Пётр I

Дмитрий Ромашевский
                1

 Царь Пётр,               
              «Лик его ужасен?
              Движенья быстры. Он прекрасен,
              Он весь, как Божия гроза»

Таким увидел его Пушкин, и таким, благодаря золотому перу его, видим его мы. Но давайте отойдём от поэзии и послушаем, и почитаем, что пишут о нём историки.
 
     До того, как Пётр – младший сын царя Алексея Михайловича, занял русский престол, государством управляла сестра его Софья.  Её правой рукой был фаворит её -  князь Василий Васильевич Голицын, человек образованный, дипломат и успешный политик, стремящийся к тому, чтобы Россия, или, верней, Русь, стала принимать участие в делах Европы, имела дипломатические и торговые отношения с такими странами как   Австрия, Польша, называвшаяся тогда Речью Посполитой*, и Венеция. Окружению царицы Софьи такая политика казалась неприемлемой, отношение к европейским католическим странам было недоверчивое и даже враждебное. Русь противопоставляла себя всему католическому миру.  Кроме того, к католическим странам  отрицательно  относились украинцы и белорусы, обвиняя поляков в жестокости по отношению к православным. Л. Н. Гумилёв  пишет: «Жестокое обращение католиков с православными,  не шло ни в какое сравнение с тем, как относились к балканским христианам  в Османской империи».  Турки,  владевшие тогда Сербией, Болгарией, Грецией, Молдавией, Валахией,*  Сирией и Египтом,  относились к христианам мягко. Тот, кто не хотел принимать ислам, мог спокойно жить в этих странах.  У России тогда не было   причин нарушать мир с турками и татарами.
  Однако Голицын и Софья приняли решение сблизиться с Польшей. В 1686 г. между Русью и Польшей был подписан  «вечный мир», и Русь получила  от Польши Киев в «вечное владение».*
    В 1687 г. стотысячное войско Руси, ведомое князем Голицыным, вместе с польскими войсками начали поход на Крым, который закончился очередным поражением.
  Военные неудачи, европейские наряды царицы Софьи, польский язык всё чаще употребляемый при русском дворе,  притеснение старообрядцев, - всё это вызывало раздражение народа.  Поползли слухи, что Софья хочет убить Петра – самого младшего  сына Алексея Михайловича. Напуганный слухами о грозящей ему и его матери опасности, Пётр ночью бежал в Троице-Сергиевский Монастырь.
    Стрельцы Софью не поддержали.  Шакловитый*  был выдан стрельцами Петру  и казнён, Галицын сослан, Софья заключена в монастырь.
   Но начатая война продолжалась. Пётр с казацким войском совершил  поход к крепости Азов; который окончился неудачей: осада крепости была снята и войско вынуждено было отступить.
     Всю зиму Пётр   занимался строительством флота  в Воронеже, где было построено несколько кораблей и маневровых лодок. Во втором походе вместе с украинскими и  донскими казаками и калмыками поход на Азов возобновился.
     После двухмесячной осады турки сдались. Это была победа Петра! Но  Керчь и Тамань остались турецкими.  Россия присоединила к себе лишь Дикое поле*   – часть слабозаселённых причерноморских степей между Днестром и Доном. На этой территории происходили постоянные стычки с нагайскими  татарами, нападавшими на украинскую, русскую и польскую земли. Заселять эту территорию возможности не было.

   Молодой царь решил наладить отношения с другими странами, помимо Польши. В 1697г. в Европу отправилось  русское посольство, среди которого инкогнито поехал и сам Пётр. Голландия произвела на молодого самодержца большое впечатление.    После этой поездки он укрепился в решении налаживать отношения не с католическими странами, а с протестантскими.  Пётр  загорелся идеей построить в России свой флот, хотя выхода к Балтийскому морю у России не было.
  Во время пребывания посольства в Голландии на Руси вспыхнул  стрелецкий бунт,  и царь спешно возвратился на родину.
     Стрельцы, переведённые из Москвы к граница государства,  были недовольны своей жизнью, и примерно 40000 их вернулось в столицу. Их встретили пушечным залпом.
  Вернувшийся Пётр приказал отыскать как бунтовщиков и подвергнуть их пыткам и казням. Ни о каком сопротивлении или бунте речи не было. 
   Подавление восстания стрельцов в 1698г. принято считать последней датой Московской Руси.



