АБЛМ. Глава 3. Противоречия и нестыковки 1

Кот Базилио 2
Каноническая версия об Иуде, изложенная в официальных Евангелиях, полна различных нестыковок и несуразностей. Даже неискушенный читатель, не обладающий специальными аналитическими навыками, впервые взявший в руки Новый Завет, при внимательном чтении  легко обнаружит большинство из них.

Когда узнаешь, что один из 12, избранных лично Иисусом, оказался вором и предателем, первое, что приходит на ум, а зачем он его вообще выбрал. Никакие объяснения, типа «не знал», «не ожидал», «ошибся», тут не проходят. Иисус очень хорошо разбирался в людях, и его последователем удавалось стать далеко не всем, кто этого жаждал.

Обратите внимание на следующую историю.

Лука (9:57-60): «Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

Что бросается в глаза. Два «последователя» Иисуса. Один выражает готовность без оглядки следовать за Учителем. Но Учитель старается его мягко «отшить». Другой, собственно, и не собирается идти за ним, но Учитель именно его хочет видеть в своих рядах.

Почему Иисус без восторга принял предложение первого соискателя на роль  последователя?

Так повелось, что израильские пророки жили за счёт своих пророчеств.   Как-то Шауль и его слуга искали пропавших ослиц. Когда они совсем уже отчаялись их найти, решили обратиться к пророку Шмуэлю. Однако тут же встал вопрос об оплате. Израильские пророки жили за счёт тех денег, которые платили люди, когда искали что-нибудь или нуждались в совете. Сегодня в таких ситуациях люди дают объявления в газету с гарантией вознаграждения за информацию или обращаются к адвокату. Но в древнем Израиле в таких случаях шли к пророку и платили ему. Израильские пророки не ходили с протянутой рукой – их служение было самоокупаемым и даже приносило такую прибыль, что они нанимали себе слуг…. Точно также действовал и Иисус – его служение было обеспечено в материальном плане со стороны тех, кого он исцелил, из кого изгнал бесов и их родственников.


Почему первого Иисус отвергает? Потому что он понял, что его основное стремление просто зарабатывать себе на жизнь «пророчеством».

Вот что по этому поводу говорит блаженный Феофилакт Болгарский (1):
 
«Сей, пришедший к Иисусу и просивший позволения пойти за Ним, пришел с лукавой мыслью. Видя, что за Господом следует много народа, он подумал, что Господь собирает с них деньги, и сам пришел к мысли, что он составит себе имение, если последует за Иисусом. Поэтому Господь отверг его, говоря ему как бы так: ты думаешь чрез последование за Мной составить себе имение, полагая, что такова Моя жизнь, но на деле не так; Я учу и проповедую такую бедность, что не имею и дома Своего, тогда как прочие животные имеют норы. И таким образом отверг его».

Думаю, это объяснение Феофилакта вполне приемлемо.  И если мой читатель покопается в соответствующей литературе, то объяснения этого эпизода не выйдут за рамки, предложенными Феофилактом.

Учитывая приведенную информацию, вопрос о причинах избрания Иисусом злодея Иуды в число своих учеников становится еще острее. Если предположить, что Иисус все предвидел, т.е., что Иуда станет предателем, а это предательство  Иисусу было просто необходимо, то в таком случае, кем перед нами предстает Иисус? Чем лучше самого преступника тот, кто толкает человека на преступление? И на ком в таком случае лежит большая ответственность? На подстрекавшем к совершению злодеяния или на совершившем зло?

Сказано (Левит 19:14): «пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему».

Понятно, если положить на пути слепого какую-либо преграду, то он споткнется и причинит себе ущерб. Это прямой смысл. Но закон этот предполагает, естественно, более широкое понимание, например: человеку, слепому в каком-либо деле, не давай совета, неблагоприятного для него. Или: нельзя провоцировать человека на действия, которые могут причинить ему вред, если он сам этого вреда не видит, или не понимает.

«Не ставь преграду перед слепым» важнейший принцип взаимоотношений между людьми. Уверен, многие сталкиваются с ним в своей жизни регулярно, но не знают или не понимают, что это такое.

