Следовать за Христом ради Него или ради себя?

Рыжов Александр Геннадьевич
(Вырежу несколько предложений из переписки и разовью немного мысль. Ну, как разовью, скорее, намечу. Вдруг кому-то пригодится. Если об этом возник диспут в переписке, тема актуальна. Из-за того, что я не писал эту заметку изначально как заметку, структура ее раздерганная, но времени исправлять это, дописывать пункты и наращивать аргументацию нет).

Если знать, что следуя библейским принципам, получишь положительный результат, а нарушая их, получишь результат отрицательный, то правильные поступки уже не есть поступки «ради Христа». Это поступки «ради себя». Или нет?

Иногда поведение верующего и неверующего человека может совпасть. Например, один не ответил злом на зло и второй. Но неверующий, допустим, не ответил так из страха, чтобы не получить сдачи, а верующий, например, понимая, что Богу это неугодно (а в другой раз и верующий промолчит из страха получить сдачу, мы ведь не супергерои). Т.е. есть правильные по виду поступки могут не иметь библейской мотивации.

Возникает вопрос: страх перед последствиями нарушения Божьего закона – это равно мотиву «ради Христа»? Думаю, что во многих случаях не равно. Хотя это может быть мотивом многих поступков верующих людей, но есть более высокая мотивация.

Написано, что жены должны бояться мужей. Но мне хотелось бы, чтобы моя жена не только боялась меня, но и любила. Предполагаю, что и у Бога так. Страх не единственный мотив следования за Христом, иначе все сводилось бы к эгоизму – как нам не попасть в ад. Написано, что иных страхом надо спасать, т.е. кто-то приходит к Богу через это, но думаю, только на этом уровне отношений с Богом нехорошо останавливаться.

У меня была статья в молодежной газете о двух уровнях страха Божьего, если правильно помню, там было об этом. Я там приводил иллюстрацию о двух мотивах порядочного поведения в музее перед шедеврами живописи – а) из страха наказания или б) из восторженного отношения к этим картинам и написавшим их художникам.

Поступки «ради Христа» не всегда равнозначны поступкам «ради себя» в том смысле, в каком об этом сказано выше в самом начале. Наверное, надо чуть углубиться и выделить два рода выгоды «ради себя».

Христос сказал, что чтобы идти за Ним, надо отвергнуться себя. Т.е. начать жить не «ради себя» в традиционном понимании. Например, верующий переводчик отказывается от выгодной постоянной работы ради служения или отказывается от выгодных заказов, т.к. там тематика, несовместимая с христианством (например, порнография). Т.е. ради Христа этот верующий действует прямо против своих интересов в понимании светского человека (теряя заказы и, соответственно, деньги, либо, отказавшись от выгодного рабочего места).

Но дальше Иисус сказал, что потерявший жизнь ради Него найдет ее. Т.е. в конечном счете это будет выгодно ему. Он получает надежду на небо, мир с Богом и возможные чудесные решения (но это без гарантии). Это второй род «ради себя».

Я считаю, что здесь критически важно не миновать ступеньку «ради Христа», отказываясь от неправильных выборов и выбирая правильное поведение. Т.е. если делать их ради своей будущей выгоды второго рода, но минуя отношения со Христом, минуя мотив «я делаю так, п.ч. этого хочет Он», можно остаться без Него. Главное ведь в христианстве – мои отношения с Иисусом, а не мое получение выгод, которые Он мне может дать.

В одном из уроков ПУ про это написано: «Бог хочет дать нам нечто большее, чем просто наслаждение удовольствиями сотворенного мира – Он хочет дать нам Себя». А в другом я рассказывал про парня, который бросил баскетбол ради девушки. Это иллюстрация выбора христианства ради Христа, не только ради того, что Он дает, хотя бонусом и это будет.

Взять даже первый приведенный мной пример. Верующий человек отказывается от работы (негреховной), п.ч. она будет мешать служению. Если бы он не отказался от этой работы, а пошел на нее, он ведь спасение не потерял бы. Т.е. о небесной награде в виде спасения здесь речь не идет. А земные потери очевидны. И в ближайшие годы компенсации не видно (я про реальный случай, свидетелем которого был): там, где этот человек работал, он продолжал получать мизерную оплату, буквально гроши. Никакой выгоды.

И маленькое послесловие. Я давно думаю, что, возможно, в разные периоды у нас разные мотивы преобладают. Как у детей: сначала они ведут себя правильно из страха наказания или ради награды, которую обещают взрослые, потом до них (не до всех) доходит, что так вести правильно, а бывает, что они придерживаются принятых дома порядков из любви к родителям.

27.06.2018