений Шониным я не имею ни малейшего отношения. Во время войны погиб Беликов Василий. Вдовой осталась Евдокия Наумовна. Красивая женщина, но до сих пор ни за кого замуж не вышла. У неё есть сын Юрий. Он дружит с Шониной Леной, видимо, потому, что учатся в одном классе. В моей башке появилась дурная мысль: "А вдруг Евдокия выйдет замуж за Шонина". Вот тут я решил сходить к матери Евдокии Анфисе Семёновне и попросить уговорить дочь выйти за меня замуж. Ухина я попросил проследить за Юркой Беликовым, который даже при следовании в школу нередко заходит к Шониным, после чего путь продолжают уже вместе с Ленкой. Этот Ухин и подслушал разговор Юрки с Ленкой о том, что неплохо было, если бы Роман Шонин и Евдокия Беликова поженились. Чтобы этого не произошло, я попросил Ухина и его собутыльников Истрина и Наумова припугнуть Шонина, чтобы он даже и не заикался о женитьбе на Евдокии. Однако видите, что получилось. Ко мне сразу же прибежал Ухин и рассказал, что Истрин перестарался. Это он ударил Ленку ножом.
  Следователь:
  - В отношении вас избираю меру пресечения в виде подписки о невыезде. Если не будете являться ко мне по повесткам, поставлю вопрос перед прокурором и судом о вашем аресте. Вы ведь знали, что Истрин уже привлекался к уголовной ответственности, совершал преступление, да к тому же не одно, скрываясь от призыва на фронт.
  Сысоев:
  - Да, это я позднее узнал, после войны. Нам с Шониным повезло, мы оба остались живыми, участвуя в боях. Наумов отсиделся в резерве. Истрин не хотел идти на фронт, об этом говорил нам, не скрывая своих намерений. Теперь мне придётся отвечать перед законом за действия этого недоумка.
  Следователь:
  - Ну, а Юрия Беликова почему хотите отлучить от гимнастики?
  Сысоев:
  - Он на тренировки ходит через день в связи с экзаменами в школе, а то и через два. Я хотел этим воспользоваться. Если бы тренер отчислил его из своей группы, то я стал бы ходатайствовать перед руководством спортклуба о его восстановлении, чем, возможно, завоевал бы перед ним свой авторитет. Но не получилось. Этот паренёк у тренера на первом счету. На Юрия у него большие надежды. В неполных шестнадцати лет Юрий имеет первый  разряд по спортивной гимнастике. Юрий добьётся своего и станет мастером спорта.
  - Такому хорошему пареньку вы хотели искалечить спортивную карьеру. Подпишите вот эти два документа, протокол допроса и подписку о невыезде. Можете идти. До свиданья.
  Как только Сысоев вышел из кабинета, Суднов поднял трубку прямого телефона и попросил дежурного доставить к нему в кабинет задержанного Истрина:
  - Только не дайте ему встретиться с ушедшим от меня Сысоевым.

                *    *    *
  Попив чаю, Юрий пришёл в свою комнату. С полки взял учебник по литературе. Открыл билеты, отыскал тот билет, на котором они с Леной закончили накануне, но занятия на ум не шли. Голову сверлила мысль: "Как она там, в больнице? Как же ей больно сейчас! Если только милиция не примет мер к этим подонкам, причинившим страдания Лене и Роману Фёдоровичу, сам отыщу их, и по одному каждому из них отдам должное". Но тут же внутренний голос гудит на ухо: - "Не вздумай заниматься самосудом, да к тому же ты не такой уж атлет. Ты гимнаст, а не штангист и не боксёр. Трудновато будет справиться с амбалом Истриным. Не вмешивайся. Тебе учиться надо. Заканчивай девятый класс".
  - Ладно, уговорил, но Лену я должен навестить и спросить у неё, что же всё-таки произошло, - озвучил своё желание Юрий.
  - С кем ты разговариваешь, Юра? - Это мама пришла с работы.
  - Кея, не мешай сыну, пускай занимается,- вмешалась бабушка и пригласила дочь в кухню.
  В народе говорится: беседуют две женщины - базар, три - ярмарка. И действительно, только две женщины ушли в кухню, разгорелся базар. Во-первых, Анфиса Семёновна извинилась перед дочерью за то, что пыталась уговорить её выйти замуж за Захара Сысоева. Потом начала повествование о случае нападения на Шониных. После этого рассказала, что Юра уже побывал в милиции.
