Маргинальный пояс. 1

Ник Пичугин
информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти

    Я очень надеюсь, что все читатели (и писатели) понимают «власть», в общих чертах, одинаково. Поэтому вместо обычных дефиниций начну с обсуждения некоторых предрассудков – тоже достаточно общих – которые могли бы помешать дальнейшему единомыслию… Заблуждения, которые настолько распространены, что нашли свое отражение в литературе, можно ведь считать достаточно общими? Вот и будем опираться на литературу.
     – Всякая власть держится на страхе, и только на страхе, и ничего она не стоит вне страха. Все же прочее – чушь: любовь, восхищение, уважение, личная преданность, фанатичное преклонение – чушь, эфемерида, фантомы, пыль шагов.
     – Ну не нужна никакому массовому человеку ни твоя честность, ни порядочность твоя и ни кристальная чистота твоих намерений! Не верит он тебе. И не хочет верить.
     – Толпа выбирает ту власть, которая лучше умеет заморочить мозги.
     – Любой политик обязан обмануть своих подданных. В политике ведь как? Неважно, правду ли ты говоришь, важно, чтобы как можно больше людей соглашались считать это правдой.
     – Но она не отнимает способности мыслить!
     – Но ведь большинству так называемых разумных особей разум в общем-то мешает. Они никогда не пользовались этой способностью… Люди зомбируют себя сотни лет. Обманывают, надувают, лгут, сочиняют, брешут…
      – А те, кто умеет думать… что ж, они были и есть – власть.
    Так верят или не верят? Есть обман или нету? А если есть, кто обманщик – политики или… «сами себя»? Зависит что-то от людей или нет? Вы сами себя и запутали. Ну да, можно сказать и так: зомбировали. Тут мне представляется целый букет предрассудков.
      «Власть – это политика.» «Это те люди, которые отправляют власть.» «Она зависит от порядочности этих людей» «и от их способности мыслить». Ну, и, понятное дело, «это насилие».

     Задумаемся всерьез: как вообще возможна какая-либо власть, кроме демократии? Что может противопоставить меньшинство – или даже одиночка – неудержимому напору масс? Все знают, что «никто не может усидеть на штыках», но не это же главное. Страх не способен ничего создавать, он только разрушает. А ведь несомненным продуктом любой, даже самой паршивой, власти является материальная цивилизация. «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему», – говорил Конфуций (задолго до эпохи информационного террора).
    Ай-Гун спросил: «Какие нужно принять меры для того, чтобы народ подчинялся?» – «Выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых», – ответил Учитель.
    Мы привыкли к тому, что власть в обществе, как правило (всегда!), осуществляют люди определенного малосимпатичного типа. И нам кажется, что если заменить их… ну, более человечными, что ли, то и власть будет более человечной. Система целенаправленно и активно поощряет в обывателе такую иллюзию. Это ожидание и эта надежда постоянно присутствуют в атмосфере общества, в его информационных потоках. Среди всех прямых и облических обещаний, нарушенных властью за последние тридцать лет, эта ложь – самая разрушительная и угнетающая.
     Власть часто называют «аморальной» и «бесчеловечной» из-за того, что люди ожидают (и не находят) какой-то человечности от полуботов Системы, нагло именующих себя «элитой». Для отправления власти действительно нужен некоторый уровень интеллекта и воспитания (о нравственности речь не идет). Но этот уровень определяется не людьми, а системой власти; она и подбирает себе исполнителей по этой мерке. Вопреки Конфуцию, Хань Фэй предлагал опирать дом на кривой бамбук: «Правитель, владеющий искусством управления, не рассчитывает на людей, случайно оказавшимися хорошими, а идет по пути, непременно дающему успех». Прямого бамбука не напасешься на всю Поднебесную. Человек зависит от Системы, а не Система от человека. В ХХI, – на минуточку, информационном – веке пора бы уже понять эту нехитрую истину.
     Спросите любого грамотного сисадмина, и он подтвердит, что информационная система ровно настолько человечна, насколько человечна программа, которую она исполняет. От юзера это не зависит – только от программиста. Система способна выполнять только задачу, обеспеченную программной поддержкой. Хотите добиться от нее чего-то дополнительно – перезагрузите ее.
     Сама по себе операционная система власти действительно внеморальна и бесчеловечна – как ваш компьютер. Мораль и человечность сообщается ей программой, которую она исполняет. Власть человечна в той мере, в которой она справляется со своей задачей. Здесь мы зафиксируем и сразу же вынесем за скобки вопрос: «Кто эту задачу поставил, кто – программист социума?»
     Это ведь типичное заблуждение, будто «власть ничего не дает, только отбирает», что это просто хорошо организованная и оснащенная банда экспроприаторов. Реальная власть у того, кто дает; все остальное морок и томление духа. Все остальное тлеет и разрушается. Власть нужна, чтобы устранить препятствия на пути прогресса цивилизации – то, что мешает овеществлению культуры. Когда она выходит за пределы этой задачи (а она выходит), она сама становится препятствием.
    Обычно выделяют две основные функции власти: коллективное производство и общественное распределение. Это тоже предрассудок. На самом деле это две (наиболее явные) стороны единого информационного феномена: поля мотивации, в котором согласуются цели и побуждения отдельного гражданина. Справедливое распределение коллективно созданных ценностей – наиболее существенное условие эффективного управления производством. Общественное поле мотивации – вот что создается властью.
    Политический (наиболее явный) инструмент власти, законы государства – очень и очень ограниченная справедливость; которая, впрочем, имеет одно неоспоримое достоинство: это справедливость для всех. Поэтому та справедливость, которая не для всех, просто не объявляется и не записывается. Но вопреки инфантильным заблуждениям обывателя, поле мотивации невозможно создать и поддерживать одними только государственными законами; а дополнительные инструменты и внутренние методы власти – это родовая тайна Системы. Эти нелегальные законы являются предметом изучения науки; поэтому между властью и социологией существует и усиливается конфликт… Надеюсь, читатель меня понял, а если нет – объясню позже.

