АБЛМ. Глава 6. А был ли мальчик? - 2

Кот Базилио 2
Первые последователи Иисуса были из иудеев. Фактически они совмещали веру в Иисуса с исполнением требований религии предков, т.е. обрезывались, соблюдали шаббат и т.д. и т.п. По сути, они мало отличались от обычной секты в рамках иудаизма, которых в те славные времена было не мало. И было бы странно, чтобы  в устных ли рассказах, или в записях для своего внутреннего употребления стали появляться в них (этих записях) темы виновности еврейского народа. Или появился персонаж из иудеев, который вдруг оказался предателем. А, например, римский прокуратор Понтий Пилат предстал вдруг мягкотелым, безвольным персонажем, добреньким дяденькой, достойным быть причисленным к лику святых.

Зачем? Ничего этого было не нужно. Но вот когда был разрушен Храм и началась очередная волна еврейского рассеяния ситуация резко переменилась. Духовные лидеры еврейского народа осознали нависшую опасность. Судьба, само физическое существование еврейского народа было поставлено на карту. В условиях рассеяния нужна была скрепа, объединяющая  народ. Мудрецы призвали «строить ограду вокруг Торы» и очищать свои ряды от тех, кто выходил за пределы этой концепции.

К этому моменту апостол Павел понял, что в среде иудеев у проповеди Иисуса – распятого Машиаха – нет будущего. Он все свои миссионерские усилия переносит на язычников. Павел без устали мотается по всей Римской Империи и организует общины последователей Иисуса Христа. А куда не может немедленно явиться, тем отправляет свои письма-послания.

Послания Павла получили широкое хождение, когда евангелий еще и в помине не было. И вот что интересно. Павел не только не упоминает Иуду, он, похоже, вообще не знал о том, что один из 12 предал Иисуса. «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор.15:3-5).

А что касается вражды с евреями, Павел предупреждает христиан из язычников на все поколения вперед, до конца, пока существует этот мир.

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.  11:25-29).

Другими словами, Павел пресекал досужие домыслы о вине еврейского народа. И думаю, в его времена евангелия, которые мы знаем в современном виде, появиться не могли.

Когда начались настоящие гонения на евреев и иудаизм, христианам для собственного сохранения необходимо было доказать свою лояльность властям. И в том числе отделением от иудеев. Необходимо было показать римской власти, что иудеи не только их враги, но и враги христиан.

Тем более, что в среде христиан иудеев фактически не осталось. Потому вполне логичным был следующий ход. Редакторы евангелий возложили вину на неприятие Иисуса Мессией и отвержение его на всех евреев. Откуда появилась теория о новом богоизбранном народе взамен отверженного старого, возможно, и не установить. Но вполне очевидно, что появилась она именно в тот период.
 
Осталось совсем немного: внести в тексты богослужебных книг соответствующие изменения. О хороших и ни в чем не повинных римлянах и злых евреях в целом, и предателе из иудеев Иуде.

Такая позиция христианских общин принесла и вполне ощутимую выгоду.
 
Однажды сказал Бог Моше: «когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их; всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину шекеля, шекеля священного… полшекеля приношение Господу;  всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; богатый не больше и бедный не меньше полшекеля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх. 30:11-15).

И с тех пор каждый мужчина в возрасте от 20 лет приносил ежегодную жертву в половину шекеля на нужды Храма. Этой заповедью никто не пренебрегал. И вот после разрушения Храма, император Веспасиан повелевает, чтобы евреи также несли положенные полшекеля, но теперь уже на нужды храма в честь верховного бога Рима Юпитера Капитолийского. Мало того, по полшекеля (два динария) начали взимать не только с половозрелых мужчин, но и с женщин, младенцев и стариков. Вот этот указ, по мнению некоторых историков, и привел, в конце концов, ко второй иудейской войне 115-117 годов.

Император Домициан (правил в 81 – 96 годах) пошел еще дальше: он распространил этот налог, называемый в Риме Fiscus Judaicus, не только на евреев, но и тех, кто принял иудаизм и соблюдал обычаи иудеев. Естественно, что под налогом оказались христиане и из иудеев и из язычников, которые и обрезаны не были и никаких еврейских традиций не соблюдали. Но с точки зрения римской власти они были еврейской сектой, а потому обязаны были платить налог.

И только император Нерва, правивший в 96 – 98 годах, освободил христиан от этого налога. Некоторые исследователи так и считают, что этот факт послужил одной из причин, способствующих  распространению  христианства по сравнению с иудаизмом.
Как видим у христиан были причины, кроме чисто теологических, для размежевания с иудеями.

А теперь еще раз посмотрим на историю с Иудой.

Самый дотошный из моих читателей может распечатать на листах главы из четырех Евангелий, где так или иначе упомянут Иуда, а затем вычеркнуть (замазать) эти строки. Смысл повествования ничуть не изменится. А местами наоборот, повествование приобретет более стройный и связный вид.

Эту работу проделал в свое время, уже упомянутый мной Руслан Хазарзар (1). Его вердикт: рассказы об Иуде предателе были явно, а местами просто грубо вставлены, скорее всего, поздними редакторами.

