Некоммуникабельность. Глава 4

Софья Сонецкая
Елена ждала ученика, она приготовила обед и накрыла стол, не забыв поставить еще один прибор.
Артемий, подойдя к подъезду, понял,  что не знает номер квартиры. Он остановился, растерянно глядя по сторонам.
"Тема, 86 квартира!" - крикнула с балкона Елена. Она периодически посматривала в окно, зная, что ему не попасть в подъезд. Вряд ли он обратил внимание на номер на двери.
Мужчина  в чрезвычайном волнении поднялся. После долгого сидения в четырех стенах,  эти два дня были слишком насыщены для него. Ему хотелось домой, на свой диван. Поход на рынок, где столько народа, потом снова в больницу....
Мысль о том, что ему предстоит встретиться с толпой людей, очень смущала его. Ему было некомфортно в обществе. Особенно, посторонних людей. Хорошо, что рядом будет Елена. "Может быть, она передумала?" - тайно надеялся он.
"Здравствуй, Тема! А мы как раз садимся за стол, обедать. Проходи, будем кушать!" - гостеприимно приглашала она его за стол.
"У меня немного времени, может быть, пойдем?"-  робко спросил он. - Или ты ... Вы... раздумали?"
"Нет. Конечно, нет. Что это ты вздумал мне выкать? Вчера говорил, молодо выгляжу, а сегодня старишь?"
"Прости меня! Я теперь не знаю, как тебя назвать!" - признался он, опустив голову.
"Со вчерашнего дня имя не меняла, Лена я. Так и зови." - сказала она так легко и естественно, что с его души упал камень.
"Но ведь ты сказала, как сына!"  - поделился своими  сомнениями он.
"Тема,  ты не зовешь маму на "Вы". - произнесла с улыбкой она, но ошиблась, попадя в больное место.
Когда он был подростком, однажды мама побывала в гостях у дальних родственников, они были религиозны, и жили по своим законам. Дети называли их на "Вы".
"Это признак уважения!" - пояснила хозяйка на немой мамин вопрос.
Приехав домой, она решила установить такие  же правила, довольно  в жесткой предложив ему называть ее так же.
"Ты ведь меня уважаешь?" - с некоторой угрозой спросила она, когда 12-летний подросток отказался.
Чувство вины захлестнуло его. "Мама, я очень тебя люблю и уважаю, но надо мной будут смеяться!"
"Тебе важнее все, или я, твоя родная мама?" - поставила ультиматум она.
Мама была для него дороже, и потому  тяжело вздохнув, он согласился.
Называть на "Вы" родную мать было очень трудно и непривычно. Сын постоянно сбивался и путал "вы" и "ты".
Вероятно,  "вы" тоже резало маме ухо, и вскоре мама заявила, чтоб перестал "выкать", потому что так она чувствует себя старше, чем есть.
К великому облегчению Артемия. Длилось это всего пару дней, но след в душе остался неизгладимый.
"Хорошо, Елена!" - ответил он.
"Ты еще отчество добавь! - рассмеялась она. - Со мной только по простому. Лена. Мне нравится, как звучит мое имя из твоих уст!"
Она указала ему место рядом с собой и крикнула вглубь квартиры: "Все за стол!"
"Артем!" - представился, вошедший в кухню сын Елены.
"А мы с Вами уже знакомы!" -сказал муж, усаживаясь рядом с женой по другую руку.
Имя сына поразило Артемия. " Неужели она назвала его в честь меня?" - не верил своим ушам он.
"Темы!  Вам борщ или сразу вторе?" - спросила Елена.
"Мне борщ! Очень советую! Мама готовит его отменно!" - порекомендовал ему сын. Артемий снова поразился тем, что она поставила его в один ряд с собственным ребенком.
За время обеда Артем рассказал несколько весьма забавных анекдотов.  Елена сначала смеялась, а потом шутливо ругалась на него, грозя пальчиком.  "Когда я ем, я глух и"
"Когда я ем, я глух и ЕМ - перебил ее Артем. - Мам, что за ерунда, когда еще общаться, если не за обедом!"
"Уговорил!" - заулыбалась хозяйка.
Все в этой семье было легко и непринужденно. Артемий смотрел на них и радовался за них. Ему бы тоже очень хотелось так обедать, весело болтая обо всем на свете.
Дома прием пищи было торжественное мероприятие. Они с мамой чинно садились за стол и ели, нарушая тишину только звоном приборов. Разговаривать можно было только после обеда. Если быть точным, то не разговаривал один Артемий, ему не позволялось. Мама же могла говорить столько, сколько ей вздумается.
Маме все позволялось. Его же она держала в строгости.
"Как у вас хорошо! Душевно!" - произнес вдруг Артемий, не сдержав чувств.
"Приходи к нам почаще! Мы будем рады! " - сказал Артем, чем очень удивил его.
