О сущности ценности 1

Матвей Полушкин
(Культурно-исторический аспект)


Мы ценим только то, что любим, поэтому сущность ценности есть любовь.

Ценность не следует путать со значимостью. Значимым для нас может быть также и то, что мы ненавидим. "Негативных ценностей" не бывает, зато может быть значимое для нас в негативном смысле.

Подлинная любовь – это участие одного бытия в другом бытии. Познать нечто поистине мы можем только любя. Восприятие чего-либо в качестве ценности, или ценностное восприятие, - культурно-исторически первоначальный и феноменологически первичный способ отношения человека к миру вообще и познавательного, в частности. Если нам что-то не нравится, если мы чего-то не любим, мы вообще не замечаем это либо не обращаем на это внимание, игнорируем. Мы признаём, что оно существует само по себе, однако оно не существует для нас – ещё не существует либо уже не существует. Во всяком случае, оно не станет предметом нашего познания.

Агностически утверждая, что «Ding an sich» («вещь сама по себе») навсегда останется для нас, людей, «вещью в себе» («Ding in sich»), И. Кант на самом деле признался в своей закрытости от мира, нелюбви к нему.

Идея о том, что всё и всякое познание должно быть очищено от человеческого эмоционально-волевого отношения, словно от грязи, замутняющей истинное видение мира, вырастает из сциентизма (позитивизма) – квазирелигиозной идеологии «чистой научности» пуританистского или кальвинистского толка. Соблазнительный, но, как показала практика, увы, ядовитый плод западно-европейского культурно-исторического развития в Новое время. Его результатом стала социокультурная эволюция Запада по направлению к капиталистическому «обесчеловечению» мира, которая одновременно ведёт и к «расчеловечению» самого человека. Достижения научно-технического прогресса – чем дальше, тем всё более бесчеловечные – позволили Западу установить колониальное господство над миром и заразить посредством глобализации всё остальное человечество бациллой сциентизма. Негативную значимость этого процесса нельзя недооценивать. Наш мир опять на пороге тяжёлого кризиса.

Хочется надеяться, что толерантность самого человека и окружающей его природы по отношению к культурной болезни, вызванной этой опасной бациллой, не беспредельна, что национальные культуры большинства стран мира выработают благодаря самобытным внутренним ресурсам иммунитет против неё и в конце концов восстановятся. Тогда люди переоценят достижения прошлого и по-другому начнут оценивать перспективы будущего.


24.03.18