АБЛМ. Введение

Кот Базилио 2
Если вдруг некто попробует среди своего окружения получить ответ на вопрос: какое историческое лицо есть символ коварства и предательства, то, скорее всего, кто-нибудь обязательно вспомнит Брута.

Марк Юний Брут Цепион (Marcus Junius Brutus Caepio 85 до н. э., Рим — 42 до н. э., Филиппы, Македония) что называется родился с серебряной ложкой во рту. Уж, по крайней мере, о хлебе насущном ему думать не пришлось никогда. Словом – баловень судьбы. И то ли это обстоятельство, то ли какие иные причины сослужили ему, в конце концов, дурную службу.

Его мать  Сервиллия из очень древнего и знатного рода патрициев много лет была любовницей Гая Юлия Цезаря. И существует исторический слух, что якобы Марк Юний Брут и был плодом многолетней и настоящей любви между ними. Так или нет, но Юлий Цезарь сильно благоволил к юноше.

И юноша его отблагодарил, а за одно и мать свою. Он возглавил заговор против кесаря, который 15 марта 44 года до нового летоисчисления был успешно осуществлен. Когда Юлий Цезарь увидел среди нападавших, наносивших ему беспрерывные удары кинжалами, Марка, он с удивлением или разочарованием произнес знаменитые свои слова: «И ты, Брут?!».

Но скорее всего эти слова произнес Юлий Цезарь из одноименной трагедии Уильяма Шекспира, которые благодаря этому обстоятельству и стали широко известны, и уже никто и не сомневается, произносил ли их кесарь на самом деле.

Есть свидетельства, что последними словами Цезаря Бруту были сказаны по-гречески: «И ты, дитя мое?», что без сомнения говорит об отношении Цезаря к Бруту, как к собственному сыну.

Вот примерно таким образом в западной культуре Брут стал символом предательства.

Но, скорее всего, наш интервьюер в качестве образцового предателя услышит имя Иуды.

И поэтому мы попытаемся разобраться обосновано ли подобное представление.
Сюжет очень прост и широко известен. Один из ближайших учеников Иисуса предал его, соблазнившись на тридцать сребренников. В результате чего Иисуса казнили, а предатель Иуда раскаялся в содеянном и удавился.

Исторически оба предательства отстоят друг от друга примерно на восемь десятков лет. Однако, предательство Брута чуть не поминутно расписано и засвидетельствовано многими  авторами. А вот с предательством Иуды не все так ясно и гладко.

Фактически на сегодняшний день нет ни одного достоверного источника, помимо канонических Евангелий, в которых была бы упомянута история предательства Иудой Иисуса Христа.  И это вызывает удивление. Разве смерть Христа менее заметное историческое событие, чем смерть Юлия Цезаря? Почему же так скуден исторический материал?

Цель моей работы попробовать разобраться, почему именно так обстоят дела.

Об Иуде и мотивах его преступления в последние годы написаны горы литературы, много больше, чем о самом Иисусе. Кто только не оттоптался на этой истории: и серьезные ученые-библеисты, и легкомысленные беллетристы, и просто все, кому в голову взбрело сказать свое веское слово.  Личность и мотивы поведения предателя Иуды исследованы вдоль и поперек. Но вопросы остаются. И привлекают  новых адептов заняться этой историей.

И, тем не менее, все что написано об Иуде-предателе легко можно уложить в три основные концепции:

1. Каноническая, рассматривающая Иуду неким генетическим злодеем, орудием в руках сатаны. И врагом Иисуса.
2. Неканоническая, в которой Иуда выступает в роли невинной жертвы.
3. И апокрифическая, в которой Иуда и не предатель вовсе, а некий национальный герой, друг Иисуса, фигура равная самому Иисусу, и даже, в некотором смысле, превосходящая его.

Сильные и слабые стороны каждого представления о нашем герое, мы также попробуем определить.


Иллюстрация: Картина современного российского живописца Виталия Графова "Убийство Юлия Цезаря" 2003 г. холст, масло. 190х170

Глава1. http://www.proza.ru/2018/06/29/1344