Русский Эпос и история Руси

Игорь Тычинин
Тема русского эпоса многообразна и неисчерпаема. Наше отношение к нему своеобразное. То, что он есть, наше достояние, гордость. И все. А где его популяризация, подобная мифам и легендам Древней Греции, Ведам, Пуранам  Индии, Эддам северных германцев. Нет, она есть, конечно. Но вряд ли доходит до каждого из нас, а тем более до иностранцев, которые живо интересуются древностями Греции, Индии, но мало, что знают, если, вообще, знают о древностях Руси.
Отсюда возникает вопрос. А хорошо ли наш Эпос изучен? Достаточно ли количество и качество его исследователей. Среди людей, сделавших изучение Эпоса делом своей жизни, есть славные имена: Ф.Буслаев, А.Веселовский, В.Миллер и др.
Но сказать о том, что наука «навалилась» на изучение русского эпоса по настоящему, всем миром, вряд ли возможно. Цельной картины русского эпоса в системном виде, во всем многообразии не складывается.
Скажу точнее, у меня  такой цельной картины не сложилось. Говорить за всех, себя не уважать. А хотелось, чтобы гордость за наших предков  была еще ярче и разнообразнее. И доходила до каждого.
Но раз уж стал говорить о себе, то вот как представляю эту картину, в целом, конечно. Может быть, кому-то это будет интересно. А кто-то повертит пальцем у виска. Не беда. Переживу.
Но не высказаться по данному поводу не могу. Начну с вопроса, что важнее для народа, его эпос, или его ранняя история, дошедшая до нас в письменном виде?
Ответ прост.  Несомненно, и это давно замечено, элементы эпоса не могли не попадать на страницы первых исторических источников. У нас ранняя история изложена в Повести временных лет, точнее, в ее нескольких вариантах. Еще точнее, Повесть временных лет не первый такой источник. Но дошла до нас первой именно она. Есть ли в ней элементы Эпоса? Да их сколько угодно. Особенно естественны они для периода княжения Ольги (возможно, Игоря и древлянского Мала) и Владимира. Но, конечно, не только.
Но, что интересно. Легенда о призвании варягов в русском эпосе никак не отразилась. Какое-то придание об Юрике, где-то на Севере зафиксировано. Но очень похоже на случайный выброс. Или вторичность по отношению к Рюрику ПВЛ.
Да и не это главное. В русском народном и былинном эпосе нет упоминаний о таких  иноземцах, как норманны, скандинавы. Естественный вопрос, а о каких иноземцах знает эпос. Да о многих, практически обо всех, причем исторических, не сказочных. Например, об аварах, обрах. И элементы Эпоса о них в ПВЛ попали. А о норманнах нет ничего. А обры на Руси действовали раньше норманнов.
Кто еще запечатлён на страницах Эпоса? Естественно, печенеги, половцы, татары, греки, жидовины, хазары, латины, немцы. А где же норманны? Их нет.
Вообще картина с русским эпосом складывается несколько иная, чем у других родственных индоевропейских народов. По классике эпос у этих народов складывался для трех дописьменных периодов: периодов Богов, титанов и героев. Ну а дальше уже история в чистом виде.
У русских пока все это выглядит не так стройно. Четкой картины об их богах, похоже, нет. Есть представления о некоем соответствии их богов с древнегреческими, индоиранскими, скандинавскими, но достаточно смутные. И, вообще, боги на Руси появляются позже, чем достаточно странные существа типа упырей, русалок, берегинь, ведьм и т.д. и т.п. Вообще, складывается впечатление, что наш народ к своим богам относился, чуть ли не с насмешкой. Даже самый древний бог Род падает с дуба, что сохранилось в выражении: «ты что, с дуба упал?».
Титаны на Руси вроде имеются. Святогор, Сухман и др. Но они смешаны с богатырями. Действуют не просто рядом с ними, но и под их наименованием, личиной.
Зато у нас есть прекрасный цикл былин о Владимире Красном Солнышке. Какое-то подобие этого цикла есть у британских кельтов с их сказаниями о короле Артуре. О последнем мы знаем гораздо больше, чем о нашем Красном Солнышке. Увы! При этом забываем, что Артур то прибыл в Британию из Руси, до чего недавно докопались британские исследователи. Так что некие аналогии циклов былин, возможно, связаны с этим.
Но не в этом суть. Русский народ продолжал творить свой эпос тогда, когда другие родственные народы остановились и зафиксировали границу. Тут Эпос, а тут уже история. У нас мифотворчество продолжалось до Петра Великого, да и сейчас продолжается. Мы «мифологический» народ.
 Что интересно. Те же Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша (похоже, не Алексей, а Александр) Попович, да и сам Владимир Красное Солнышко действуют в Эпосе в разные исторические периоды.
И задолго до Рюрика, т.е. до, казалось бы образования Руси по ПВЛ, и во времена исторического Владимира Святославича, затем Владимира Мономаха. А затем уже и без Владимира в татарское время и даже позже.
В этом удивительная особенность русского эпоса. Напрямую связать его с историческими событиями все время пытаются.  Но получается не очень логично. Однако на основании русского эпоса можно делать некоторые исторические выводы, которые представляются близкими достоверным.
Ну, например. Историю Руси надо бы продлять, как минимум, до V в. до н.э. Почему именно до него, потому что сведения о «доисторическом» Владимире Красном Солнышке и короле Илье Русском (Илье Муромце) содержатся и в германском эпосе, и в Иоакимовой летописи. А это серьезно.
Неплохо было бы всесторонне разобраться с легендой о призвании варягов. Ну не могло такое событие не попасть в эпос. Остается две возможности. Или его не было вовсе, или это было какое-то незаметное для народа событие, которому в дальнейшем придали непомерно большое значение.
В заключение скажу еще и о том, что русский эпос иногда противоречиво относится к своим героям, особенно когда это исторические персонажи.
В первую очередь это относится к нашей княгине Ольге. С одной стороны, она Прекраса. Из простых людей. Добрая, устроительница Руси. И это отношение народа и церкви попало в полном объеме в ПВЛ и в наше современное представление о ней.
С другой, она губительница, убийца мужа Игоря, в общем, ужас, что за женщина. Хотя и первая правительница на Руси, которая приняла христианство.
Элементы и такого подхода к ней тоже попали в ПВЛ, но как вспомогательные эпизоды с объяснением необходимости проявленных ей жестокостей.
Возможно, если представится случай, напишу, что-нибудь еще на эту тему. Особенно, если найдутся заинтересованные читатели. А пока, спасибо за внимание.