Панамский эксперимент. Часть 2. Глава 1

Константин Бенкен
Глава 1. Монолог Странника

Я даже встал от неожиданности! Он рукой показал, чтобы я сел обратно, а сам легко и свободно опустился в кресло напротив.

— Ваше сочинение прочитали, — заговорил Странник на несколько старомодном испанском, — и остались довольны, попросили вас приехать, решили взять вас и наградить. Какая награда бы вас устроила? — Вопрос меня ошарашил.

— Награда за что?

— За ваш труд, за ваши поиски. Думаю, что покой — вот, что вам необходимо. Вы заслужили покой — покой от незнания, от неопределённости. А может быть вы заслужили не покой, а свет, то есть ученье, знания? Не удивляйся: мы прочитали ваш труд, но я знаю больше. Я знаю, что вы искали. Знаю, что вы искали. Знаю то, что вы искали. Вот и решил, показать и объяснить.

— Давайте перейдём на панамский, я его хорошо знаю, но имел мало практики. — Странник улыбнулся и кивнул. — Тогда можно сразу вопрос? — Я перешёл на панамский, а Странник ещё раз кивнул. — Так всё-таки психоистория?

— Психоистория или что? Вы умный учёный, толковый исследователь, хороший историк, у вас должно быть как минимум две версии. Продал душу дьяволу? Неплохая версия, вот только чем она отличается от психоистории? Ну да, вы наверное это поняли и сами. Можно продать душу сатане за собственное счастье, но нельзя продать ему душу за счастье всего человечества. Ведь психоистория нужна не для личного счастья. В фильме "Константин. Повелитель Тьмы" наглядно показано, что у готового пожертвовать собой ради человечества сатана не может забрать давно обещанную ему душу. С другой стороны, почему можно продать душу дьяволу за коврижки для себя, но нельзя продать её другой стороне, Богу, если он есть, за благо для людей? В чём разница между этими двумя сторонами? Просто очень мало кому это нужно, все хотят чемодан с трёшками, квартиру в Москве или, максимум, чтобы подтвердилась его теория о звёздных кладбищах. А продавать что-то своё ради других… на такое мало кто способен, единицы таких, кто скажет: "Счастья всем! Даром! И пусть никто не уйдёт обиженным!" Зачем, если можно попросить здоровья и красоты своим детям? Да и то… сын Барбриджа-то погиб.

А есть ли Бог и Сатана? Дьявол — неотъемлемая часть Мира, он не может существовать без второго полюса. Первое активное событие, первое стоящее внимания событие произошло с его участием. Событийный мир начался с Сатаны, а не с Бога. Хотя мне не нравится эта терминология, мне ближе описание Мира у Роджера Желязны в Хрониках Амбера (я стараюсь использовать знакомую вам терминологию). Сначала был Хаос — центр, ставший полюсом, когда Оберон с помощью Единорога создал Амбер, лишь тогда появились Миры, появилось пространство, где начали происходить события. Необходимо два полюса, чтобы Мир мог существовать. Свет и Тьма. Добро и Зло. Инь и Янь. Хаос и Порядок. Да и нет. Без этого дуализма ничего нет. Помните как сказано у классика: "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" Мы даже думать не умеем иначе, обязательно сравниваем, ставим на шкалу, имеющую два конца — самое хорошее и самое плохое, ноль и бесконечность.

Психоистория… красиво придумано, но реалистично ли? Более ли реалистична, чем продажа «особой нематериальной субстанции, не зависящей от тела»? Азимов описал миф, сказку, идеал. На самом деле всё… — Странник сделал странный жест длинными аристократическими пальцами левой руки. — Всё совсем не так. Айзек не описал как бывает, когда люди, народ, человечество не хочет туда, куда нужно. Как ты пинаешь его, тыкаешь в спину, а оно упирается и продолжает идти в пропасть. Просчитываешь варианты, а пути просто нет, ни одного. Ты прёшь напролом, а Вселенная отвечает тебе оплеухой — ты отлетаешь обратно, туда, откуда начал и понимаешь, что нет смысла повторять этот путь, что там всегда будет эта ответка, что Вселенная не хочет, сопротивляется и нужно искать обходные пути, чтобы незаметно проскочить, пролезть там, где тебя не ждут и выйти с другой стороны, когда Вселенная уже ничего не сможет сделать… Всё не так. Но, мне думается, вы хотите посмотреть темную часть Университета? Тогда нам пора, чтобы не опоздать на поезд.

Странник встал и приглашающе махнул рукой. В его несколько скупых движения было столько силы, энергии, я бы даже сказал — мощи, что мгновенно невольно подчиняешься даже простому жесту. Только тут я вспомнил, что передо мной стоит полупустая чашка с остывшим чаем.