     Кто-то должен сказать эту небанальную, но уже очень очевидную вещь: народу не надо начальства, народу нужна именно власть как таковая. Труженику нужно, чтобы его трудом кто-то управлял, но сам он управлять не хочет – потому, что для этого надо думать. Любое начальство во все времена – это наемная команда менеджеров, которая дает человеку возможность спокойно трудиться.
     Все нормальные люди делятся на две большие, но неравные группы: одни приспособлены действовать, другие – мыслить. И избравший один путь не может пойти по другому.
      – Все в мире устроено справедливо, – кивнул Амаль. – Всевышний дарует либо способность совершать поступки, либо красиво говорить о них.
    Либо не дарует. Это ведь закон природы: способность свободно действовать несовместима со способностью свободно мыслить. Природа выбирает что-то одно и наделяет этим качеством человека, предопределяя тем самым его судьбу, его место в жизни… Или не наделяет. Потому что попытки совместить деятельность с размышлениями обычно приводят к тому, что человек не умеет толком ни мыслить, ни трудиться. Власть полезна уже потому, что иначе куда бы мы девали своих бестолковых сограждан, как только не в начальство. И это тоже закон природы. По Мэннену и Мартину: «Кто не умеет ни работать, ни учить, тот руководит».
    Действительно, для отправления власти, повторяю, необходим определенный уровень интеллекта и воспитания, но этот уровень ограничен не только снизу, но и сверху: это лишь бледная тень того, что свойственно творческой элите, которая ставится вне Системы именно по этому признаку – избыточной человечности и чрезмерному творческому потенциалу. Основная проблема власти в том, что она, власть, требует и мысли, и действия. Но она не требует, и даже не терпит таланта в этих способностях – и в этом ее главное достоинство, ее притягательная сила. Или, напротив, отталкивающая. Власть мешает трудиться, мешает мыслить. Поэтому ни обыватель, ни личность не хочет управлять… Ну не его это!
     А кто хочет?
      – Я расскажу про тех, кто остается в середине. Не всем нужен разум. Не все могут думать. Для средних людей, для тех, кто не хочет в землю, но не дорос до небес, есть только место: между небом и землей. Всегда и везде крайними остаются люди середины.


Источники цитат:

А. и Б. Стругацкие. «Поиск предназначения»
С. Лукьяненко. «Спектр»
С. Лукьяненко. «Непоседа»
С. Лукьяненко. «Танцы на снегу»
Конфуций. «Лунь юй»
Хань Фэй-цзы

2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025
6. OS Голем
http://www.proza.ru/2018/07/26/954
7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564