Зд. Заводские были

Борис Креймер 3
                На большом заводе ежедневно, а то и ежесменно что-нибудь происходит. Часто это  просто ляпы, иногда какие-то смешные ситуации, случаются и конфликты. Люди разные. Умные и и глупые, бескорыстные и завистливые. Ветераны и молодежь. Талантливые и не очень. Непохожие. Все вместе они составляют заводской коллектив.

Диагнозы

         В нашем цехе располагался  медпункт. Обслуживал этот храм медицины  еще два соседних цеха. Работали в медпункте четыре медсестры. Девушки красивые, незамужние, веселые. Конечно,  они все пользовались успехом у мужского контингента цехов и служб.

         Руководству  цеха медпункт не подчинялся, но отношения были отличные. Мы всегда помогали, если что-то  перегорело или сломалось. А мне, как зам нач цеха частенько приходилось выпроваживать из медпункта “страдальцев”,  которые заигрывали с сестрами и клянчили справку-освобождение от работы.

           В этот раз я зашел в медпункт, чтобы смазать йодом царапину. Двое сотрудников соседнего цеха болтали с девушками, мешая им и позабыв о своей работе. Но главное, они подавали плохой пример другим.

         - Так! Опять Вы?! Люда! Напиши им по справке. В графе диагноз укажи  “Искривление прямой кишки”! - Я с трудом сдерживал смех. “Больных”, как ветром унесло. Сестры смеялись и обсуждали методику лечения.

         Мой диагноз имел успех. Телефон  много работал. Звонившие уточняли детали, предлагали варианты. Хорошая шутка никогда не пропадает. А вот другой эпизод.

          Для ремонта мостового крана срочно нужны были три контроллера. Но ввиду  дефицита этих устройств, требование на их получение подписывал лично директор завода.  Я отправился в дирекцию.

         Секретарь сказала, что директора нет. Его положили в больницу с диагнозом  “сердечная недостаточность”. Досадно! Я высказался по этому  поводу:
         - Ну да! Сердечная недостаточность, из-за недостаточной сердечности! - я осекся, но  “слово не воробей”... А в приемной были два-три человека, которые слышали, что я сказал.

         Директору, наверное, передали эту историю. Но реакции не последовало. Он  в самом деле любил машины и механизмы, а с людьми был был жестким. Через неделю, у нас в цехе, он сказал мне:

         - Знаете, мне понравился Ваш вариант диагноза. Да-да! Недостаточная сердечность! Это заставило меня задуматься. Я благодарен Вам! - он сжал мой локоть, отпустил и направился к выходу.
         Потом я советов наслушался вдосталь!

         Из таких эпизодов складывается картина. Написанная крупными мазками, но дающая представление о жизни заводчан. О людях, которые здесь трудятся и которым не чужды человеческие эмоции. А здравый смысл и чувство юмора присутствуют  во всех случаях.

Конфеты

          Однажды зашел я в цеховую бухгалтерию.
Возникли вопросы с новыми расценками. На столе с чайником и чашками лежал порвавшийся пакет с конфетами, часть  просыпались на стол и лежали отдельной кучкой. Знакомая обертка!

         - Ого, сколько! Конфеты онкологические! - сказал я, взяв конфету и изображая эксперта.
         - Почему онкологические? - спросила бухгалтер.
         -  На них же написано русским языком “Раковые шейки” - я засмеялся. Но женщины шутку не приняли, а конфеты завернули в газету и отдали мне.
        -  Забирай! Мы их есть не будем! - так мне достались килограмма полтора вкусных, издавна любимых карамелек.

         Эмоции  женщин я понял. Конечно, шутка получилась напрягающая. Потому и реакция такая.  Но не я же придумал такое название конфетам!

         Я купил другие конфеты.  “Гусиные лапки”. Они по вкусу близки отвергнутым  “Раковым шейкам” и принес  в бухгалтерию. Так сказать, конфетный обмен! Мир и дружба были восстановлены! И все при  конфетах!

          Плохим отношениям ничто не грозит. А  хорошие  уязвимы. Испортить, разорвать их легко. Очень трудно вновь связать разорванные  нити, которые с двух сторон протягиваются между людьми. Но когда удается наладить добрые  отношения, надо беречь их. И дорожить ими. Жаль,что люди  часто забывают простые истины.

Никто, кроме нас!

        Мы сидели у меня в кабинете и ломали головы над решением вопроса, который не решили за многие десятки лет. Помимо моей ломали еще две головы: технолога и энергетика цеха.

         Полы многих цехов были выложены чугунной плиткой. Бесконечные тракторы и кары, которые привозили и увозили все необходимое, оставляли много грязи. Глина и песок  быстро смешивались с разлитыми маслом и соляркой, с опилками. Получалась смесь, которая накрепко прилипала к плиткам пола, покрывала их, как “ковром”  и трудно поддавалась чистке.

         Проблема эта давно стала легендарной. Переходящей из поколения в поколение. И никто не смог решить ее оптимально. Перепробовали все. Но в итоге победил обычный скребок.
         Чистить скребком, это тяжкий  и неблагодарный труд. Через пару недель все, как было.

