Альбер Камю

Олег Долгов
               
     Какое странное звучание «Камю», как будто начало ноктюрна Шопена: такими скромными, еще неумелыми пальчиками первокурсницы Консерватории – только фа диез и ля бемоль, так тихо, еще неуверенно, или это, как винная ягода вишни, немного терпкая и прохладная. А может быть это камешек, брошенный в озеро, он тихонько булькнул и чистенький плавно опустился на дно. Кто он, откуда, кто такой? Большой талант, талантище, истинный парижанин с их изяществом, смешливостью, любовью к жизни… Чтобы понять Камю надо его любить, более того обожать. Говоря языком великого АП Чехова:» Будете ли Вы любить его, как люблю его я?»  Почему его называли совестью Европы? Попробуем понять, так сказать. разобраться…
    Полностью понять его невозможно, давайте тихонько пройдемся по самому краешку его мироздания.  Родился в Алжире, в те времена колонии Франции. Отец получил в сражении при Марне тяжелое ранение. Вернулся домой, но через год скончался. Мать работала на поденных работах, чтобы «поднять» детей. В 17 лет юный Альбер заболел туберкулезом. Рецидив этой болезни преследовал его всю жизнь. Выпустил два сборника небольших рассказов. И вот первый настоящий роман –«Посторонний». Написан простым суховатым языком. В нем не встретишь фраз типа: «Все стало вокруг голубым и зеленым». У нас так никто не писал и не пишет. Никаких фраз - туда вниз, даже во время любовных моментов. Все просто, привычно, и на первый взгляд, немного скучновато.  Обычная история человека: умирает мать, которая жила в приюте. И сразу наше возмущение: герой почти равнодушен и, хотя живет бедно, зачем же отдавать мать в приют? Но он такой, какой есть. Какой бы не был, он правдив во всем. Затем он возвращается в свой город, и жизнь продолжается, также, как и прежде.  Сосед с собакой, случайная женщина, приятели и, наконец, убийство ни в чем не повинного араба. Суд, приход священника, разглагольствования прокурора - несколько дней до исполнения сурового приговора. Наш герой совсем не героическая личность, он не принимает «правды» окружающих, не понимает, что его ожидает, фактически ничего не делает, чтобы спасти свою жизнь. Все ждут от него обычных проявлений чувств – прежде всего раскаяния. Заканчивается очень грустно…Никчемная жизнь нелепого человека? Это так, вернее совсем не так.
Большой роман «Чума» это, конечно, о коричневой Чуме фашизма охватившей практически всю Европу Выжженный зноем, пыльный и ничем не примечательный, провинциальный городок Оран .На улицах, в помойках появляется большое количество отвратительных дохлых крыс. Начинается эпидемия.  Среди героев романа кроме врача Риэ, заезжий журналист Рамбер, богослов Панлу. Рамбер стремится вырваться из зачумленного города, туда где его ждет любимая женщина. Наконец, казалось все препятствия позади. Но… он остается в городе- стыдно быть счастливым в одиночку. Богослов Панлу заболевает, но отказывается принять врачебную помощь, «ему поможет бог». Чума перед всеми ставит вопросы: Что есть жизнь, и что значит сохранить достоинство перед лицом общей беды.
     Андре далее пишет философское эссе «Миф о Сизифе», пьесу «Калигула», ряд романов и пьес, в 1957 году его награждают «Нобелевской премией». Удивительная правдивость и главное, свой взгляд на людей, их отношения друг к другу,и еще одно качество, каким не обладают увы даже известные писатели. Это полетность… Что включает в себя это понятие? Это соединение различных изобразительных качеств? Кроме чисто писательского мастерства, прежде всего это полная самостоятельность описания героев произведения, их поступков, действий. то есть свой взгляд на мир и прежде всего беспощадная правда, вытесняющая собой даже любовь и жизнелюбие.   Извольте принимать его героев такими, какие они есть. Он никому и ни в чем не подражает. Писатель вроде не обличает, он даже не наблюдает, просто констатирует. Ведь жизнь не только черно белая она несет в себе бесконечное множество оттенков и качеств. Все великие люди искусства полетны. Без этого не сделаешь в жизни ничего истинно великого. Полетность, это взгляд с высоты, глубочайшее проникновение в самую сущность явления, туда вглубь, чего еще не видел никто. Понимаете, никто… Писатель уподобляется орлу, чем выше взлет, тем шире и четче видно.
     Как считают многие читатели: Если представить себе мировую литературу в виде бесконечно большой горы, то где- то ближе к вершине лежит большой обломок редчайшего белого каррарского мрамора – литературы Андре Камю.