  - Погоди, мама, я сейчас спрошу у Юры, что он делал в милиции, - прервала рассказ матери Евдокия Наумовна. - Почему он мне не позвонил, а действовал самостоятельно?
  На вопросы матери Юрий ответил:
  - Мам, я уже не такой маленький. За себя я готов ответить. Ничего плохого, мама, я не сделал. Просто хотел выяснить, в чём моя вина перед Сысоевым Захаром? Почему они, эти друзья Сысоева, причинили вред здоровью Шониным Лене и Роману Фёдоровичу? Ты, мама, всех этих грубиянов знаешь. Давай завтра вместе сходим в больницу. Может быть, нам разрешат врачи навестить Шониных. Мне не понятно, почему не разрешают повидать больных, - а вдруг эта встреча окажет положительное действие, и Шонины быстрее пойдут на поправку?
  - Я, Юра, смогу пойти в больницу только после работы.
  - После работы, так после работы. Я согласен. Мне тоже этот вариант подходит: я побываю на тренировке и на консультации. А где встретимся?
  - Дома, Юра, дома.
  - Хорошо, мама! - Обрадовался Юрий и возвратился в свою комнату.

                *    *    *
  Кабинет следователя. Суднов суровым взглядом окинул вошедшего в кабинет небритого мужчину. Сопровождавшему его милиционеру сказал:
  - Можете быть свободным.
  Небритого пригласил присесть на стул у приставного столика:
  - Фамилия, имя, отчество?
  - Чьё? Моё?
  - Своё я знаю, конечно же ваши.
  - Истрин, Игорь Власыч.
  - Вы знаете, за что вы задержаны? При задержании вы сильно возмущались, что ни за что задерживают простого советского человека. Так ли это?
  - Я и сейчас говорю: сижу за решёткой ни за что.
  - Игорь, как вы говорите, Власыч, вы намерены со мной разговаривать по правде?
  - Какую правду от меня требуешь, следователь?
  - Вам знакомы Захар Сысоев, Владлен Ухин, Лев Наумов, Роман Шонин? Только не говорите "нет".
  - Меня за это знакомство задержали? Да, я знаю всех названных тобой, следователь, людей. Ну, и что?
  - А то, что Шонин находится в больнице с разорванной печенью, Ухин в следственном изоляторе, в отношении Сысоева отобрана подписка о невыезде. Они кое-что мне рассказали.
  - Видимо, каждый из них получил своё. Пускай находятся, где находятся. А мне не о чём рассказывать.
  - Вы будете подписывать протокол, в который я занёс нашу беседу?
  - Ничего я тебе не буду подписывать. Думаешь на моих нервах сыграть? Не получится, гражданин следователь.
  - Хорошо, не утруждайте себя, а то надорвётесь, подписывая следственный документ. Я сейчас скажу тебе седовласый гражданин Истрин, что ты просто хам. Меру наказания ты получишь. Это я, следователь Суднов, тебе обещаю. Ты на глазах девочки избил её отца. Так действовали фашисты, от борьбы с которыми ты скрывался на зоне. Безвинную девочку ударил ножом. Как это понимать? Я не требую от тебя признаний. Вину твою я докажу без них. Мне осталось допросить Льва Николаевича Наумова. И твоя песенка будет спета, - Суднов поднял трубку, позвонил дежурному: - Заберите от меня Истрина, а то я его застрелю, - не сдержался и выпалил он, хотя пистолет, закреплённый за ним, находился у дежурного в оружейке.
  Моментально в кабинет следователя забежали дежурный Михайлец и его помощник Емышев. Они схватили за руки Истрина и вывели из кабинета. Всё произошло так быстро, что Суднов не успел и глазом моргнуть.
  Немного успокоившись, Суднов записал в протоколе, что Истрин от подписи отказался. Написал постановление об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого заключение под стражу, со всеми материалами уголовного дела пошёл к прокурору.
  - Почему подозреваемого не доставил ко мне? - Спросил прокурор.
  - А зачем его везти сюда, если он ни о чём рассказывать не желает. Он уже судим. Пусть и дальше сидит. Заточку, которой он ударил Елену Шонину, изъяли у него при его задержании. Через десять дней я обязательно предъявлю Истрину обвинение, Валерий Васильевич.
  - Ну, хорошо, - согласился прокурор Болотов.
  Содержание Истрина под стражей санкционировал.
