Ч. 7. Афон. Ради очищения и освящения сердца

Ирина Христюк
                БЛИЗ НЕБА, БЛИЗ РАЯ, БЛИЗ СПАСЕНИЯ
               
                ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ   
                АФОН – ОБИТЕЛЬ   ВЕРЫ, ГДЕ ВРЕМЯ   
                ОСТАНОВИЛОСЬ

                КЕЛЬЯ СВЯТОГО МОДЕСТА.
                РАДИ ОЧИЩЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ СЕРДЦА


          Как рассказать тебе, мой дорогой читатель, о священном и сокровенном? О том, чего не потрогать руками? Как помочь тебе ощутить объемлющую со всех сторон благодать Святого Духа, которой дышат воздух и даже камни небольшого клочка суши, с трёх сторон окружённого водой, именующегося Афоном? Как передать чувствование благодатного прикосновения Духа Божьего?

          Сложно подобрать слова, чтобы отразить ту глубину и ту полноту, которые переживаются там сердцем и душой. Я словно попал в другой, незнакомый для меня, мир! Пребывание на Афоне – светозарный миг, яркая вспышка, где сложно выделить что-то одно. Всё – потрясающе и уникально. Как написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»(1.Кор.2:9). Прикасаясь к божественным святыням, понимаешь, что ими нельзя насладиться раз и навсегда, ими можно только жить, являя всему миру непреложную истину о том, что источником настоящей жизни является Бог, что без Него, мы – ничто. И я хочу попробовать с помощью жены занести на бумагу то редчайшее потрясение и удивительный восторг, испытанные мною во время пребывания на Святой Горе…

           Прожив две недели на Афоне, ощущаешь на душе необыкновенное спокойствие и радость, и постепенно приходит понимание того, что всё идёт по промыслу Божьему. Здесь проще понять, что жизнь на земле – это лишь подготовка к жизни вечной.    

           Афон, как  духовная заправка, подкрепляет человека в вере.  Это – не просто полуостров, это – другая планета. То, что происходит тут, не может происходить в обычной жизни. Здесь ни на минуту не прекращались молитвы вот уже в течение тысячи лет. Пока мир спит, Афон молится за весь мир, за всех, кто живёт на земле. Здесь говорят:  «За людей молиться, что кровь проливать».

           В проповеди для жителей Богородица произнесла пророческие слова: «Благодать моя и сына моего на сем месте вовеки да пребудет. На этом месте будут обители иноческие, и если они сохранят заповеди мои и сына моего, то до скончания века пребудет эта гора прибежищем иноков». Пророчество Богородицы сохраняется до сего дня. Здесь всё в Её власти. Помимо двадцати монастырей, по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии – обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли, каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Принципиальное отличие от монастыря всех других поселений – отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.

            Вся Гора Афон с сонмом святых храмов и обителей являет в себе на земле отражение небесного свода с его мириадами светил и один слитный, немеркнущий свет в продолжение веков и тысячелетий для всего христианского мира.

            Маленькой свечечкой в этом сиянии мерцает келья Святого Модеста при монастыре Дохиар, на высоте около пятисот метров, где я прожил две недели трудником. Ведь паломничество – это не прогулка, а духовный подвиг, сопряжённый с молитвой, постом и трудом, через которые только и возможно духовное обновление и совершенствование человека.
Кстати, монастырь Дохиар много раз подвергался нападениям пиратов, однако вновь был восстановлен в 1570 году от самого основания Роксаной, супругой вождя Молдавии Александра, который выкупил его подворья. В 1653 году к монастырю был присоединен находящийся во Влахии маленький монастырь Эломпозия. Я рад, что пребывавшие во власти правители Молдовы имели к этому божественному месту прямое отношение.
 
            Святой Модест – покровитель животных. В прежние времена на Афоне пользовались вьючным транспортом, поэтому возле каждого монастыря был храм святого Модеста. Здесь никогда никому (кроме женщин, естественно) не отказывают в ночлеге и пище. Как гласит предание: тут даже птицы не вьют гнёзда и не выводят птенцов. Устав Горы не разрешает постройку новых монастырей и скитов, зато можно восстанавливать старые, сгоревшие или разрушенные обители. Благоустройством кельи я и занимался. Она представляет собой небольшое двухэтажное здание, внутри которого располагается церковь, столовая, семь комнат-келлий с двумя двухъярусными кроватями. Отец Меркурий, выходец из Мордовии (Россия) служит тут около 15 лет. Это высокий, среднего телосложения, шестидесятипятилетний монах, немногословен, у которого можно получить ответы на все интересующие вопросы. Самое главное – настроиться на смирение и открытость к воле Божией, которая проявляется в тех или иных жизненных обстоятельствах.

            Все монастыри на Афоне, кроме Иверского, живут по, так называемому, византийскому времени, то есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трёх часов. Зимой она достигает шести часов. Как и Русская Православная Церковь, Афон живёт по юлианскому календарю. Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Богослужение построено по той же схеме, и песнопения с таким же смыслом и содержанием. То же «Богородице, Дево, радуйся», то же «Достойно есть», то же «Трисвятое», те же псалмы.