Маленький пример. Проза.ру объявляет конкурс с хорошим денежным вознаграждением написать рассказ на одну из заданных трех тем. Некто А решил поучаствовать в конкурсе и выбрал себе тему. Его знакомый Б обращается к нему за советом о выборе темы, так как он решил поучаствовать в конкурсе. Так вот, чтобы не нарушить этого закона А должен сообщить Б, что он также будет участвовать в конкурсе и, либо назвать какую тему выбрал сам, либо не давать никаких советов.

Потому, если Иисус, выбирая Иуду в число своих учеников, знал, что в результате этого Иуда, в конце концов, погибнет, он нарушитель этого закона. Нарушитель с отягчающими последствиями. Может ли адепт Иисуса представить такой промах со стороны своего Учителя? Однозначно, нет. Тогда что остается? Иисус предупредил Иуду.

То же самое и с финансами. Вот, положим, некто решил создать некую партию, например, «защиты бродячих котов». Если намерения его серьезны, и пионерского задора хоть отбавляй, очень скоро ему понадобятся помощники и заместители по разным направлениям деятельности. Людям и в том числе бродячим котам что-то нужно кушать, потому этому некто нужны будут финансы на свою деятельность. Пусть это будут пожертвования разных состоятельных людей, не ровно дышащих к котам. А финансы потребуют их учета: дебет, кредит, сальдо и прочая байда. И потому на финансы некто посадит специального человека. Почему не сядет сам? Для профилактики разных пересудов о злоупотреблениях. Но человека посадит верного и проверенного, которому он всецело доверяет. Иначе тот будет коммуниздить по-тихому все, что плохо лежит и что хорошо лежит тоже.

Вот у Иисуса и была такая группа. Только предметом деятельности этой группы была проповедь. Но и на такую деятельность нужны финансы. Некоторые проповедники в Иудее даже неплохо зарабатывали, на хлебушек с маслом им, по крайней мере, хватало. Приходил такой проповедник в населенный пункт и в синагоге или просто на площади давалось «представление». Вспомним, что ни радио, ни телевидения в те годы не было. А это было настоящим развлечением – послушать умного человека – равви. И если общение удавалось, а речи были так сказать в тему народу, то и на пожертвования не скупились. Пожертвования собирались в кассу (некую посудину, либо ящик), и за эту кассу отвечал специальный человек. Вот этим кассиром и был Иуда.

Очевидно, что Иисус Иуде очень сильно доверял. Существует предположение, что Иуда происходил из состоятельной семьи. У человека состоятельно при всех равных прочих условиях всегда меньше соблазна. У него нет нужды на элементарные потребности. У него не голодают дома родители, жена и дети. У него меньше поводов присвоить чуть-чуть из общей казны.

И вот нам Иоанн сообщает, что Иуда был вор и постоянно крал из кассы, которой распоряжаться доверил ему Иисус. И тут сразу дилемма: либо Иисус не знал, что Иуда вор, и тогда, что стоят его предвидения, либо знал и тогда он преступник Закона: «не ставь преграды перед слепым».

Простое объяснение: никаким вором Иуда не был и потому был хранителем кассы. Но тогда врет Иоанн.

Теперь нелепости с предательством.

Итак, начнем с 30 монет. Много это или мало? Оценить можно по покупательской способности. Как считают, 30 сребренников (шекелей) в те времена равнялись примерно четырехмесячной оплате сельхозрабочего. Пусть будет по-нашему примерно тысяч 15 в месяц, т.е. приблизительно 60000 рублей. Ясно, профессиональный киллер, за такие деньги пальцем не пошевелит. Но я знавал, как убивали и за много-много меньшую сумму, за сущие копейки. Или вообще за просто так, от скуки житейской.
Теперь вернемся к Иуде. А почему именно 30, а не 20, за которые был продан братьями Иосиф, или 50, или еще какая другая сумма?

Ответ, скорее всего, расскажут христиане, заключен в книге пророка Захарии (11:12-13):

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника».

Это Синодальный перевод. Давайте посмотрим на более точный.

«И сказал я (пророк Захария) им (торговцам скотом): «Если угодно в глазах ваших, дайте мне плату мою. А если нет – не давайте». И отвесили они плату мою (пророку Захарии) – тридцать серебряных шекелей. И сказал мне (пророку Захарии) Бог: «брось ее в сокровищницу (Храма), дорогую цену, в которую они оценили Меня (вот тут Бога)». И взял я (пророк Захария) тридцать серебряных шекелей этих и бросил их в сокровищницу дома Бога».