  Утром, после селекторного совещания к Суднову обратился помощник дежурного:
  - Товарищ майор, в дежурную часть доставлен Наумов. Вы будете с ним работать?
  - Это очень хорошо! Теперь они у меня все в сборе. Обязательно буду работать, хотя очень устал после суточного дежурства. Родина нас не забудет. Давайте его ко мне в кабинет сей же час.
  Вошедшего в кабинет Наумова Суднов усадил у дальней стороны приставного столика:
  - Присаживайтесь, Лев Николаевич. Я обязан вас допросить в качестве подозреваемого. Вот только заполню необходимые реквизиты протокола допроса и буду задавать вам вопросы, а вы  можете, если хотите, отвечать на них, или не отвечать, если не захотите.
  Наступила тишина, пока Суднов заполнял "шапку" протокола.
  - Итак, первый вопрос, Лев Николаевич, заметьте, я с вами вежлив и на "вы": знаете ли вы Захара Капитоновича Сысоева, Игоря Власовича Истрина и Владлена Петровича Ухина?
  От неожиданности Наумов вздрогнул, но быстро сообразил, что о чём-то немногом не будет рассказывать следователю:
  - Да, этих мужиков я знаю. Мы все учились в одной и той же школе. С Ухиным и Сысоевым мы вместе уходили на фронт, только воевали в разных войсках. Истрина в то время разыскивала милиция. Уже после войны я узнал, что он попал в лагерь за какое-то преступление. Примерно год назад он появился в нашем городе.
  - Хорошо. А Шонина Романа Фёдоровича вы знаете?
  - Знаю. Он ведь тоже уходил на фронт вместе с нами.
  - Теперь главный вопрос, ответ на который меня очень интересует. Ради этого ответа вы доставлены в милицию: За что вы покалечили совсем юную девочку Лену Шонину и её отца Шонина Романа Фёдоровича?
  - Я никого не калечил. О чём вы спрашиваете, я не могу понять?
  - Да, вы, Лев Николаевич, освобождавший нашу Родину от захватчиков, в настоящий момент оказываетесь порядочным трусом. Вам стыдно или страшно рассказать для занесения в протокол о той жестокости, которую вы проявили при нападении на Шониных? Я бы с удовольствием лишил всех наград, которыми вас наградила Родина. Но это ни в моих возможностях. Это решит суд, перед которым предстанете в скором будущем. Вы будете привлечены в качестве обвиняемого за организованное нападение на Шониных и причинение им тяжких телесных повреждений. Что мне записать в протокол, объясните Лев Николаевич?
  - У меня семья, двое детей. Имею награды Родины, а на уговоры Сысоева поддался. И с кем пошёл к Шониным: с бывшим уголовником! Однажды Сысоев собрал нас в своём гараже и предложил немного припугнуть Шонина, чтобы тот отстал от Беликовой Евдокии Наумовны. В тот злополучный вечер часов, примерно, в десять мы втроём пришли к квартире Шониных с тем намерением, чтобы сказать Захару о прекращении всяческих отношений с Беликовой. Дверь открыл сам Шонин. На лестничной площадке остался Ухин, а Истрин и я вошли в прихожку квартиры. Захар спросил, зачем мы к нему пожаловали. Сразу же попросил нас покинуть его квартиру, поскольку он с нами не хочет иметь никаких дел, преградил нам проход в квартиру. Даже не желал нас выслушать. Тут-то и взыграло самолюбие Истрина. Он ударил Шонина в лицо, отчего тот упал, как подкошенный. Ленка закричала: "Помогите, убивают", несколько раз повторив эту просьбу. Истрин два раза ударил ногой лежащего на полу Шонина. Я пытался удержать Истрина и вывести из квартиры, но не смог. Он оказался сильнее меня. Он вырвался и моих рук, подскочил к Ленке и ударил её в живот ножом. Ленка схватилась за свой живот и замолкла, корчась от боли. Я выбежал из квартиры Шониных, вслед за мной выбежал Истрин. Мы выбежали на улицу и разбежались в разные стороны.
  - Как же с вами рассчитался за это нападение Сысоев?
  - На следующий день Ухин позвал меня в гараж Сысоева. Там уже был Истрин. Сысоев отдал пачку денег Ухину: "На, - говорит,- разделите поровну". Я отказался от денег. Теперь мне тоже сидеть придётся? Ведь я шёл к Шонину только поговорить, а получилось вон что.