            Монахи рано ложатся спать и рано встают, едва на Гору падут рассветные краски. Ежедневно в молитве проводят около 8 часов. А, когда совершаются большие богослужения, то и больше. То же самое – Великим постом. Для монахов богослужение и молитва – на первом месте, потом – послушание и на последнем месте – отдых. У них нет собственных планов, каждый день похож на предыдущий. Душа монаха обязана трудиться без перерыва: молитва, послушание, почитание старцев, трудолюбие. Со стороны может показаться странным, как при таком однообразии жизни и тяжких трудах, они могут ощущать себя счастливыми? Но монашество – это таинство. Стоит только заглянуть в их просветлённые, добрые, глубокие глаза, и прочтёшь в них радость и благодать. Их лица спокойны, мужественны, сосредоточены и невольно напоминают лица монахов со старых икон и фресок.
Монахи, встречающиеся на Афоне, отличаются скромностью одеяния.  У некоторых из них одежда латана-перелатана и подшита цветными заплатами. Это вполне вписывается в окружающий вид монастырских стен и келлий. Молитвенный дух здесь чувствуется во всём, и это – самое главное.

             А как торжественны иереи и диаконы, служащие вечерню! Эту атмосферу передать словами трудно, её можно только почувствовать. Мысли успокаиваются, в душе наступает мир, и ответы на многие важные вопросы начинают приходить сами собой. В храме тихо, мирно. Все молятся. Службы длятся долго. Иногда до семи часов. Выстаивать такие длинные службы очень тяжело, поэтому вдоль стен расположены так называемые стасидии – стулья с высокой спинкой, откидными сидениями и двойными подлокотниками (для сидения и стояния). Они регулируются и имеют разное положение: можно на эти стасидии немного опереться, присесть, а можно совсем разложить сидение и сесть. Также регулируется расположение ног. Всё это позволяет человеку адаптироваться в процессе длительного богослужения. Но чаще всего монашествующие, которые не участвуют конкретно в службе, на протяжении всего богослужения стоят и читают Иисусову молитву. Это есть основа монастырской жизни. Приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах наравне с монахами, хотя это и нелегко для мирянина.

            В самые торжественные моменты праздничного Богослужения в афонских монастырях принято не только возжигать светильники, как это полагается по уставу, но и приводить их в движение. Электрического освещения в храме нет. На вечерних службах перед пением догматика и перед литией, а на литургии – перед Евхаристическим каноном монахи неторопливо зажигают свечи, установленные на паникадиле и хоросе (он представляет собой светильник в виде огромного резного обруча, подвешенного вокруг паникадила на цепях к куполу храма). Затем они начинают вращать хорос с зажжёнными на них восковыми свечами то в одну, то в другую сторону и медленно раскачивать паникадило. Хорос сам ещё долго вращается, как крутильный маятник. Этот святогорский обряд призван символизировать ликование и торжество всех небесных светил и всей вселенной от радости Воскресения и победы над смертью! Все огни оживают, мерцают, драгоценные украшения храма переливаются бликами, и это - фантастически красиво. Впечатляющее зрелище!

             Монастырская еда довольно проста. На трапезе часто бывает овощной суп, каша и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни. Источниками питьевой воды служат стекающие с гор ручьи.

             Совершая пешие переходы по Афону, надо быть внимательным. Здесь много ядовитых змей и скорпионов. Но монахи не благословляют убивать какую бы то ни было живность на Афоне. Кстати, здесь много котов. Они бдительно охраняют кельи и скиты от змей. Встречаются собаки (особи мужского пола).
Запрещено на Афоне ночевать на открытом воздухе. Это опасно.

             Встречаются афониты, живущие по негласному закону исихии (безмолвия). Через безмолвие монах-исихаст не только удаляется от пустых бесцельных забот, но, в первую очередь, со вниманием следит за своим внутренним состоянием ума и сердца. Он сосредоточен на главном: на рассмотрении помыслов и трезвенной их оценке.

            На Афоне сохраняются глубочайшие традиции. Они выражаются во всём: в лампадах, в камнях, в иконописи, в именах святых, которые жили тут, подвизались, управляли монастырями. Люди, приходящие на Афон, живут в подвиге. Сегодня есть и отшельники, и святые. И когда видишь вживую подвижника, испытываешь необъяснимый трепет души.

            Вокруг красота – глаз не оторвать. Когда находишься на высоте около пятисот метров и выше над уровнем моря, сердце замирает от восторга. Любуясь кристально чистыми водами и наблюдая за облаками, плывущими в сторону Эгейского моря у тебя под ногами, вдруг ловишь себя на мысли, что ты и сам уже не на земле, но ещё не на небесах. А воздух?! Как в раю. Хочется жить, не греша, в ладу со своей совестью, творить во имя Господа и во славу Его.

            Афон становится родным, где душа успокаивается, и приходит ощущение домашней теплоты, мира и уюта, полного спокойствия и удивительного умиротворения. Здесь присутствие Бога чувствуется всегда и во всём. Меняются люди вокруг, и меняешься ты сам. Здесь нельзя слукавить, обмануть, словчить, да и, по правде говоря, нет желания. Хочется поступать искренне и по совести. И возвращаться сюда вновь и вновь, сохраняя память об Афоне на всю жизнь.

            Прошло чуть более двух с половиной месяцев, а я ещё там – на Святой Горе, где живут ради очищения и освящения сердца, и где люди – другие, святые. Там, где нет фальши и суеты, где время остановилось. Там, где молитва – главное дело жизни, и где главное не то, каким ты был, а кем ты стал...

27. 06. 2018.

Продолжение следует…

Начало:
http://www.proza.ru/2018/06/21/33