"Мать сказала, что ты шаришь в компьютерах? Не можешь помочь мне разобраться с одной хренью. Я и так, и сяк, но у меня не получается.
Артемий вскочил, готовый бежать на помощь.
"Темы! Сначала надо покушать! Посмотри на него! Он же весь светится! Один нос на лице остался и глаза! Пусть сначала все съест!" - позаботилась о нем гостеприимная хозяйка.
 "Я уже почти все съел! - ответил он дочерпывая последние ложки наваристого борща. - Благодарю! Все очень вкусно!"
Елена расплылась в довольной улыбке.
"А теперь второе!"
"Спасибо! Я наелся!" - ответил Артемий.
"Здравствуйте! Я для них старалась-старалась, а он наелся! Специально для тебя нажарила котлет! Ты же любишь котлеты. И пюре! Помнишь, как в школе!"
То, что она все помнит, бесконечно тронуло его.
"Я бы с радостью, но в меня столько не войдет!" - отказался он.
"Ничего себе! Совсем ничего не съел и не войдет! Тема! Как ты питаешься? Как в школе не заставить было, так и сейчас! Я положу тебе половинку котлетки и пюре. Одну ложечку! Мне очень хочется, чтобы ты попробовал!" - с теплом предлагала учительница.
"С радостью!" - ответил он. В душе он знал, что не сможет столько съесть. Не привык к таким объемам. Но,  как ни странно, съел.
Елена наложила пюре, как и обещала, совсем немного.
Сердце ее сжималось, глядя на него.
Худущий, бледный, почти прозрачный, как приведение.
"Бедный мальчик! И жизнь твоя, словно тень... такая же серая... Я наполню ее красками. Я покажу тебе настоящую жизнь, и тогда ты уже не сможешь от нее отказаться!" - думала женщина.  Не смотря на то, что психологии ее не учили, она очень хорошо разбиралась в людях.
Настаивать на чае она не стала, побоявшись поставить  его в неловкое положение. Было видно, что он привык кушать совсем малыми объемами.
После обеда, вкуснее которого, он ничего в жизни не ел, котлеты оказались и  вправду точно такие, как из его детства, они с Артемом отправились за компьютер.
Попав в родную стихию, Артемий  не заметил, как разговорился. Опомнился он в пять часов.
Ужас застыл в его глазах.
Он забыл про свою маму!
Он подвел Елену, и не сводил ее на рынок!
Женщина, увидев его растерянность, поняла примерно в чем дело.
"Ой! Уже так много времени! Наверное, сегодня уже все закрывается! Тема, давай перенесем это на завтра?"
Он  радостно закивал.
"Ты куда-то торопишься? " - поинтересовалась она.
"Да! Меня ждем мама!" - ответил он.
"Ты же только от нее пришел!" - удивился Артем.
"Она же болеет! Ей скучно!" - защитил самое дорогое Артемий 
Елена знаком показала сыну то, что сейчас лучше помолчать. Утром она предупредила всех о трудностях при общении своего бывшего ученика  и попросила всех быть с ним предельно деликатными. Она знала, что ему необходимо привыкнуть к ее семье.
Муж предпочел не вмешиваться, тем более у него опять разболелась спина, и пообедав, он ушел в свою комнату. Ее Леночка справится со всем сама.
Артемий почти бежал к матери, опаздывая на целых полтора часа.
Это была катастрофа! Раньше, если он не возвращался из института вовремя, то заставал мать лежавшую  на диване с мокрым полотенцем на голове.
"Ты довел меня до головной боли! Тебе совсем не жалко меня! Я ращу тебя одна. Я отдала тебе всю свою молодость, а ты не мог прийти домой как положено!" - упрекала она.
"Мама, мы с ребятами зашли в кино!" - оправдывался он.
"Конечно! Кино... А что мать переживает, это ерунда!"
Вскоре он перестал ходить со своими одногруппниками, потому что не хотел лишний раз тревожить маму. Ей непросто пришлось. Она растила его одна. Отца он не знал. Про него мама ничего не рассказывала.  На его вопросы она доставала платочек и демонстративно отворачивалась от него. Она глядела в окно и промакивала уголком платочка глаза.  Вероятно, на ее языке это означало  вселенское страдание.
"Я причиняю ей боль!" - каждый раз думал он, и несмотря на то, что ему очень хотелось узнать о нем хоть что-нибудь,  с расспросами не приставал. Он был хорошим сыном.
Иногда мама говорила это.
В такие моменты он был готов носить ее на руках.
Сейчас он бежал почти во всю прыть. Прохожие удивленно смотрели на него, и как ему казалось, вертели у виска пальцем.
Но его ждала мама! Разве было что-то важнее этого?
Он любил ее больше жизни!


Продолжение  http://www.proza.ru/2018/06/28/341