  - Что получилось?
  - Так, Шонины же в больнице. Я никому из них никаких повреждений не наносил. Мне и в голову не могло прийти, что Истрин такой злой или сильно нервный. Неожиданно не только для Шонина, но для меня, он ударил Романа и ранил Ленку.
  - Вот подпишите протокол и постановление об избрании меры пресечения в отшении вас, Лев Николаевич, в виде подписки о невыезде из города. Если не будете являться ко мне по повесткам, буду решать вопрос о вашем аресте. Многое прояснится после допроса потерпевших Романа Фёдоровича и Лены. А сейчас идите домой. Можете ходить на работу в любую смену, но ко мне являться по повесткам обязательно. До свидания, Лев Николаевич.
  - До свидания, - пролепетал Наумов и вышел из кабинета.

                *    *    *
  Третий день в вечернее время Юрий приходит в больницу. И вот он видит в окне второго этажа знакомое, но очень бледное лицо. Это Лена в ожидании его прихода. Юра помахал Лене рукой, дав понять, что он очень рад её видеть. Побежал к входной двери. Там, внутри помещения врач Евгения Петровна сопроводила его к палате, где находилась Лена:
  - Вот надень халат, иди в палату, только недолго разговаривайте, Лена ещё слаба из-за значительного количества потерянной крови.
  - Спасибо, Евгения Петровна, - отозвался Юра и вошёл в палату. Кроме Лены в палате находились ещё пять женщин.
  - Здравствуйте! Как ты, Лена? Из милиции кто-нибудь был? - Прямо сходу задал вопрос Юра шедшей ему навстречу Лене. Кто тебя ударил ножом?
  - Минут двадцать назад отсюда ушёл следователь, фамилию которого я не запомнила. Я ему всё, что помнила, рассказала. Ножом меня ударил Истрин, так его называл папа, когда двое вошли в нашу квартиру в тот вечер, - объяснила Лена, подавая правую руку Юре.
  - Лена, ты  ходишь, это хорошо. Пойдём к Роману Фёдоровичу? Ты у него уже была? Лена, ты видела своего папу? Как он себя чувствует? Чего бы сейчас поела? - Засыпал вопросами Юра.
  Они вышли в коридор.
  - У папы я была. Ему не разрешают подниматься с кровати, но за ним хорошо ухаживают медработники. Про пищу, Юра, ты лучше спроси у Евгении Петровны. Она - лечащий врач, по её рецептам нас лечат и кормят, - объяснила Лена.
  - Лен, тебе принести билеты и учебники?
  - Вот это мысль! А то я совсем пала духом, полагая, что экзамены из-за этих бандитов мне не сдать. Принеси всё, что есть у тебя по литературе. Первым будем сдавать литературу письменно. Или я не права? Ты знаешь что мы будем сдавать в первую очередь?
  - Первым сдаём математику письменно. Только вторым будет сочинение. Я уверен, задачу ты решишь без всяких затруднений. И все остальные предметы ты сдашь без запинки, поскольку в течение года ты готовилась отлично. Но ведь и учителя наши хорошие люди, а с учётом перенесённых тобой физической и психологической травм они отнесутся к тебе с пониманием,  понизят требования при сдаче экзаменов.
  - Ты далеко заехал, Юра. Я уже чувствую себя нормально. Вот за папу есть беспокойство. Евгения Петровна говорила, что печень папе сильно повредили, однако она обещала поставить папу на ноги.
  - Я сейчас зайду к Евгении Петровне, а завтра днём опять приду к тебе. Обязательно побываем у Романа Фёдоровича. Только уже с гостинцами.
  Они пожали друг другу руки, и Юра пошёл к врачу, а Лена в палату.
  На улице Юра посмотрел на знакомое окно. Лена махала ему рукой. Он ответил ей тем же и удалился от больницы.
  Дома он рассказал маме и бабушке:
  - Я был в больнице у Лены. Она чувствует себя почти нормально. Уже ходит. Роману Фёдоровичу тяжелее. Ему не разрешают подниматься с постели. Евгения Петровна просила при возможности принести для него минеральной воды "Боржоми", которая способствует восстановлению функционирования печени. Лене можно кушать всё, что только она пожелает. Мам, пойдём с тобой в больницу к Шониным?
