В Швейцарии чтут память о жертвах Холокоста

Александр Вишневецкий
 
 Вернувшись из поездки в Швейцарию, могу подтвердить слова, которые Исаак Бабель вложил в уста Бени Крика: там действительно первоклассные озера и гористый воздух.
   «И чем было бы плохо, если бы евреи жили в Швейцарии, где их окружали бы первоклассные озера, гористый воздух и сплошные французы?»
                Исаак Бабель, “Одесские рассказы”

   Но вот насчет «сплошных французов» одесский налетчик ошибался: в Швейцарской Конфедерации, как официально называется это государство в центре Европы, самая крупная языковая группа - германошвейцарцы (65 процентов), лишь затем по численности идут франкошвейцарцы (18), потом - италошвейцарцы (10). В стране также живут ретороманцы, они составляют около 1 процента населения. Немецкий, французский, итальянский и ретороманский — национальные и официальные языки Швейцарской Конфедерации. Есть в государстве и евреи: около 18 тысяч иудеев объединяет Союз швейцарских еврейских общин.
   Швейцария возглавляла «Международный Альянс памяти жертв Холокоста», ассоциацию из 31 государства, с марта 2017-го в течение года. В этой стране Международный день памяти  жертв Холокоста служит важным напоминанием об универсальных уроках, извлеченных из Катастрофы - необходимости уважать права человека и бороться с геноцидом, этническими чистками, расизмом, антисемитизмом и ксенофобией.
За период руководства Швейцарии в ассоциации принят ряд важных решений, направленных на повышение информированности политических деятелей о реальности преследования евреев и цыган в годы правления нацистов в Германии. На международных конференциях были рассмотрены различные методы и возможности преподавания истории Холокоста.
   Недавно президент Швейцарской Конфедерации Ален Берсе в своем послании, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста, написал: «Даже в 2018 году никто не может законно полагать, что размышления о Холокосте устарели, поскольку эта трагедия, которая поразила сердце современного цивилизованного мира, обязывает нас задуматься о худших зверствах, когда-либо причиненных людьми...»
   Бенно Беттиг, председатель «Международного Альянса памяти жертв Холокоста» от Швейцарии, рассматривает как важнейший элемент борьбы с отрицанием Катастрофы встречи между школьниками и уцелевшими в геноциде евреев. В настоящее время в мире царит консенсус по поводу того, что память об ужасах Холокоста и страданиях невинных жертв необходимо сохранять, что сегодня эта задача становится актуальнее, чем когда бы то ни было. Хотя с годами делать это становится все сложнее. «Постепенно уходят из жизни непосредственные свидетели тех событий, а, если что и производит впечатление на молодое поколение, так это, прежде всего, личные встречи с очевидцами», — убежден Бенно Беттиг.
   Находящаяся в Иерусалиме, организация бывших узников гетто и концлагерей "Зикарон ле-Шоа" ("Памяти Холокоста") поддерживает тесные дружеские связи с организацией "Ради Сиона", возглавляемой Брэдли Антоловичем. В гостях в их доме в швейцарских Альпах за последние 7 лет побывали и принимали участие во встречах с христианами около 40 человек из нашей организации. Несколько месяцев тому назад Брэдли и его семья предложили провести в Швейцарии конференцию под названием "Голоса последних переживших Холокост" в ознаменование 70-летия государства Израиль. Многие швейцарцы высказали свой интерес к этой идее.
   Несмотря на то, что средний возраст членов “Зикарон ле-Шоа” - в районе 80 лет и дальние путешествия даются нам нелегко, мы согласились принять участие в этой встрече. Из организации “Ради Сиона” последовали приглашения бывшим узникам гетто и концлагерей из Германии, Голландии, Израиля. До этого представители нашей организации принимали участие в такого рода встречах с христианами - друзьями Израиля - в Германии, Голландии, на Украине и в самом Израиле.
   В составе нашей делегации из иерусалимской организации «Памяти Холокоста» были Лилия Глазер, Елена Долгова и автор этих строк. Делегация Германии была представлена Алексеем Хействером - президентом немецкой ассоциации узников гетто и концлагерей из бывшего СССР и его супругой Валентиной, Нидерландов - Михой Гельбером, бывшим узником концлагеря Берген-Бельзен, и его женой Риой. Были также приглашены два музыканта - Марк Варшавский (беженец из Харькова, эвакуированный в Казахстан во время войны) и Роман Шамшович. Алексей Хействер и автор этих строк являются соответственно авторами книг о Катастрофе “Раненное детство" и “Статьи о Холокосте”, а Миха Гельбер способствовал изданию книги “Дети в концентрационном лагере Берген-Бельзен”.
