2ч. Сидения

Михаил Илекский
               

   С лета 1668 года в Соловецком монастыре началось открытое вооруженное сидение против ново-церковников.

   Главной движущей силой Соловецкого сидения были монахи, бельцы и жители острова, не имевшие монашеского чина. Среди бельцев была группа, примыкавшая к братии и к соборным старцам. Также в составе духовенства были дьячки, пономари, клирошане (служебники). Более активными всё же были бельцы и работные люди, обслуживавшие внутри монастырское и вотчинное хозяйство.  Среди работавших  по найму, то есть бесплатно, дававших обет "богоугодным трудом искупить грехи свои и заслужить всепрощение”, было много "гулящих", беглых людей, московских бунтовщиков-стрельцов и донских казаков-разинцев.

   Также восставших поддерживал поморский люд, работающий на слюдяных и иных промыслах, пришедший под защиту стен Соловецкого кремля.

   По воеводским отпискам царю  в монастыре находилось более семисот человек, и в том числе свыше четырехсот стрельцов и казаков.

   В распоряжении восставших было более восьмидесяти пушек, расставленных на башнях и ограде, склад с порохом, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения.
      
   В 1668 году за отказ принять "ново исправленные богослужебные книги" и за противодействие церковной реформе царь повелел осадить монастырь. Началась вооруженная борьба соловчан с царскими войсками. Соловецкое сидение совпало с разгоравшимся на юге России Разинским  бунтом.

   Царь не без основания опасался, как бы их действия не всколыхнули всё Поморье. Поэтому первые годы осада мятежного монастыря велась вяло и с перерывами. В летние месяцы царские войска высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на материк в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы, входившие в царскую рать, распускались на это время по домам.

   Открытые военные действия начались осенью 1671 года. Как раз, когда в монастырь стали прибывать разинцы, то есть после разгрома разинского бунта в декабре 1670 года  у села Баево и Тургенево. Влившись в восставшую массу, разинцы взяли в свои руки инициативу по обороне монастыря.
   
   Еще из воеводских отписок мы узнаем, что к восставшим монастыря проникли не только враги царя и духовенства, но и "пущие воры и бунтовщики... изменники великому государю" беглый боярский холоп Исачко Воронин и кемлянин (из Кемской волости) Самко Васильев.

   Все приведенные здесь сведения взяты из статьи Н. Синицыной «К истории русского раскола XVII в.», там же даны и ссылки на источники («История русской Церкви» митрополита Макария, кн.VII, стр. 501-531). Замечательна концовка этой статьи: «Жестокая расправа с участниками восстания не прекратила распространения старообрядчества, а напротив, способствовала его усилению».





http://www.proza.ru/2018/06/26/1397