Ч. 160 На рожон с начальством не лез

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/06/23/1628

Фотография в те годы только зарождалась, оборудование было громоздким. Процесс съёмки требовал очень длительной выдержки. Понятно, что снимки тогда могли делать только статические.
   
И всё-таки, несмотря на недостатки и трудности, английские и французские фотографы впервые в мировой истории документально запечатлели военный быт. Первым в Крым уехал нанятый английским  военным министерством гражданский фотограф Ричард Никлин.

Судьба его оказалась трагической. Во время урагана 14 ноября 1854 года  фотограф отправился на дно Балаклавской бухты вместе с двумя своими помощниками и фотографическим оборудованием, разделив судьбу экипажа транспорта «Рип Ван Винкль», на борту которого он находился.

Весной 1855 года по решению правительства двух лейтенантов срочно обучил секретам своего мастерства фотограф Джеймс Мэйол, после чего бравые офицеры отправились на войну. Известно, что они сделали много снимков, которые какое-то время хранились в военных архивах, а затем вдруг таинственно исчезли без следа.

Почему, кто, когда и как изъял их фотографические материалы из архивов, так и осталось неразгаданной тайной. Вслед за лейтенантами в Крым поехал Роджер Фентон, художник и фотограф, довольно состоятельный человек. Ему и раньше доводилось посещать Россию.
 
До войны Фентон  по просьбе английского мостостроителя инженера Чарльза Вигнолеса снимал в Киеве этапы строительства моста через Днепр. Кроме того, он фотографировал здания и виды Киева, Москвы и Петербурга.

Прежде чем ехать в Крым, Роджер Фентон купил у виноторговца тележку и переоборудовал её в походную фотолабораторию. На ней он возил и свой громоздкий фотоаппарат.
 
Фотограф пробыл в  Крыму около четырёх месяцев, но даже за столь короткое время ему порядком досталось: пришлось поработать во время испепеляющей жары и вытаскивать свою повозку из липкой крымской грязи.

На войне, как на войне. Тем не менее, в тяжелейших условиях Фентон ухитрился сделать 360 фотографий. Ему помогали отставной капрал Маркус Спарлинг и слуга Уильям. Капрал оказался толковым помощником. Впоследствии он даже опубликовал книгу по теории фотографии.

В отличие от корреспондента Уильяма Рассела, Фентон слыл человеком осторожным, на рожон с начальством  не лез и уж тем более не хотел никаких неприятностей со стороны правительства.

На его снимках нет ужасов войны, которые присутствуют в репортажах Рассела. Он ни разу не фотографировал раненых и убитых после боя, хотя насмотрелся подобных картин вдосталь.

На его снимках английского лагеря, явно постановочных, всё чистенько, прилично, аккуратненько – вот, мол, как заботится страна о своих солдатах и офицерах.

Во время своих странствий по Крыму Фентон сломал при падении с повозки несколько рёбер и заболел малярией, в результате чего был вынужден вернуться в Англию до взятия союзниками Южной стороны Севастополя.

О том, как выглядел Севастополь после отступления русских войск на Северную сторону, мы можем судить по снимкам другого фотографа, шотландца Джеймса Робертсона, сменившего в Крыму Фентона.

Робертсон работал в Константинополе с 1840 года, а когда началась война, он делал снимки в Скутари и в других госпиталях. Благодаря этому человеку мы знаем, что собой представляли севастопольские бастионы и город после вступления в него войск противника.

Поразительно, как можно было остаться живым во время бомбардировок, когда простреливался буквально каждый квадратный метр на батареях. И конечно, проникаешься глубоким уважением и восхищением к нашим пращурам – защитникам Севастополя, когда видишь  на фотографиях, в каких условиях они сражались, и что осталось от русских позиций после отступления.

Менее известны в России работы французских фотографов – полковника Жана-Чарльза Лэнгло и Леона Медина. Они сняли панораму Севастополя, которую потом демонстрировали публике в Париже в специально построенной ротонде на Елисейских полях.

Много снимков Камышовой бухты и Севастополя сделал французский морской офицер Жан Дюран-Браже.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/25/380

На фотографии: Роджер Фентон на своей повозке