*Шакловитый - русский государственный деятель, окольничий, глава Стрелецкого приказа
*Речь Посполитая  -  полонизированной калькой с латинского «res publica» (республика),  переводится как   «общее дело».  ( Л.Гумилёв «От Руси к России»)
* Вала;хия — историческая область, расположенная на юге современной Румынии, между Карпатами и Дунаем.

*По условиям перемирия России с Польшей в 1667г. Киев перешёл к России на два года; но не был возвращён полякам.
*Фёдор Леонтьевич Шакловитый (середина 1640-х — 11 [21] октября 1689) — русский государственный деятель, окольничий, глава Стрелецкого приказа (1682—1689), сторонник и фаворит царевны Софьи Алексеевны.

               
                2

       Л.Н. Гумилёв считает, что легенда о мудром   царе-преобразователе Петре I появилась  при Екатерине II. Эта легенда представляла россиянам западную культуру как единственно ценную и стала официальной в конце  ХVIII века.  Это легенда была вымыслом русской царицы   немецкого происхождения.   Благодаря ей всё, что было до Петра, кажется нам архаичным и отсталым. Но так ли это верно? И что дала эта немецкая культура народу?
  Под впечатлением увиденного в Голландии, Пётр ввёл европейские новшества: курение  табака, бритьё, немецкое платье. О национальных традициях тогда, кажется, серьёзно не помышлялось. Голландия произвела на молодого самодержца большое впечатление. В ХV в., ещё до Петра,  немцев уже нанимали на Руси.  При Петре немцы успешно работали и пользовались его покровительством; но к власти их не допускали. А русские дворяне, даже в париках и кафтанах, оставались русскими. У Петра,  пишет Гумилёв, отношение к иноземцам было потребительское. «Европа нам нужна лет на сто, говорил он, - а потом мы повернёмся к ней задом». Однако, он ошибся: «Европа оказалась нужна России лет на 20-30, так как все европейские достижения русские переняли с потрясающей лёгкостью»,- пишет Гумилёв, и дочь Петра Елизавета сделала это.
  Все петровские реформы были продолжением политики его предшественников Ордина-Нащокина, Софьи, В. Голицына.

     Неспокойна была Россия при Петре I: восстала Украина, Мазепа предался  Карлу ХII, восстал Дон («С Дона выдачи нет! – заявил Кондратий Булавин, отказав выдать  царю беглых крестьян). После стрелецких восстаний все войска их были уничтожены. Петру требовалась армия. У трона не стало опоры:  не мог царь опереться на башкир, после того, как подавил их восстание,  на Украине не было достаточно сил. Началась война со Швецией, а войск у Царя было мало. Под Нарвой русские потерпели поражение.
  Начались рекрутские наборы, и численность живой силы увеличилась с 60 до 200 тысяч человек. В солдаты забирали на 25 лет, т.е. навечно. В обучении солдат пользовались принципом: «семерых забей, одного выучи». Русские люди бросились в бега.
  К демидовским заводам, где лились пушки, приписывались целые деревни. Взятки, коррупция достигли такой степени, которой в ХVII в. не могли и представить. Коррупция расцвела при Петре. При строительстве Петербурга здание Двенадцати коллегий, которое должно было украшать набережную, было  повёрнуто торцом, потому что мешало бы Меньшикову построить свой дворец так, как ему хотелось.
  В 1714 г.  был введён подушный налог -  все, живущие в России должны были его выплачивать. При сборе налога в городах стояли царские гарнизоны. Из указа о подушной подати выросла система крепостного права.

               
                Написано по материалам Льва Гумилёва.