АБЛМ. Глава 5. Герой Иуда

Кот Базилио 2
Представление об Иуде самом преданном друге и герое, вытекают из последовательного развития представлений об Иуде-жертве.

Иуда самый близкий и преданный ученик Иисуса. Доверенное лицо. Иисус доверяет ему не только кассу, но и важную миссию. Иуда должен сыграть роль предателя и тем способствовать исполнению плана Иисуса и пославшего его Отца. Иоанн уже на склоне лет пишет свое Евангелие, в котором утверждает, что это, именно, он был самым любимым учеником Иисуса. И из ревности сочиняет гадости об Иуде.

В 1978 году в Египте были найдены папирусы с текстами на коптском языке, среди которых оказалось «Евангелие Иуды». О существовании подобного евангелия исследователи знали из текстов древних авторов-отцов церкви. Но в целом документ никто никогда не видел.

Как повествует автор этого Евангелия, Иисус исключительно одному Иуде открыл все тайны мироздания, тайну о себе, его миссии, и какая роль отведена Иуде.

«Зная, что помыслы Иуды возвышенны, Иисус сказал ему: «Отойди от других, и я тебе поведаю тайны царства. Ты можешь их постичь, но будешь много скорбеть. Ибо другой тебя заменит, дабы могли двенадцать [учеников] вновь примириться со своим богом».

Иисус предупреждает Иуду, что он «будет проклят остальными поколениями». Потому что Иуда должен предать Иисуса. Но смерть не принесет ему вреда, потому что Иуда принесет в жертву не Иисуса, а лишь телесную оболочку, в которую он заключен. Но в итоге, обещает Иисус Иуде, он превзойдет всех, кто крещен во имя его.

Суть евангелия: Иуда не виновен, он исполнял все, что говорил ему Иисус.

Но, впрочем, и до открытия «Евангелия Иуды», высказывались подобные мысли. О том, что Иуда был посвящен в планы Иисуса и пожертвовал собой сознательно. Для того, чтобы эти планы осуществились. Самый слабый момент подобных трактовок – а зачем, вообще, нужна была эта жертва? Если власти задались целью поймать Иисуса, они бы его поймали, тем более, что он особенно и не скрывался. И если уж хотел Иисус оказаться непременно на кресте, он мог пойти и сдаться властям.  Зачем же подставлять невинного человека? И не просто подставлять, а поставить его в ситуацию, которая привела его к гибели. И не просто к гибели, имя его стало нарицательным, символом коварства и предательства в веках.

И тем не менее, подобная трактовка очень привлекательна, потому что легко объясняет отдельные, не укладывающиеся в рамки нормального восприятия действительности, события. Например, историю с поцелуем. Зачем предателю целовать Иисуса? Ни одно разумное объяснение не выдерживает критики, потому что сам поступок Иуды иррационален. Но если Иуда действует во исполнение плана Иисуса, все сразу становится на свои места. Иуда приводит в условленное место стражу, подходит и целует Иисуса, прощаясь с ним, и произносит теперь уже понятные слова: «Радуйся, равви!». Т.е. он говорит Иисусу, я все исполнил, как ты просил.

Естественно, подобные трактовки Иуды никогда не будут приняты церковью. Потому что жертва Иуды оказывается много более великой, чем жертва самого Иисуса.

Вот представим себе ситуацию: Иуда действительно любимый и самый доверенный человек Иисуса. Иисус поручает ему важнейшую миссию. Как на подобный факт должен был отреагировать апостол Иоанн, объявивший себя любимым учеником Иисуса? Именно так, как и изложил в своем евангелии.

Сказал Иисус: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.  Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:21-26).

Обратите внимание на действующих лиц в описываемом эпизоде. Это Иоанн, который и есть действительно любимый, как он сам себя провозгласил, ученик, Петр и Иуда, которые впоследствии окажутся предателями. Оба.

Иоанн всячески старается показать и Петра и Иуду в невыгодном свете. Еще до того, как они предадут Иисуса.

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3-6).

История явно придумана Иоанном, чтобы очернить лишний раз Иуду. Для чего Иоанн говорит, что Иуда носил денежный ящик для пожертвований, после того как назвал его вором? Он хочет нам намекнуть, что и из ящика Иуда регулярно воровал.

В основе выдумки Иоанна лежит эпизод, который есть у синоптика Марка:

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее» (Мар. 14:3-5).

И у Матфея:

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,  приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мат. 26:6-9).

Как видите: ни слова об Иуде.

А вот Иоанн выставляет Петра в роли какого-то идиота:

«Перед праздником Пасхи… во время вечери... Иисус снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:1-9).

Ну, и естественно, вслед за синоптиками Иоанн рисует Петра, также как и Иуду, предателем.

«За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся…. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся» (Ин. 18:15-27).

И еще обратите внимание. У синоптиков Иуда целует Иисуса. Сколько копий поломано об этот поцелуй. Иоанн решил вопрос радикально. У него нет поцелуя, чтобы ни у кого даже мысли не возникло о каких-то особых отношениях между Иудой и Иисусом, или о какой-то особой миссии Иуды. Любимый ученик – Иоанн и только ему были открыты все тайны, и точка.

Что сказать? Ревность – очень сильное чувство (1).

(1) По свидетельству некоторых отцов церкви у апостола Иоанна был довольно-таки скверный характер. Сам Иисус, как написано у Марка, дал характеристику сыновьям Заведеевым: «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"» (Мар. 3:17). Ириней Лионский, ссылаясь на ученика Иоанна Поликарпа, приводит такую историю. Иоанн не терпел  некоего Керинфа – еретика, утверждавшего, что мир сотворен не Богом, а силою ничего не ведавшей о Всевышнем Боге. И вот, однажды Иоанн, «придя в баню и увидев в ней Керинфа, выбежал, не мывшись, из бани и сказал: “Убежим, чтобы не упала баня, ибо в ней враг истины – Керинф”».

Глава 6. http://www.proza.ru/2018/06/29/1395