Мало того, заметил Руслан, среди евангелистов существуют расхождения по составу  12 учеников Иисуса. Но если исключить из списка Иуду, все становится на свои места (2). Каждый может сам в этом убедиться.

Подтверждение евангельским событиям принято искать в Торе или Ветхом Завете, потому что там предсказано явление Машиаха, и все эти предсказания якобы исполнились на Иисусе.

По свидетельству Иоанна Иисус сказал: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18).

Какое место имеется в виду из Писания? Вот это: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс.40:10) (3).

Этот сюжет выдуман Иоанном. Никаких таких слов Иисус произнести не мог. Обратите внимание, как Иисус в Иоанновом изложении подменяет смысл цитаты из псалма. В псалме сказано: «человек ел хлеб мой», у Иоанна: «ел со мною хлеб». Смысловая разница существенна. В псалме говорится о человеке-иждивенце, который, возможно, какой-то период жил за счет сетующего автора псалма. И отплатил, в конце концов, своему благодетелю черной неблагодарностью. У Иоанна – сотрапезник, равный с равным, друг.

Но Иоанн не зря привел этот стих из псалма. Именно, из него взята идея предателя, по мнению Руслана Хазарзара.

Итак, идея о предателе, о котором еще, якобы в Писании было предречено, есть. Осталось придумать его самого и дать ему имя.

Имя Иуда Искариот в оригинале, на иврите, выглядит таким образом: Йегуда Иш Керийот. Что это означает? Иуда – человек из предместья. Возможно, окрестностей (пригорода) Иерусалима.

Первоначально, скорее всего, и имени у него не было. А был просто некий иудей – человек из предместья. На иврите – «йегуди иш керийот». Итак, 11 апостолов из  Галилеи и еще какой-то еврей (иудей) из предместья Иерусалима.

А вот когда пришло время окончательного разделения с иудеями, мало того, возникла настоятельная необходимость доказать, что ничего общего у последователей Иисуса и иудеями нет, тогда йегуди – человек из предместья превратился в Йегуду Иш Керийот. Одну только буковку и нужно было изменить.
 
Все очень удачно сложилось. Ведь Йегуда сын Яакова олицетворяет собой всех живущих евреев. Десять колен Израиля-Яакова канули в вечности. А потомки Йегуды, собственно и были основным и коренным населением Иудеи. Предатель Иисуса просто не мог носить другого имени.

Ну, как же так? – решит мой просвещенный критик. Ведь христиане никогда не выставляли Иуду сына Якова злодеем или прародителем злодеев. Очень просто. Ответ дал святой Иероним. «Кого полагаете вы сынами Иуды?» – вопрошал он. И сам же отвечал: «Это иудеи. Иудеи получили имя не от святого человека Иегуды, а от предателя».

И в завершении нашего рассказа еще один исторический факт.

«Об Иуде и его предательстве не упоминает ни один из писателей (времен описываемых в НЗ событий – КБ), не упоминает ни автор (авторы) Дидахэ, ни автор Послания Варнавы, ни Климент Римский в своем послании к коринфянам, ни Герма в своем Pastor’е, ни Игнатий Богоносец в своих семи посланиях, ни Поликарп (непосредственный ученик, соратник и сподвижник Иоанна – КБ) в своем послании к филиппийцам, – ни один писатель I века – 1-ой половины II века. Более того, об Иуде ни слова не говорит Юстин, который полностью пересказывает повествование Евангелий, вплоть до непорочного зачатия, а это – серьезнейший аргумент в пользу того, что даже в третьей четверти II века Юстин не знал истории о предательстве Иисуса кем-либо из Его учеников» (РХ).

А был ли, в таком случае, мальчик? (4)

(1) Желающих подробно ознакомиться с выкладками Руслана, отсылаю к его книге «Сын Человеческий», 44 глава.

(2) Имена 12 по РХ.: 1. Симон Кифа (Петр), сын Ионы, уроженец Вифсаиды; 2. Андрей, брат Кифы, уроженец Вифсаиды; 3. Иаков, сын Зеведея; 4. Иоанн, брат Иакова Зеведеева; 5. Филипп, уроженец Вифсаиды; 6. Нафанаил Варфоломей, уроженец Каны Галилейской; 7.  Матфей; 8. Иаков, сын Алфея; 9. Иуда, брат Иакова Алфеева, он же Фома; 10. Фаддей; 11. Симон Канаит (Зилот); 12. Левий Алфеев, мытарь.

(3) Более точный перевод: «Даже человек, миролюбивый со мной, на которого полагался я, евший хлеб мой, поднял на меня пяту». Естественно, что по смыслу всего псалма, эти слова никак к Машиаху отнесены не могут быть.

(4) Впервые идея о том, что Иуда вымышленный персонаж была озвучена в работах протестантского теолога Г.Фолькмара (Густав Херманн Джозеф Филипп Фолькмар,  1809 – 1893), в новое время её отстаивал еврейский исследователь христианской традиции Хаям Маккоби (Hyam Maccoby, 1924–2004) в работе «Judas and the Myth of Jewish Evil». На русский язык переведена его книга «Революция в Иудее». Скачать можно в свободном доступе.


Иллюстрация: "Святой Иероним" портрет Питера Пауля Рубенса(1577–1640).



Заключение. http://www.proza.ru/2018/06/29/1511