Лилия Глазер - руководитель нашей Иерусалимской организации, она была малолетней узницей в гетто местечка Жабокрич. В 1970-х репатриировалась в Израиль, поселилась в Иерусалиме, где по сей день продолжает работать врачом-гинекологом. У нее два сына и шесть внуков, все живут в Израиле.
Местечки Жабокрич и Чечельник, где оказалась в гетто наша семья, находятся в Украине на расстоянии в несколько десятков километров друг от друга. Во время Второй мировой войны здесь была румынская зона оккупации, так называемая Транснистрия. Еврейское население этой зоны пережило многие страшные моменты, связанные с выживанием в условиях издевательств, угроз, голода, холода, тяжелых эпидемических заболеваний. Только освобождение Красной Армией в апреле 1944 года избавило выживших евреев от неминуемой гибели.
   Елена Долгова в годы Катастрофы была спасена от гибели христианской семьей. Укрывшие ее православный священник Владимир Имшенник и его жена Галина проживали в селе Носилово Молодечненского района графства Вильно (Польша), ныне этот регион является частью Беларуси. Отцу Елены, еврейскому врачу, разрешалось покидать гетто, чтобы посещать нееврейских пациентов, и в декабре 1941 года он попросил Имшенников спасти свою двухлетнюю дочь. Несмотря на большую опасность, они согласились. В этой семье она выучила русский язык и стала называть своих спасителей «мамой» и «папой». 24 июня 1942 года немцы ликвидировали гетто в Лебедзеве, где находился ее отец и более 600 евреев, среди погибших были шестьдесят четыре члена семьи Елены. По анонимному доносу о том, что священник прячет еврейского ребенка, его, Галину и Елену арестовали. Маленькая девочка не помнила своих биологических родителей, и следователи не нашли доказательств ее еврейского происхождения. В 1991 году, когда Елена и ее муж решили репатриироваться в Израиль, чтобы присоединиться к их дочери Наташе, они взяли с собой вдову священника. Галине было присвоено звание Праведника народов мира. Почти двадцать лет она прожила в доме Елены и ее мужа.
Алексей Хействер (ныне проживает в городе Висмар, Германия) родился в Каунасском гетто. Он никогда не знал ни своего отца, ни матери, ни даже даты своего рождения. Алексей - один из 120 детей, которые выжили в гетто, в котором находилось 40000 человек, подавляющее большинство их было уничтожено. В июне-начале августа 1941-го Алексей и ещё трое маленьких детей были отобраны для медицинских экспериментов. Некоторые экспериментальные операции выполнялись нацистским хирургом на маленьком Алексее, включая удаление язычка в горле. В результате в течение многих лет он не мог говорить. Алексей был спасен при освобождении Каунаса.
   Миха Гельбер из Роттердама родился в 1935 году в Нидерландах. В 1943-м голландский полицейский предупредил их семью о волне арестов евреев, и отец Михи, которому была предоставлена информация о том, что семья получит сертификат обмена по линии Красного Креста на немецких граждан, проживающих в Палестине, решил не скрываться. Семья была отправлена в транзитный концлагерь Вестерборк. Благодаря сертификату они выжили. Через пять месяцев их отправили в концлагерь Берген-Бельзен, где содержали в так называемом «Звездном лагере», состоявшем из других еврейских заключенных, ожидающих обмена. Им повезло: только шесть из 1250 семей, ожидающих обмена, уцелели здесь полностью. Их использовали на принудительных работах в течение 15 месяцев. 10 апреля 1945 года, всего за несколько дней до прибытия британцев в Берген-Бельзен, все были депортированы в поезде в направлении Терезиенштадта - видимо, для последующего уничтожения. В пути они были освобождены Красной Армией. Миха ныне живет в Нидерландах, он читает лекции о Холокосте в школах и университетах Европы и Азии.
   В выступлениях на встречах также приняли участие Марк Варшавский и Кристофер Майли, проживающие в Швейцарии. Марк и его брат с матерью были эвакуированы в Казахстан из Харькова в начале октября 1941-го. Ему было в то время семь лет, его брату Илье - четыре. Поездка в товарняке вместе со многими детьми и стариками была подчинена тогдашним военным законам и заняла 25 дней. За это время их поезд несколько раз подвергался бомбардировке немецких ВВС. В 1944-м отец погиб на фронте, мать должна была воспитывать детей и зарабатывать на жизнь, потому что пенсии вдовы павшего на войне было недостаточно. Вернувшись в Харьков в 1945-м, они нашли свою квартиру разграбленной.
