Улыбка Хорса

Анастасия Кравец
Сентябрьское солнце коснулось книжных полок в библиотеке. Луч медленно двигался от трудов Проппа к истрёпанным книжкам с былинами, а потом замер на корешке с надписью «Мифология». Ребята из исторического клуба напоминали туристов. У каждого за плечами был ранец со сменной одеждой и всем необходимым. Старичка-учителя слушали рассеянно. Всех занимало только одно: что там может быть… за стеллажами?

- Мы, историки, имеем дело со временем. Читая о других эпохах, представляя себе жизнь людей из разных культур, мы уже путешествуем. Сегодня у вас боевое крещение. Каждому откроется что-то, такое, чем обладает настоящий исследователь. Не теряйте головы и помните, что история не даёт односложных ответов.
- А мы точно вернёмся через пять минут? – спросила дотошная Марина.
- По эту сторону стеллажей точно через пять, - улыбнулся председатель.
Стулья задвигались вразнобой, птицы-ранцы взлетели на плечи путешественников. Каждый выбирал себе тематический стеллаж, касался его и исчезал за дверью. Вот и моя очередь.

В тёмном углу гнездились книги с истёртыми матерчатыми обложками. Они, может, и не могли соревноваться с папирусами в древности, но их очевидная востребованность притягивала. Книги квартировали в шкафу, который сам был похож на произведение искусства. Дерево со временем приобрело естественную патину. Интересно, что за этой дверью? Полка скрипнула и поддалась, книги расступились, выстроив затенённый коридор.

Стеллаж вернулся на место прямо у меня за спиной. Стало невыносимо тихо и настолько же темно. Но фонарик я не доставала, отправилась наощупь вперёд. Ещё одна дверь в комнату, где чернота ощутима ясно, как и чьё-то присутствие. Из небытия возник слабый свет, и мне открылась необыкновенная картина.
Огромный мохнатый чёрный волк занимал собой всю комнату. Сначала зверь приоткрыл глаза. Волк пристально рассматривал меня из-под полуприкрытых век. Его глаза напомнили золотистую звёздную россыпь. Я боялась пошевелиться под внимательным взглядом волчьих глаз-полумесяцев. Молчать было невозможно.

- Ты кто?
- Я – Хорс, волшебный волк. Каждый год глотаю солнце и снова выпускаю его на волю.
Слова Хорса звучали у меня в голове. Казалось, волк одновременно здесь и не здесь, он есть и его нет. Его шерсть черна, как южные ночи, а в его золотистых глазах есть что-то неуловимо драконье.
- Так ты – время? – меня вдруг осенило.
- Да, - ответил Хорс и встал в полный рост. Теперь его спина упиралась в потолок, а глаза сияли, как полные луны. Если смотреть на этого волка долго и не мигая, возникает ощущение, что границы миров и времён стираются, да и ты сам, человек, становишься частью этого большого и неизведанного чего-то. Или кого-то…
Одна половина меня сжалась в комок и мечтала вернуться назад как можно скорее. Другая же часть, испытывая дикий азарт любителя мифологии, собиралась остаться с волком и расспросить его о тысяче вещей. Разум же подвёл сухой остаток: пора возвращаться, пока я помню, что это необходимо.
- Ты на стороне людей? – я задала последний вопрос. И мысленно добавила: «Ты же меня отпустишь?»
- Да. Наверняка ты слышала песню Пелагеи про оборотня-князя. Когда-то славяне крепко верили в меня. Я тебя отпускаю, но прежде позволь сделать тебе подарок.
Хорс улыбнулся, как добродушный пёс.
- Я забираю у тебя все дни, которые ты провела без улыбки. Теперь иди…

За тёмным стеллажом, где находилось царство книг по славянской мифологии, сомкнулась стена. Я очутилась на полу и не могла встать. Одежда на мне повисла, стала чересчур большой. У меня в руках оказался розовый заяц. Я любила его когда-то очень сильно и забирала его с собой, в страну снов. Похоже, Хорс и правда улыбнулся, съев больше двух третей моей жизни. Сейчас мне семь лет, я зачитываюсь энциклопедиями по астрономии, биологии и истории.

- Вот так сюрприз! – воскликнул старичок. – Похоже, Хорс сделал тебе подарок. А ещё и претендовал на место самого грозного волка в славянской мифологии.
Я покраснела. На меня уставился весь исторический клуб. Трудновато узнать в этой девчонке с двумя косичками цвета соломы сегодняшнюю меня. Председатель помог мне подняться.
- Ну и какие выводы ты бы зафиксировала в отчёте путешественника, девочка? – усмехнулся учитель.
- Я бы написала, что всё существует одновременно. Что время на нашей стороне. И что Исследователь должен любить жизнь. 
- Ты принята в исследователи, - хлопнул в ладоши старичок.
- А это что? – спросила Марина-зануда, указывая на зайца у меня в руках.
- Это – улыбка Хорса…