Слово, славяне, говорить!

Игорь Тычинин
У  славянских народов. В том числе и у русских, изначально сакральное, божественное отношение к слову. Недаром, именно от слова они произвели имя своего племени, и окружающие народы с этим согласились. Или даже наоборот. Окружающие народы, видя отношение славян к своей речи, к своему слову, назвали их этим именем. И славяне, словене с этим согласились. Точнее не согласились, а восприняли это как должное, иначе ведь и быть не могло.
Именно от «слова» они произвели и обозначение своей «славы». Да, иногда  их слава была для них хвалой. Но все-таки они, точнее мы, не «хваляне», а «славяне». Славный народ, или народ Славы.
Важнейшее свойство народа, селиться по берегам рек и от имени рек обозначать название отдельных племен. Отсюда славянская «речь», которая течет как река, и «рекать» - говорить, и русы, россы – имя, производное от славянских рек, росей. От Рассы – Волги, в том числе. Отсюда рассеяне, волжане, а не рассеянные, как многие считают. Ну да это спорный вопрос.
А вот зацепимся за озвученные глаголы «рекать» - говорить. И вспомним выдающегося исследователя русской народной речи, русского эпоса, былин, сказок Федора Ивановича Буслаева. С такой фамилией и не исследовать былины по Ваську Буслаева, совершенно невозможно.
Но речь не об этом. А о том, что этот замечательный ученый подметил несколько удивительных значений русского глагола «говорить». Напомним его идеи на этот счет. По его мнению у славян «говорить» близко по значению «гадать», а «гадать» - глаголу «мыслить», «думать». У западных славян «гадать» и значило говорить. Да и в санскрите «гад» - говорить, у кельтов – «gadh» - слово. Отсюда недалеко и до таинственного изречения, ворожбы. Гадать – ворожить. Стоп! Это были мысли Ф.И.Буслаева. А вот и  моя скромная попытка. «Ворожить» - корень «вор», не от него ли наш «говор» и глагол «говорить».
У Ф.И.Буслаева от корня «гад» - загадки, загадывать, т.е. «изрекать непонятные слова». Все хорошо, но корень какой-то неблагозвучный «гад». А с другой стороны, в русском часто извилистую реку связывают со змеей (гадом). Речка течет змейкой, да и речь тоже. И не забывайте, что у славян и их Земля производна от Змеи, разве не так?
Но у славян в древности, сейчас не так, увы. Говорить, значило еще и делать. Раз сказал, значит делай. Даже так, управляй собой, а если у тебя власть и людьми, раз что-то сказал, обещал, делай. В общем, Вы поняли. И у чехов, к примеру, «дею» - говорить. Они молодцы, сохранили значение этого слова. В русском сохранилась еще более важная вещь. У нас «делать», значит «править», иными словами, делать правое дело. А правда (править) связана с преданием, с предками. И слово, речь передаются от них, от поколения к поколению. И вот, что по Ф.И.Буслаеву они нам передали, кроме уже перечисленного.
Глагол «ветите» (вещати, вечати), а значит и необходимость Веча. Вечная необходимость. А то ветки нашего дерева могут отсыхать.
А вот мое измышление. Чем мы произносим слово. Я не говорю о сложном устройстве гортани. А просто о том, что слово вырывается изо  рта. Не отсюда ли «рота» - славянская присяга.
Но отсюда возможно и «рать», которой надо управлять словом, ротом (?).
Но вернемся к «говору», к «говорить». Ясно, что от этих слов недалеко и до «ворожить», а значит, и лечить. Да и «ведать» тоже (индоарийские Веды), не говоря уж о «ведьме», которая, собственно, ведает, что-то знает, лечит, предсказывает.
Но как вернулись, так давайте и закончим. А то «ведьмы» у нас стали появляться, да еще в положительном смысле. Вывод же очевиден. Наш язык неисчерпаем. Не лишне иногда задумываться о нем, о словах, что они значат для нас, а что для наших предков, забывать о которых, засохнуть как дерево с обрубленными корнями.