  - Ты, сынок, не забывай об экзаменах и тренировках, а в больницу мы обязательно сходим, - обещала Евдокия Наумовна. - Только ты купи минералки, несколько батончиков шоколада, яблок. Не забудь про цветы. Сегодня был, а цветов Лене, вероятнее всего, не подарил?
  - Мам, я даже не знал, что меня к ней пустят, - оправдывался сын.
  - Всё. Теперь готовься к экзаменам, - закончила разговор мать.

                *   *   *
  Время - штука серьёзная. Серьёзность его в том, что остановить его бег невозможно! Однако, с течением времени в природе и в жизни всего живого, в том числе и людей, происходят изменения. Произошли они и в семьях Беликовых и Шониных.
  Лену вскоре из больницы выписали с условием, что она будет соблюдать режим питания, предложенный Евгенией Петровной. Выходила она и Романа Фёдоровича. Свою лепту в дело выздоровления Шонина внесла и Евдокия Наумовна, часто посещавшая его в больнице.
  Лена и Юра вместе с другими ребятами успешно сдали экзамены и были переведены в десятый класс.
  Из больницы вернулся домой и Роман Фёдорович. Лена совсем поправилась, а с приходом папы домой и вовсе повеселела.
  Из Центрального архива Министерства обороны получен неутешительный ответ о том, что Беликов Василий Родионович погиб при освобождении города Барановичи Белорусской ССР и похоронен в братской могиле в северной части этого города. Что на месте захоронения сооружён памятник, на постаменте которого высечены имена всех захороненных.
  Следователь Суднов закончил расследование по делу. Ознакомил потерпевших Шониных Лену и Романа Фёдоровича со всеми материалами его.
  Беликовы собрались ехать в Барановичи. Евдокия Наумовна поинтересовалась:
  - Мама, как ты себя чувствуешь? Ты поедешь с нами?
  - Кея, я в порядке, хочу ехать с вами. А Лену мы возьмём с собой?
  - Обязательно, - подтвердил Юра, а с ним согласилась и Евдокия Наумовна.
  Перед отъездом Лена спросила папу:
  - Как ты в моё отсутствие будешь питаться?
  - Не волнуйся, дочка, теперь я уже в полном порядке, скоро пойду на работу. Питаться буду в столовой, - успокоил дочь Роман Фёдорович.

                *    *    *
  В Барановичах Беликовых, а с ними и Лену Шонину, встретили работники военкомата.Три дня они сопровождали гостей всюду, чем заслужили глубокую благодарность.
  Три дня Беликовы находились в Барановичах. Каждый день они посещали место захоронения Василия Родионовича. Памятник в отличном состоянии. На могиле постоянно живые цветы. Ежедневно к памятнику приходят люди, кладут цветы и низкие поклоны погибшим защитникам Родины.
  В последний день пребывания в Барановичах после посещения памятного места, уже в гостинице Евдокия Наумовна обратилась к детям со словами:
  - Очень жаль, Юра, что твой папа действительно погиб. Он уже точно к нам никогда не вернётся. Но это не только наша судьба, судьбы многих семей нашей Родины. Вот за эти дни вы с Леной значительно повзрослели. Наши беды и несчастья вас ещё больше объединили. Не осталась в стороне и я. За время общения с твоим папой, Лена, я о нём узнала очень многое, и он мне понравился. Если только Роман Фёдорович найдёт нужным обратиться ко мне с предложением, если вы, дети, не будете против, я соглашусь на совместную жизнь с ним.
  - Вот так, дети, сватовство состоялось. Мы - единая семья. Поздравляю вас всех, дети мои, - высказала своё мнение бабушка, вытирая набежавшие на глаза слёзы. - Да, будет мир в нашей семье!
  - Мама, ты-то почему разговорилась? Мы ведь не знаем желания Романа Фёдоровича, - вдруг засомневалась Евдокия Наумовна.
  - Прямо на следующий день после приезда домой я приведу папу. И я только за то, чтобы вы, Евдокия Наумовна, и мой папа были вместе, - заверила Лена.
  - Мам, а мы с Леной потом сможем пожениться? - Спросил Юра.
  - Сынок, ну о какой женитьбе ты ведёшь разговор? Вам с Леной предстоит окончание средней школы, потом поступить в ВУЗ, желательно и окончить его, только потом решать вопрос о женитьбе. Закон вам с Леной не запретит вступление в брак, но раньше времени, прошу вас, не балуйтесь. Тебе, Юра, ещё и гимнастикой необходимо заниматься. Сам же говоришь, что скоро станешь мастером спорта. Лена, и ты не торопись с замужеством. Вы же хорошие дети, очень надеюсь, что ошибок вы не допустите, - убедительно просила Евдокия Наумовна детей.

