АБЛМ. Глава 2. Иуда злодей

Кот Базилио 2
Канонический взгляд на Иуду достаточно прост, прямолинеен и бескомпромиссен. Иуда – злодей на генетическом уровне. Основные черты его характера – вор и предатель. Более того, Иуда одержим сатаной чуть не с пеленок и является его добровольным служителем.

Кто такой Иуда и откуда он взялся из Евангелий ничего неизвестно. Вполне естественно, что в свидетельствах ранней церкви постарались восполнить этот пробел.

В апокрифе «Сказание Иеронима об Иуде предателе» (1), приписываемом святому Иерониму Стридонскому(2), тому самому –  автору перевода Библии на латинский язык, известному как «Вульгата», много рассказано о  происхождении и жизни Иуды до встречи его с Иисусом.

Иуда родился в благочестивой еврейской семье 1 апреля. Что уже вызывает улыбку, так как апреля в календаре Иудеи никогда не было. Его отец Рувим, называемый также Симоном, и мать Цибория законопатили новорожденного в ковчежец, вложили записку с нареченным именем Иуда и отправили в плавание по морю. Почему? Приснился матери Иуды сон странный, что родит она большого злодея, который погубит иудеев.

Приплыл ковчежец на остров Искариот. А где он такой находился одному Богу известно. Подобрала ковчежец местная царица, у которой не было своих детей. Она была очень рада подарку небес, и воспитывался Иуда во дворце. Знакомая история, не правда ли?

Рано или поздно у царицы появилось и свое дитя, которого Иуда ничтоже сумняшеся и прибил однажды. Очевидно из ревности, но, главное, потому что злодеем большим был. Спасаясь от ответственности, бежал Иуда в Иерусалим. Неисповедимыми путями оказался Иуда во дворце у Понтия  Пилата и очень уж пришелся ему по душе.

«Случился же день, когда Пилат наблюдал из дома своего (3) на некий сад, который находился недалеко от него и видел в нем яблоки очень на вид привлекательные. Их же он желал отведать. Сей же сад принадлежал Рувиму, отцу Иудиному».

В сад за яблоками Пилат посылает любимца своего Иуду. Иуда набрал яблок в саду, а чтобы хозяин не возмущался, пристукнул его камешком по-тихому, не зная, что то был его отец родный.

«По прошествии некоторого времени Пилат взял себе имение Рувима. А Цеборию, жену его, матерь Иудину, отдал в жены возлюбленному отроку своему – Иуде».

Цибория и посоветовала ему обратить внимание на нового проповедника Иисуса. Иисус с первого взгляда полюбил Иуду и избрал его своим апостолом. Остальное же всё описано уже в Евангелиях. Такая вот история.

В другом апокрифе, в «Арабском евангелии детства Спасителя» (4) изложен следующий биографический эпизод из  жизни  маленького Иуды. 

«И другая там проживала женщина (имеется в виду в Вифлееме – К.Б.), у которой сын одержим сатаною был. Звали его Иудой. Всякий раз, как вселялся в него сатана, кусал он всех, кто к нему приближался, а если близ себя никого не находил, собственные руки и ноги он грыз. И вот, услыхав о госпоже Марии и Сыне ее Иисусе, собралась мать несчастного этого и привела сына своего Иуду к Владычице Марии. Меж тем Иаков с Иосией  увели младенца Господа Иисуса с другими детьми поиграть. Уселись они перед домом, и Господь Иисус с ними. Подошел [к ним] бесноватый Иуда и справа от Иисуса присел. И тут, как обычно бывало, охваченный сатаной, захотел он загрызть Господа Иисуса, однако ж не смог, только поранил Ему правый бок, а потом разрыдался. И выскочил в тот же миг стремглав из мальчика этого сатана, подобный собаке бешенной. Мальчик же тот, что Иисуса поранил и из которого сатана в собачьем облике выскочил, был тем Иудой Искариотом, что Его иудеям предал. И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили» (35 глава).

Существуют еще два непризнанных евангелия, в которых так или иначе упомянут Иуда. Но о них мы расскажем в другой главе.

Итак, подведем итог. Среди избранных Иисусом в ближний круг оказался патологический негодяй, вор, предатель и исчадие ада.



(1) Сказание включается в популярный на Руси апокриф «Страсти Христовы», повествующей о последних днях Иисуса Христа. Произведение состоит обычно из 32 глав, где в качестве заключительной главы выступает «Сказание Иеронима об Иуде предателе». Сказание может иметь различные варианты заглавий, чаще «Сказание учителя церковного Иеронима святого о Иуде предателе Господа нашего Иисуса Христа».
 
(2) Святой Иероним – Софроний Евсевий Иероним (Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, город Стридон, провинция Далмация – 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) – церковный писатель, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. В Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) день памяти – 28 июня (15 июня по юлианскому календарю).

(3) Постоянная резиденция прокураторов Иудеи находилась в приморском городе Кесарии, а в Иерусалим Пилат наезжал всего несколько раз за год – для контроля за сбором податей и судебных разбирательств.

(4) Евангелие детства – апокрифическое евангелие детства Иисуса Христа, написанное на арабском языке. Есть предположение, что сочинение было написано на сирийском языке в V или VI веке и лишь позднее было переведено на арабский язык. По этой причине в англоязычной литературе «Евангелие детства» называют не «Арабским», а «Сирийским».


Иллюстрация: картина современного украинского художника Алексея Мазура (1962 - 2005).

Глава 3. http://www.proza.ru/2018/06/29/1360