Дмитрий Шостакович и Исаак Шварц

Эдуард Кукуй
"Дела давно минувших дней",
 а от людей- душе теплей,
 что светлой памятью- живых,
 на всё готовых- за других!

ИЗ ИНТЕРНЕТА
и радиопередаче
РЭКВА 23.6.18

...........................
Аркадий Красильщиков
понедельник, 3 октября 2016 г.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ И ИСААК ШВАРЦ
« Дмитрию Шостаковичу – 110    
О еврейской теме в творчестве Шостаковича »

“Я проверяю людей по отношению к евреям”, – говорил Д.Шостакович. О еврейской теме в его жизни и творчестве  мы уже писали на нашем сайте:
Шостакович: “Не устаю восторгаться еврейской музыкой”

Очень интересна история взаимоотношений Шостаковича и Исаака Шварца, 90-летие которого отмечалось в прошлом году.
Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны в Черниговской области. 
В 1930г. семья переехала в Ленинград, где Исаак стал заниматься музыкой. Занятия шли успешно и в 1935г. 12-летний Исаак принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии, в сопровождении оркестра исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена.
Но в 1936г. отец Исаака – Иосиф Евсеевич Шварц был репрессирован НКВД. А в 1937г. его жену Рахиль Соломоновну с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, во Фрунзе. На плечи 14-летнего Исаака легли заботы о материальном благополучии семьи. Учась в школе, он давал по несколько частных уроков на фортепиано в день.
Во Фрунзе Шварц познакомился с семьей Шостаковича, также находившейся в ссылке. Сестра Шостаковича, Мария Дмитриевна была пианисткой и попросила брата принять Исаака в Ленинграде в 1945 году по окончанию ссылки.
Исаак Шварц foto http://chtoby-pomnili.com/

В 1994 году Е.Вильсон опубликовала  книгу «Шостакович в воспоминаниях».  Есть в книге и очерк Исаака Шварца, в котором он описывает свое знакомство с Шостаковичем.
По просьбе сестры Шостакович принял Шварца в 1945 году в своей ленинградской квартире и сердечно отнёсся к молодому музыканту: «В обозримом будущем я буду бывать в Ленинграде только наездами, поэтому я не могу учить Вас, между тем Вам совершенно необходимы регулярные, еженедельные занятия». Шостакович рекомендовал ему учителей, и что ещё более важно – рекомендовал его этим учителям. И ещё одна выразительная деталь. В те годы обучение в вузах было платным – нелёгкая ноша для начинающего композитора, с семьёй и ребёнком. Каково же было изумление Шварца, когда в 1946 году он был без всяких видимых причин от этой платы освобождён. Много позже, на премьере балета «Накануне» в 1960 году от случайнопроговорившегося ректора – выдающегося пианиста Павла Серебрякова он узнал, что Шостакович, не афишируя это, платил за его обучение в консерватории.
Формально не являясь учеником Шостаковича, Шварц вполне мог назвать его своим Учителем. Во время печально известной кампании против «формализма в музыке» молодого композитора пригласил к себе секретарь партийной организации консерватории и настойчиво предлагал ему публично осудить Шостаковича. Положение Шварца, которого также обвиняли в «формализме», считавшегося сыном «врага народа» было отчаянным. Тем не менее, он отказался участвовать в этой акции, за что позднее Шостакович ругал его: «Вы не имеете права так себя вести. У Вас же есть семья, жена, маленькие дети. Вы должны думать о них, не обо мне. Если меня ругают, пусть себе – это моё дело». Но в глазах Шостаковича молодой музыкант читал благодарность и симпатию.