                *    *    *
  Зал судебного заседания.
  Церемония начала слушания по делу окончена. Обвинение поддерживает прокурор города Болотов Валерий Васильевич, доложивший суду суть обвинения.
  Судебное следствие начинается с допросов потерпевших, поскольку защитники просили суд, чтобы допрос подсудимых начать после допроса потерпевших.
  - Потерпевший Шонин Роман Фёдорович, расскажите суду, что с вами произошло вечером 25 апреля? - Задал вопрос Прокурор.
  - В тот вечер я пришёл домой около девятнадцати часов, так как немного задержался на работе. Дома находились моя дочь Лена и её одноклассник Юра Беликов. Они готовились к экзаменам. Я поужинал тем, что приготовила дочь. Мешать ребятам не стал. Лёг на диван и даже заснул. Около девяти часов вечера Юра пошёл домой и крикнул мне: "До свиданья, Роман Фёдорович". Я ответил ему. Мы остались вдвоём с Леной. Она в своей комнате продолжила чтение вопросов, изложенных в экзаменационных билетах, а я в зале. Включил радиоприёмник. Около десяти часов вечера раздался дверной звонок. Звонил кто-то неугомонный, не преставая нажимать на кнопку, пока я шёл к двери. Даже стали стучать в дверь. Открыв дверь перед собой я увидел Истрина, Ухина и Наумова. Ухин остался на лестничной площадке, Истрин и Наумов насильно вошли в прихожку, хотя я просил их не входить, так как с ними никаких дел иметь не желаю. Вдруг Истрин ударил меня кулаком в лицо. Я услышал только крик дочери, и куда-то "провалился". Очнулся уже в больнице.
  - Вопросы потерпевшему будут, прокурор, защита? - Обратился судья.
  Вопросов не последовало.
  - Потерпевшая Елена Романовна Шонина, что вам известно о нападении на вашу семью 25 апреля? - Теперь уже Лене задал вопрос прокурор.
  Кто-то из защитников крикнул:
  - Что это за вопрос о каком-то нападении? Никакого нападения не было.
  - Прошу тишины в зале, - обратился судья. - Потерпевшая, рассказывайте.
  - Когда уже в дверь стали стучать, я вышла из своей комнаты. Папа открыл дверь. Он просил мужчин не входить в квартиру, поскольку никаких дел с ними иметь не желает. Я не ожидала, да и папа не точно ожидал от знакомых ему мужчин подобной выходки, потому и не успел защититься от Истрина. Именно Истрин папу, и он упал на пол. Я закричала, чтобы кто-нибудь из соседей защитил папу. Истрин два раза ногой ударил папу, лежащего на полу, в область живота. А я продолжала кричать, взывая о помощи. Тогда Истрин подошёл ко мне с искажённой мимикой лица, прошипел:"Заглохни, падла, а то прикончу!" Ударил меня, как мне показалось, кулаком в живот. От боли я присела, зажимая руками больное место. Второй мужчина Наумов, его фамилию я узнала у следователя при опознании, крикнул Истрину: "Что делаешь!Уходим!" Они выбежали из нашей квартиры, вскоре приехала скорая медицинская помощь и милиция. Нас с папой увезли в больницу. Оказалось, Истрин меня ударил не кулаком, а ножом.
  Вопросов потерпевшей не последовало.
  Подсудимые Сысоев Захар Капитонович, Владлен Петрович Ухин и Лев Николаевич Наумов раскаялись в содеянном, убедили суд, что никто из них не хотел причинять вред здоровью Шониных. Лишь Истрин пытался увести суд в сторону неправды, лгал, переносил вину на Наумова.
  Однако материалы дела и судебное следствие подтвердили виновность Истрина в причинении Шониным тяжких телесных повреждений.
  Все подсудимые судом признаны виновными и понесли уголовное наказание. Самым суровым наказание оказалось для Истрина, которому суд определил лишение свободы сроком на десять лет.
  Несчастье, постигшее семью Шониных, сблизило их с семьёй Беликовых. Роман Фёдорович выхлопотал на предприятии путёвки в санаторий для всех Беликовых и Шониных.
  Двадцать четыре дня они проведут в Анапе, прекрасном черноморском городе-курорте...