Одну не забудут, другую не вспомнят

Любовь Матвеева-Поротикова
                "Немногие для вечности живут,
                Но если ты мгновеньем озабочен,
                Твой жребий страшен и твой дои не прочен..."
                Мандельштам
      


            Мы думаем, что очень дорожим своей жизнью, а что такое – наша жизнь? Я вышла погулять, и вижу – как спешат с работы люди. О чём они думают, уставшие после рабочего дня? Скорее бы дойти до дома, чего-нибудь поесть, упасть на диван  и… ВКЛЮЧИТЬ телевизор,  чтобы ОТКЛЮЧИТЬСЯ… Нельзя сказать, что на работе ты ЖИВЁШЬ, да  и после работы выпадаешь из обоймы – сплошная карусель… Нет ни времени, ни желания остановиться, поразмышлять, поставить цель, подвести итоги… Нет – ДОЙТИ до дома, ПОЕСТЬ, ВКЛЮЧИТЬ телевизор и ВЫКЛЮЧИТЬ мозги… И ЭТОЙ ЖИЗНЬЮ МЫ ДОРОЖИМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ?
         Я так же жила, пока не пошла на пенсию. Теперь у меня появилось время поразмышлять. Я гуляю в своём новом двадцатом микрорайоне, на краю города Петропавловска, в районе Пятого Лога. Кто знает историю города, в курсе -  ЧТО здесь произошло 10 июня 1918 года... Это сюда анненковцы – подручные Колчака - привели на расстрел большую группу людей, среди которых была одна восемнадцатилетняя девушка - Настя Прокофичева. Она в упор застрелила одного из белых офицеров, белочеха, на лестнице в здании городского суда, до сих пор находящегося на углу улиц бывших Ленина и Мира.
         Что чувствовала эта юная девушка, находящаяся на пороге жизни, в начале многообещающего лета, идущая по цветущему полю - на расстрел?.. Теперь в центре города на площади около драматического театра имени Погодина стоит памятник в её честь, и нет ни одного горожанина, кто бы не помнил её имя.
        В свои юные годы Настя знала, ЗАЧЕМ живёт, у неё сформировалась картина мира, она ставила перед собой высокую цель – СЧАСТЬЕ НАРОДА. Таким образом, она достигла высот духа и самопожертвования… Теперь об этом событии на месте расстрела и напоминает скромный гранитный камень, почти вросший в землю… С одной стороны - последний на окраине жилой дом-пятиэтажка, с другой - гаражи. У памятного камня всегда прибрано, подметено, стоят в вазах цветы когда искусственные, когда живые. Это делают сами местные жители по зову сердца... Я и сама ношу сюда тюльпаны по весне...

        Не так давно в моё окно постучали. Я выглянула – это был взволнованный бомж, Кайрат: «Позвоните, пожалуйста, в "Скорую помощь", тут недалеко умирает человек – молодая девушка!» Я позвонила, объяснила – куда надо приехать. Побежали с парнем на место события – это было в пятидесяти метрах от памятного камня, за гаражами.
       Медики приехали быстро. Действительно, избитая девушка – тоже бомжиха  с проломленной головой - была в очень тяжёлом состоянии, без сознания. Здесь она пролежала всю ночь без помощи. Носилки туда не проходили, её с трудом вытащили на каком-то грязном одеяле, и увезли в больницу.  Парень уехал с ней, чтобы заполнить документы, назвать её имя. Позже я от него узнаю, что девушка – её звали Ира – скончалась…
       Парень был мне немного знаком, я знала его историю. Родители, казахи, жили в деревне далеко от города. Он не хотел работать и жить в деревне, как все  – иногда сбегал в город и месяцами шлялся по помойкам в компании не самых достойных людей. Ира была его подругой, не очень верной. Если её звали куда-нибудь, где было чем "угоститься", она легко оставляла своего друга.
       Так же было и в предыдущий событию вечер - она сбежала от своего дружка Кайрата в надежде на обещанную выпивку и новые приключения. А вечер закончился преступлением – её зверски избил соблазнивший её новый дружок. Кайрат знал его, но кому было дело до этих людей? И сколько скрытых преступлений кроется в этой прослойке общества - убийств, насилий, грабежей?.. Больше я Кайрата в городе не видела – мне сказали, что он вернулся в свою деревню, к родителям, потрясённый случившимся.
      
        Две молодых девушки, нашедшие смерть на одном месте с интервалом в сто лет... Одна достигла высот духа самопожертвования,  стремления к подвигу ради счастья народа, другая достигла... дна и полной девальвации духовных ценностей… Первую никогда не забудут, вторую никогда не вспомнят…