Все, что в скобках мои пояснения. Обратите внимание на искажения Синодального перевода. И что еще за горшечник в конце? Вот от этого мифического горшечника появилась выдумка у Матфея о поле горшечника.
 
Чтобы разобраться, о чем идет речь, нужно разбирать наполненную сложнейшим символизмом книгу пророка Захарии. И написать отдельный трактат, на чтение которого уйдет не один день. В двух словах об 11 главе. Захария продает стадо овец, пытаясь символическим языком донести до евреев (их и символизируют овцы), что их ждет, потому что рассержен на них Создатель. Захария не назначает цену, предлагает, чтобы цену определили торговцы скотом. И они называют 30 сребреников. А почему 30? Открываем книгу Вайкра (Левит) и читаем (27:1-4):

«И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэля и скажи им: когда кто-либо изречет обет по оценке душ Господу, то будет оценка мужчины от двадцати лет и до шестидесяти лет, и будет оценка – пятьдесят шекелей серебряных по шекелю священному. А если женщина это, то будет оценка в тридцать шекелей».

О чем тут речь? Один из вариантов объяснения. Если с каким-либо человеком случится какая-либо неприятность (заболел, пропал и т.п.), то кто-нибудь из близких может принести в Храм за него (за его душу) выкуп. И тогда заболевший выздоровеет, возможно. А пропавший найдется. Так вот. Закон говорит, что за половозрелого мужчину – 50 сребреников, за женщину – 30. Торговцы предложили 30, как за женщину, чем возмутили Создателя. Вот потому и Иуда имел все основания требовать за Иисуса 50 шекелей.

В книге пророка Захарии (как и других) нет ничего лишнего. Другое дело, как это можно все понять через три сотни лет? Ранние христиане решили, что это пророчество относится к ним. Это они новый народ Израиля, который угоден Богу, и который Бог выбрал себе, особенно после разрушения Храма. Вот поэтому Иуда «продал» Иисуса за 30 сребреников, точно по пророчеству Захарии.
 
Но тут возникает законный вопрос: а не есть ли это поздняя интерпретация, когда нужно было обосновать претензию христиан на место нового народа Божиего. Не только в этом эпизоде, но и в других, связанных с разными другими пророками?

Т.е. я хочу сказать, что нет никаких достоверных оснований считать, что «предатель» Иуда вообще брал какие-либо деньги. Как я показал, сумма не была очень большой, а Иуда происходил из обеспеченной семьи. Зачем ему эти 30 сребреников? Это очень сомнительно. Весьма. Тем более что он их, по свидетельству Матфея, вернул. Такое вот раскаявшееся орудие сатаны. Не иначе, как сатане скучно стало пребывать в Иуде, и он оставил его, так же неожиданно, как и оседлал. Ничего, кроме улыбки, эта выдумка вызвать не может.

Но тут есть и еще один необъяснимый момент. Положим, Иуда был вором и, как уверяют позднейшие интерпретаторы, крал помаленьку из кассы. А можно смело предположить: в кассе была много большая сумма, чем 30 шекелей. И касса бы и далее пополнялась. И так как, кроме Иуды, никто не знал, какая там конкретно находится сумма, Иуда мог распоряжаться значительными деньгами по своему усмотрению. Так зачем он позарился на 30 сребреников? Он что, клинический идиот? Не предавать он Иисуса должен был, а холить и лелеять, и всячески способствовать, чтобы их миссия проповеди в Иудее продолжалась как можно дольше. И даже больше – идти нужно было к другим, за пределами Иудеи языческим народам, и делать то, что делал впоследствии апостол Павел. Зачем же он стал рубить сук, на котором сидел?

(1) Феофилакт Болгарский или Феофилакт Охридский – архиепископ в городе Охрид византийской провинции Болгария. Город ныне расположен на берегу Охридского озера в современной Республике Македония. Ф.Б. – крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века – начале XII века.

Продолжение 3 главы. http://www.proza.ru/2018/06/29/1367