Прародина ариев

Юрий Шпилькин
Еще в начале XX века в 1903 году выдающийся исследователь культуры своего народа и политический деятель  Гангадхар Тилак издал книгу "Арктическая Родина в ведах"[5]. Книга  впервые была переведена на русский язык доктором исторических наук Н. Р. Гусевой и  была опубликована в Москве в 2001 году, то есть практически через сто лет после ее появления на свет. Тилак приходит к заключению, что «предки ведических риши (пророков) жили в Арктике в межледниковый период» [5]. Конечно, можно сомневаться в точности подсчета времени бытия предков ариев и присоединиться к мнению переводчика книги, а Н. Р.Гусева в предисловии пишет: «Мы же можем для подтверждения точности его подсчетов привести данные Таблиц солнца для г. Мурманска, изданных Мурманским гидрометцентром. Итак, 11 января начинается постепенный солнечный восход, который длится до 12 мая, когда солнечный диск появляется над горизонтом в полном своем объеме. Восход занимает 130 дней. Затем солнце беззакатно пребывает на небе до 22 июля, то есть 60 дней. С 23 июля по 2 декабря оно постепенно скрывается за горизонтом, что длится 132 дня, и до 10 января здесь царит «вечная ночь». В точке Северного полюса день длится 189 суток, а ночь — 176». [5]. 
Насколько верны эти подсчеты, думаю, может проверить каждый житель Архангельска. Тем более, что этнограф Жарникова С.В. относит прародину ариев на берега Северной Двины и пытается обосновать эту версию, используя топонимические и астрономические доказательства[3]. Критикуя трактовку С. В. Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, топонимист А. Л. Шилов замечает: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими» [7].  Однако, Жарникова свою гипотезу обосновывает не только гидротопонимами, но и тем, что именно только на территории Приполярья можно увидеть семь звезд Большой Медведицы в зените, именно здесь длится пол года день и пол года ночь, чего нет в Индии и в других регионах. 
Первоначальные тексты Beдической литературы сложились на территории современной Центральной Азии во II-I тыс. до н.э. По одной из версий прародиной древних ариев  была Евразия.  В 80-е годы авторы небольшой, но содержательной книги «От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев» [1], основываясь на материалах археологии, лингвистики и этнографии, сопоставили эпические и религиозные тексты  «Ригведы», «Авесты», античные источники скифского эпоса пришли к выводу, что представления древних иранцев, скифов и индийцев о прародине Ариев имеют единую традицию. Авторы книги не согласились с мнением Тилака о том, что предки арийских народов некогда жили в Арктике.  Авторы на основе сравнения индоевропейских языков считают возможным воссоздать условия, в которых «предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Особенно распространена в науке теория среднеазиатского происхождения ариев… именно Средняя Азия явилась местом сложения древних арийских племен, формирования их цивилизации, духовной культуры, эпоса» [1].   
Еще одну концепцию выдвинул известный индийский исследователь ведической литературы Рамчандра Нараяна Дандекар (1909 – 2001 гг.), который  пишет: «История предков ведийских ариев показывает, что отдельные племена индоевропейского происхождения мигрировали со своей прародины в Казахстане на юго-восток и со временем осели в районе Балха (выделено мной – Ю.Ш.)» [2]. В то же время, Дандекар убежден, что до прихода в Индию ведийские поэты-жрецы уже создали молитвы (мантры), которые относятся в основном к трем аспектам этой религии: космическая религия, культ огня и сомы и  религия героя. Веды и Авеста повествуют о взаимодействиях ариев и туранцев, наскальные рисунки солнцеголового божества Митры (Митра - в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми)  в ущелье Тамгалы и скифо-сакский золотой воин, найденные недалеко от Алматы; древнейшие поселения Аркаим в Челябинской области и Ботай в Северном Казахстане, руническое письмо, выбитое на скалах, петроглифы на каменных плитах, бытовые предметы, найденные в Южной Сибири, в Казахстане, Средней Азии и Монголии и другие археологические открытия свидетельствуют о высокой культуре Древней Евразии. 
Авторы книги «Наскальные изображения урочища Тамгалы» [4]  считают, что, «вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы - одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога, что нашло отражение в  священной книге «Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья, с диадемой на голове, носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском». Таким солнцеголовым божеством у ариев был Митра. Образу Митры соответствует понятие света: Он шествует после заката Солнца, Широкий, как земля, Касается обоих концов этой обширной, Выпуклой, бескрайней земли, Обозревая все, что есть между землей и небесами. Митра - мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца, соединяет в себе воплощение света, договора, процветания природы и благоденствия людей. «Культ Митры получил чрезвычайно широкое распространение, – писал В.Н. Топоров, – образ Митры внедрился (в непосредственном или косвенном виде) в самые разные культурно исторические традиции и религиозно мифологические системы»[6]. 
«В тот период у индоевропейских племен уже существовало общество, весьма развитое в социальном и хозяйственном отношении. Они имели длительные традиции земледелия, пользовались колесным транспортом, изготовляли из металлов некоторые орудия труда и оружие. Материалы археологии показывают, что племена, достигшие такого уровня развития, никак не могли обитать в заполярных и примыкающих районах, где век металла наступил много позднее даже того периода времени, когда индоиранские племена достигли Передней Азии и Индии». «Там они жили в течение довольно продолжительного периода – столь продолжительного, что вскоре стали считать саму эту местность своей первоначальной родиной»[2]. Не исключено, что именно тогда сложилась андроновская культура - культура бронзового века (2-е тыс. до н. э.) в Западной Сибири, Казахстане и Южном Приуралье, получившая название по д. Андроново около Ачинска.  Подтверждением этой теории являются обнаруженный в Челябинской области археологический памятник Аркаим, который одновременно был жилищем, доменной печью, местом для жертвоприношений и, возможно, даже обсерваторией. Все названные концепции имеют право быть. Согласно историческим, этнографическим, топонимическим источникам прародиной протоарийских племен является Приполярье. Древние арии, занимаясь скотоводством, вынуждены были по мере истощения пастбищ откочевывать на юго-восток. Археологические памятники как Синташта-Аркаим,  наскальные петроглифы  подтверждают, что ведическая литература начинает складываться задолго до прихода ариев в Индию и Иран.