6ч Сергиевская обитель

Михаил Илекский

   Особенно известным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на «раскольников». Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, в 125 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после застройки он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле, развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и длилась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по «Четьи-Минеи» положенное на тот день житие святых православной церкви.


   Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин, и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем, ни ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя. Здесь недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины, влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др.

   Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров  Яицких казаков.

   Благодаря строгому образу жизни старцев  в станицах и селах их встречали ласково и почтительно,  как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной, семейной и общественной жизни казаков. …

   В 1800 г. в целях уничтожения «раскола» были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Старообрядцы прозвали единоверие «ловушкой» и «западней». Казаки единоверия не приняли. Тогда единоверцы послали на Яик из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего яицкого епископа. Но этот единоверческий ход Москвы не принес желаемых результатов.

   В возрасте 78 лет настоятеля Сергия не стало. Он был погребен рядом с основанием скита в 1817 году. После смерти Сергия монахи выбирали настоятелей из своего круга, а пострижение принимали от священников, приезжавших к ним  из Москвы, Стародубья или Иргизских монастырей.

   В пятидесятых годах Сергиевская обитель стала меркнуть: от разладов  хозяйство нарушилось, нравы поколебались, богомольцы остыли к обители, и где-то в начале шестидесятых годов скит прекратил свое существование. Оставшиеся монахи  с настоятелем Тарасием Сергиевского скита приняли единоверие, и ушли в единоверческий Никольский монастырь, кстати, Тарасий там стал первым настоятелем ….


http://www.proza.ru/2018/06/26/1423