         Над решением этой задачи мы уже час размышляли. Озвучили множество вариантов. Ничего реально привлекательного. Пока мы вели обсуждение, мне пришла мысль. Вначале я ее не принял в расчет, слишком проста. Но, немного подумав, понял, что это и есть решение стародавней проблемы.

         - Мы не зря напрягали наши извилины! У меня есть идея! - я говорил громко, чтобы уставшие помощники включились. Я продолжил: 
           - Наш  “мозговой штурм” принес плоды. Сейчас я  изложу, потом обсудим и решим.

           - Пришли мы к тому, что лучше скребка ничего нет. Значит, следует использовать скребок. Но  неудобные рукоятки и черенки надо заменить на что-то, придающее скребку движение и силу. - я перевел дух. Высказывайтесь!

         - Ну вибратор какой-то нужен. Готового нет. Думать надо! - сказал энергетик.
         -  Можно механическое, но непонятно, как привод осуществить. Можно электрическое. Но готового нет. Круг замкнутый! - рассуждал технолог.

         - Хорошо! Вы приблизились к решению, но почему-то ушли от него.. Скребок сам можно к чему-то приспособить! Не к скребку, а сам скребок! - я засмеялся, потому что решение уже нашлось!

        - Понял! - энергетик вскочил, хлопнул по плечу технолога и засмеялся.
         - И я понял! - технолог тоже вскочил. - Завтра сделаем пару лопаток с подходящей трубкой, чтобы наделась на зубило отбойного молотка. - резюмировал технолог.

         - Ширина лопатки, как диаметр, диагональ плитки или больше немного! - лицо энергетика сияло.
Но в цехе никого из нужных людей не было. Завтра!

         Утром, за полчаса, изготовили две насадки.На отбойный молоток он надевались хорошо.
         Подключили шланг к магистрали воздуха и начали! Уже первые секунды показали, что мы победили!

         Скребок шел легко, чистил плитку просто замечательно. Шланг был всего метров 10. Но мы переключали его на другой штуцер и шли дальше.
         Не знаю, каким образом, но через двадцать минут в цех начали собираться все.

         Главные специалисты, начальники цехов, отделов, их замы и, наконец, высшее начальство. Сначала они смотрели. Потом начали пробовать сами. Это были заводчане. Они легко и просто управлялись с отбойным молотком.

         Вырывая  новинку друг у друга, смеясь и шутя, они и не заметили, как почистили почти весь цех. Но постепенно их пыл остыл... Пришел  директор. Он моментально все понял. Подошел ко мне и спросил, кто придумал. Я рассказал.
      
  - Докладную и рацпредложение мне на стол! - он пожал мне руку, а не локоть, как обычно.

       Не  существовало больше проблемы  очистки пола! Мы решили очень старую, замшелую и  наболевшую задачу. Но только директор отреагировал мгновенно и верно. Остальные как-то сдержанно отнеслись к этому. Хотя лично опробовали идею на практике.

         Я позже понял, почему так прохладно был воспринят наш успех. Простые зависть и ревность. Мы сделали то, что никому не удавалось сделать. И никто не сможет к нам “примазаться”, тем более присвоить наше детище.

         Ох! Непроста заводская жизнь! Непроста!

Кузьма

         Я только вернулся с совещания у главного инженера. И мне доложили о ЧП в цехе.
         - Что случилось? - я волновался не зная еще причины.
         - Кузьма упал в ванну с грунтом! - мастер участка дышал с трудом. - Но все в порядке! Достали его! Жив, здоров, приходит в себя. Только сильно загрунтованный! - он улыбнулся.

         Посреди базы механика,на табурете сидел Кузьма, пожилой  слесарь. Рядом стояли механик цеха, начальник цеха и рабочие участка.

          Случилось это так. Кузьма отремонтировал подвеску на конвейере окраски окунанием. Он стоял на мостках, проложенных вдоль ванны с грунтом. Ванну недавно пополнили,  в ней было более 20-ти тонн грунта.

         Потянувшись к дальнему катку подвески, он потерял равновесие и головой вниз нырнул в грунт. Проходивший мимо мастер участка, услышал тяжелый всплеск и полез на мостки.

          Увидел  торчащую из краски ногу, сумел ухватить ее и у него хватило сил одному вытащить грузного Кузьму. Все обошлось. Потом будет  “разбор полетов”, а сейчас все радовались, что ничего страшного не произошло.

         Начальник позвал к себе. Я и войти толком не успел, как он сказал:
         - Сейчас машина подойдет. Съезди домой к Кузьме и привези сюда его жену! Только поосторожнее, не напугай ее! Ну сообразишь!
         - Степаныч! А жену зачем? - спросил я. Начальник посмотрел на меня, как на не очень развитого умственно.
         - А Кузьму, по-твоему, я от краски отмывать буду?! - он хитро прищурился. - Поезжай!

         Хорошо, когда приключения обходятся без травм и даже выглядят комично. Но каков мастер участка! Услышал! Успел! Сумел! Спас! Настоящий герой! Нет таких слов, чтобы выразить все чувства, которые я испытал в тот день! Мне повезло работать с такими  людьми!
На Большом Заводе!