Кристофер Майли - коренной швейцарец. Работая ночным сторожем в Объединенном банке Швейцарии (UBS)в Цюрихе, зимой 1997 года он обнаружил незаконно выброшенные и подлежащие уничтожению секретные документы - руководство намеревалось скрыть информацию о невостребованных счетах, чтобы присвоить немалую сумму. Большая часть невостребованных немецких вкладов в швейцарских банках принадлежала жертвам Холокоста. Именно банки Швейцарии, нейтральной страны, управляли финансами, которые награбили нацисты, располагали документами, которые лишь по случайности не были уничтожены. При этом, опираясь на институт банковской тайны, отказывались сообщать детали о состоянии счетов, принадлежащих пропавшим без вести евреям.
   Ночью Майли забрал документы домой, а затем передал их еврейской организации. Его обвинили в нарушении закона о банковской тайне, на ночного сторожа было заведено уголовное дело. Он был вынужден переехать за океан вместе с семьей, став единственным в истории швейцарцем, который получил в США статус беженца по политическим мотивам. В 1998 году был возбужден судебный процесс против UBS. Швейцарские банки были вынуждены выплатить 1,25 миллиарда долларов еврейским организациям в порядке возмещения ущерба, нанесенного швейцарской стороной. Поступок Майли повлиял также на решение Швейцарской ассоциации банкиров о создании “Гуманитарного фонда для жертв Холокоста”. За время работы фонда (до 2002 года) он выплатил 180 миллионов долларов примерно 310 тысячам евреям, пережившим Холокост. Эти деньги стали немалым подспорьем для нас, бывших узников гетто и концлагерей, получивших поддержку из этого фонда в кризисный период, связанный с развалом СССР.
   Во время поездки в Швейцарию у нас были три важные встречи с общественностью: на конференции в городе Гватт, в англиканской церкви “Святой Петр” в Шато д’Э и с учащимися частной школы “Уника” в Листале. В выступлениях, дискуссиях и ответах на вопросы помимо нас приняли участие Брэдли, Марианна и Яэль Антоловичи.
На конференции в Гватте, проходившей в большом зале, украшенном картинами и транспарантами, посвященными Израилю, к нам и нашим выступлениям отнеслись с большой теплотой и вниманием. Чувствовалось, что конференции предшествовала большая подготовительная работа, которой руководил Паул Верагут, вице-президент организации “Ради Сиона”. Пятеро оставшихся в живых узников на этой и других встречах рассказывали о своей жизни, уделяя основное внимание периоду пребывания в гетто и концлагерях. Беженец Марк Варшавский поведал о пережитом во время эвакуации. Лейтмотивом наших выступлений был призыв никогда не забывать о произошедшем и не допустить повторения трагедии войны, которая при нынешнем развитии военной техники может привести к уничтожению всего человечества. Каждое выступление сопровождалось длительными аплодисментами, было много вопросов из зала. Во время перерыва и по окончанию встречи к нам подходили люди со словами благодарности, дарили на память подарки. Мне с моим немецким на базе идиша и Лилии, свободно владеющей английским, общение не составляло труда. Алексей и Миха свободно говорили на немецком. Подходили и израильтяне, проживающие в Швейцарии - с ними мы общались на иврите.
   Встречу с прихожанами англиканской церкви Святого Петра в Гштааде кантона Берн организовал Джек Андерсон. Англиканство относится к отдельному направлению в христианстве. Лидер Всемирной англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Велби находился в прошлом году с двенадцатидневным визитом на Святой Земле, он призывает к созданию мостов между еврейским народом и другими людьми, чтобы предотвратить распространение антисемитизма. Во время выступления в «Яд ва-Шем» Велби сказал: “В европейской культуре корень всего расизма - в антисемитизме, традиции которого насчитывают в Старом Свете более тысячи лет. В течение столетий один народ был ненавидим более конкретно, более яростно, более решительно, систематически, чем любой другой... Евреи всегда продвигали науку, искусство, музыку, развивали экономику... Мы должны посвятить себя заново... созданию и поддержанию мостов и дружеских отношений, взаимопониманию, терпимости, единства и мира”.
Во время визита в частную школу “Уника” в Листале в ходе общения со школьниками мы стремились передать от нашего поколения, уходящего в небытие, вступающим в жизнь молодым людям представление о Холокосте и недопустимости подобной трагедии в будущем.
   Побывали мы также в гостях в двух домах у швейцарцев по их приглашению. Очень тепло были приняты в доме проживающей ныне в Швейцарии еврейки из Голландии Джекии (Менко) Розендаль, чьи дедушка и бабушка погибли в нацистском концлагере.
