Нервы в пределах оклада

Виктор Прутский
Бухгалтер зашла к директору и пожаловалась на сотрудника Вальцева, который не хочет получать зарплату и этим путает всю бухгалтерию:
- Куда я должна девать его деньги? Он уже второй месяц отказывается, чокнутый какой-то…
- Не хочет получать свою зарплату? –удивился  директор.
- Именно. А если ревизия?
- Подождите с ревизией. Почему не получает?
- Я же говорю: не хочет.
- Ну, причину он указывает? Маленькая зарплата или в чём дело?
- Да нет, – замахала руками бухгалтер. – Наоборот. Не заслужил, говорит. А у нас, Иван Иванович, ничего не сходится из-за его капризов. И если случится ревизия, то…
- Ладно. Пригласите его ко мне.

«Вальцев… - Директор начал перебирать в памяти своих сотрудников, но фамилия ничего ему не говорила. – Умник какой, однако! Зарплата ему не нужна, интересно!»

Вошёл Вальцев. Симпатичный молодой человек, подтянутый, при галстуке.
- Вызывали? – бодро осведомился он.
- Вызывал, – сказал директор, показывая на кресло.

Вальцев непринуждённо сел и приготовился слушать.
- Ну? – спросил директор.
- Что «ну»? – уточнил Вальцев, и директор почувствовал, что теряет уверенность.
- Я говорю…  расскажите…  простите, как вас?..
- Петр Николаевич.
- Так вот, расскажите, Петр Николаевич, как работается, какие успехи, что мешает.
- Какие там успехи! Успехи… - Вальцев  брезгливо поморщился. – Отдел или бездельничает, или занимается ненужной работой. Непонятно, за что люди деньги получают.
- Ну, нельзя так. Отдел всё-таки трудится и играет свою роль в общем организме учреждения, - весомо произнёс директор. – Что же касается зарплаты, так это вы зря. Какой у вас оклад?
- Двадцать тысяч рублей.
- И вы считаете, что за выполняемую вами работу это слишком много?  По-моему, другие так не считают. Так что деньги надо получить, а то бухгалтера совсем запутались. Пожалейте их, - улыбнулся директор.

Но Вальцев шутки не принял.
- Про других не знаю. Может, кому-то и нравится разгадывать кроссворды и получать за это деньги. А я так не могу, нервничаю. Работы делаю на тысячу рублей, а  нервов уходит на сто тысяч. И я не собираюсь  гробить у вас своё здоровье да ещё и терять квалификацию инженера.
- То есть вы от нас уходите? – обрадовался директор.
- Да. Как только отработаю свой долг.
- Какой долг?
- За те месяцы, когда делал на тысячу, а получал двадцать.
- И много вы задолжали?
- Около двухсот тысяч рублей.

Директор помрачнел. Выходило, что Вальцев не будет получать зарплату ещё почти год.
- Ну как же так, Петр  Николаевич, голубчик?  Вы учреждению ничего не должны. Сами же говорите, нервы…
- Ничего, на какой-то год мне их ещё хватит. Я могу идти?

И тут директору явилась мысль, придавшая его голосу уверенность:
- Минуту. Говорите, нервов уходит на сто тысяч?  Это как раз оклад моего заместителя, которого я ищу. Думаю, что вы вполне подойдёте на эту должность.

Вальцев молчал.

«Ну и нервы у парня!» - подумал директор и с улыбкой добавил:
- На сколько рублей вы будете выполнять эту работу, я не знаю, но нервничать просьба в пределах оклада.

«За такую зарплату можно вообще ничего не  делать и оставаться спокойным», - подумал Вальцев, но вслух сказал, тоже с улыбкой:

- Почему в пределах оклада? А премии?