Кто есть кто. Из Цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
Почти сюрреалистическое. Подлинное происшествие.

   Попутно с комплектованием своей коллекции, пытался я по мере сил помогать новосибирским художникам реализовать их произведения. Приводил в их мастерские, заваленные «неликвидом», любителей живописи, потенциальных покупателей.
   Эпоха была не простой для творцов. Невостребованность угнетала. Пресловутая рука рынка оказалась поразительно похожа на костлявую руку «девушки с косой».   
   Так что вполне кстати  приходились мои скромные усилия по продвижению моих  знакомцев - художников. В знак благодарности дарили мне друзья-творцы кто этюд, кто эскиз, а кто и картину. Зависело от суммы продаж и  душевной щедрости дарителя. От денег я отказывался наотрез. Комиссионные проценты мне были не нужны. Да и с кого брать-то?
    Описываемый случай несколько отличался от других.
    Прилетевший из Москвы наш банковский начальник попросил организовать встречу с М., известным новосибирским художником, бывшим графиком, нашедшим своё оригинальное лицо и в живописи маслом. Московский гость сам выбрал его, перелистав предложенные мной каталоги.
   Созвонился я с художником, условились о встрече. Отвёз  москвича к М. в мастерскую. Поговорили, посидели. Банкир купил две работы. Увёз в столицу.
   Подождал я несколько дней звонка от художника. Не дождался от маэстро ни обычного звонка со словами благодарности, ни приглашения в гости.
  Не слишком деликатно решил напомнить о себе, сказал, что комиссионных процентов не прошу, но надеюсь получить в подарок что-нибудь для своей коллекции.
- А то купить мне проблематично с учётом Ваших цен.
- Хорошо, приезжайте, подберёте что-нибудь из графики.
И вот я у него в мастерской. Перебираю папки с графическими листами. Говорим. Стараюсь хвалить. Напряжённость постепенно уходит.
Я рассказываю о своих друзьях – художниках, их бедственном положении.
Он, конечно, всех знает. Относится как-то свысока, снисходительно. Их проблемы от него далеки.
- Ну, хорошо,- говорю я,- это был москвич. Москвич с деньгами. Не торговался. А здесь как у Вас идёт торговля? Не дороговато ли Вы оцениваете свои работы? У «стариков» картины «холст - масло» дешевле, чем Ваша графика. Справедливо ли это?
 - Вы понимаете,- терпеливо (и не в первый раз, наверное) объясняет он. Есть в каждом городе, и в Новосибирске так, небольшая группа продвинутых художников, которые стоят дорого. Как машины: есть «Мерседес», и есть «Запорожец». И тот, и другой - автомобиль. А цена разная. Понимаете, куда я клоню.
 - Понимаю,- отозвался я, отложив выбранную мной «Красную розу».
 - А рисовать-то он не умеет! - вспомнился некстати приговор ветерана-баталиста моему визави.
  Вышел я на вольный воздух. Иду к остановке вполне довольный собой: сумел урвать стильную работу у прижимистого и продвинутого художника.
 Вдруг на обочине замечаю горбатый профиль «Запорожца», подхожу, с улыбкой примечаю эффектное оформление: хромированные накладные детали, двухцветную «фестивальную» раскраску, неродные фонари и стоп-сигналы. А главное - на капоте - легендарная эмблема. Мерседесовский треугольник!
  Посмеялся я вволю. Образ очень понтовитого «Запора» с эмблемой «Мерса»
запомнился.