Особое, непередаваемое впечатление оставило у нас посещение дома инженера, находящегося в горной альпийской местности. Он занимается разработкой коммерческих программ и консультациями по техническим, экологическим и инновационным вопросам, созданием сложных предприятий с использованием современных ноу-хау, методами электронной коммерции. Его дом - прекрасная иллюстрация профессиональной деятельности этого человека: на базе бетонного сооружения площадью около 200 квадратных метров, оставленного швейцарской армией, он спроектировал с помощью компьютера и построил огромный двухэтажный деревянный дом, оборудованный современной техникой. В частности, разработал, изготовил и установил водяную обогревательную систему для всего здания, наладил разведение и выращивание рыбы прямо в доме, покрыл всю крышу солнечными батареями, позволившими ему не только с избытком обеспечить дом электроэнергией, но и продавать ее в общую сеть. А количество компьютерной техники, станков, разнообразного инструмента и строительных материалов в доме свидетельствует о его намерениях реализовать новые идеи.
Весьма насыщенной была и культурная программа нашего визита. За время пребывания в Швейцарии мы побывали в Берне, где посетили музей Альберта Эйнштейна и познакомились с центром города; побывали во Франции в городе Мюлуз и посетили исторический музей города, один из залов которого посвящен делу Дрейфуса. В городе Тун совершили прогулочную поездку по озеру Тунерзее.
   С интересом знакомились с деревней Кинталь, протянувшейся в горной долине на добрый десяток километров, где мы проживали в доме Антоловичей. Кинталь - горнолыжный курорт, находится в швейцарских Альпах на высоте 960 метров над уровнем моря, его население - 210 человек. Потрясающие виды, уютные гостиницы и кемпинги, изысканные рестораны придают этому уголку большую привлекательность. Кинталь - отправная точка для высокогорных походов и горных туров. Любопытно, что именно здесь в 1916 году в и ныне продолжающем функционировать отеле "Берен" ("Медведи") прошла секретная конференция социалистов из Германии, Франции и России с участием Ленина и Зиновьева с целью положить конец войне в Европе.
   Мы побывали также в Берне, столице страны. В историческом музее посетили экспозицию, посвященную Альберту Эйнштейну. Она во много раз больше, содержательнее и интереснее музея-квартиры Эйнштейна в Берне, который мы посещали семь лет назад. Великий ученый жил в Берне после окончания Цюрихского политехникума, работал сотрудником патентного бюро. Именно здесь он разработал специальную теорию относительности, ввел понятие о фотонах, дал объяснение фотоэффекта.
Побывали и в Бернском кафедральном протестантском соборе. Во время прогулки по центру города любовались очень красивым архитектурным сооружением с массой интересных деталей фасада и богатейшими интерьерами - Федеральным дворцом, местом нахождения правительства Швейцарии.
   В культурной программе был и сюрприз - незапланированное посещение города Мюлуз (немецкое название -Мюльхаузен, дословно - “мельничный дом”). Это промышленный город на северо-востоке Франции, расположенный на равнине Эльзаса, недалеко от границ Швейцарии и Германии. Население - более ста тысяч человек, он известен крупными предприятиями автомобилестроения, химии, электроники и своими уникальными музеями, в частности, историческим, автомобильным и железнодорожным. Мюлуз с 1991 года - город-побратимом израильского Гиватаима.
Из-за ограниченного времени пребывания в этом городе мы познакомились только с Реюньонской площадью, историческим центром города со старинными домами эпохи Возрождения, храмом Сен-Этьен и старинной ратушей, где ныне находится исторический музей.
  Ратуша была построена в 1553 году в стиле ренессанса. В музее имеется обширная коллекция костюмов и мебели. В комнате, посвященной народному искусству представлены многочисленные ремесла и скульптуры, имеется также обширная коллекция игрушек. Мюлуз был местом рождения Альфреда Дрейфуса (1859-1935), французского офицера еврейского происхождения, героя знаменитого процесса, вошедшего в историю как «дело Дрейфуса» - ему посвящен целый раздел музея. Украшает площадь протестантская церковь Святого Стефана, построенная между 1858 и 1868 годами на месте церкви XII века.
   Уезжая из Швейцарии, мы выразили горячую признательность Брэдли и его супруге Марианне, их пяти замечательным детям, а также добровольным помощникам Дану и Бригитте из Голландии и швейцарке Маргарит за замечательный прием. Особая благодарность - Марианне за огромную подготовительную работу к мероприятиям, связанным с 70-летием государства Израиля и старшей дочери семьи Антолович - Яэль за переводы наших выступлений на швейцарский диалект немецкого (швайцердойч).