Личный Левиафан

Вера Верина 3
ЛЕВИАФАН

Недавно один из русских режиссеров представил фильм “Левиафан” на международной кинопремии Оскар. Левиафан - это большое мифическое морское существо, которое пожирает все вокруг. Само название “Левиафан” взято из Библии. В России фильм вызвал множество бурных обсуждений о том, что имел в виду автор под этим понятием - некоторые предполагают, что власть, некоторые - Бога. Автор фильма, Звягинцев, отвечает, что его фильмы - это личное, в котором нет единой трактовки - каждый видит что-то личное, свое в фильме. Некоторые люди достаточно враждебно критиковали режиссера.
Сначала я подумалa, что “мой Левиафан” - это система, а я - против системы, но я осознала, что в последнее время, это все чаще и чаще люди - “нормальные, обыкновенные” люди, с которыми я общаюсь…. Кажется, что как только я начинаю ближе с ними общаться, они поглощают то, на чем основана вся моя система жизненных убеждений и ценностей.
В тоже время происходит обратная картина. Люди которые начинают близко соприкасаться со мной (кроме моих клиентов) видят Левиафана во мне.
Такая происходит странная вещь
В прошлом году на Брайтон-Бич мы дискутировали с одним русским что лучше: иметь близкие отношения с людьми, как это было в Советском Союзе, или вести поверхностное общение, которое в приоритете у капиталистического общества. Его аргументы, казалось, были важны для меня. Поверхностные отношения – намного лучше. Я много думала об этом.

ПОДРУГА ЖАННА

У меня есть соседка-подруга, русская женщина по имени Жанна. Когда она выходит из себя по какому-либо вопросу - для меня это не проблема, так как я объективно отношусь к существованию любой точки зрения. Похоже “обычные” люди в большинстве своем, когда обсуждают что-то, мгновенно сверяют со своим собственным видением и как бы в знак защиты стараются обидеть в ответ. С соседкой Жанной я так не поступала, выслушивала её, иногда соглашалась, иногда нет. Женя же мою точку зрения обычно принять не могла и сильно раздражалась, и я просто помалкивала общаясь с ней поверхностно. Жанна очень общительная. Без людей вообще не может существовать ни минуты. Одно из её времяпровождений-это кампания русских на Брайтоне о которой она мне подробно рассказывала

БРАЙТОНСКОЕ ЛЕТО в СОЦИУМЕ

Прошлым летом я присоединилась к их компании по настольным играм. Так как я достаточно хорошо играю в настольные игры, я незамедлительно испытала острый негатив со стороны одного игрока, но это легко было исправить-избегать выигрывать. Я избегала. Среди нас был только один мужчина-Хоккеист из Москвы. Он старался постоянно выиграть, и я даже видела, что он жульничает. Тем не менее общим секретом между нами двумя стала наша отличная от других женщин в нашей компании точка зрения на политическую ситуацию в России. Кроме того, моя семейная проблема так или иначе может быть описана через конфликт США/России/Украины, и я увидела, что мужчина был готов поддержать меня, даже выразил желание помочь. Он был зол на ситуацию так же как я и казалось у нас было схожее отношение к ней. Казалось мы понимали друг друга с полуслова. Мне с мужчинами всегда легко найти общий язык. К тому же как-то казалось что он переживает что так всё происходит у меня с родичами. Я решила попросить его помощь.
Мы договорились встретиться на Брайтоне. По пути на встречу я встретил Женю. (что за совпадение!), но не поддалась на ее расспросы куда и зачем иду. Она как-то всегда всё про всех знает. Я обычно ничего ни про кого не знаю. Я предупредила Хоккеиста, когда мы встретились что разговор будет крайне конфиденциальный и то, о чем мы будет говорить не должно всплыть на поверхность. Я в деталях рассказал ему о своей ситуации и о его роли, как человека, который будет меня поддерживать, когда мы поедем вместе в к родичам, будет на моей стороне. Он пообещал подумать об этом… Однако я забыла сказать ему, что он получит за свою помощь, но я искренне надеялась, что мы сможем обсудить это при следующей встрече, когда он  подумает и даст свой ответ.

РАСКОЛ в КОЛЛЕКТИВЕ

Кроме Жанны и  Хоккеиста, с нами  была еще женщина, давняя подруга Жанны,  которую я называю “Поэт”, так как она переводила стихи Эмили Дикинсон на русский язык. К тому времени когда происходил наш разговор с Хоккеистом, наш «коллектив» был расколот на 2 части, поскольку Хоккеист и Поэт были в конфликте. Так как многие взгляды на вещи у нас совпадали с Поэтом, поэтому я поддержала ее, и мы стали вместе проводить время. Но Хоккеист предостерег меня, что у Поэта “длинный язык” и она любит посплетничать.  Я спросила, может ли она навредить другому - он ответил: “Конечно” - “Хорошо, я буду осторожна”. Хоккеист так и не дал мне свой ответ согласен ли он помочь мне, поехав со мной, а вместо вдруг этого перестал со мной здороваться, когда я встречала его на пляже. Я была удивлена его поведением и поделилась этим с Поэтом. Она сказала, что со слов Жанны Хоккеист обижен на меня. Я пообещала Поэту, что не выдам ее Жене и спросила о подробностях о которых я догадывалась. Она рассказала мне все в подробностях. Как я и ожидала, Хоккеист пожаловался Жене. на то, что я попросила его помочь мне с зятем, выступая с роли моего защитника. Он сказал, что он не юрист и вместо того, чтобы обращаться к нему, мне надо обратиться к юристу. (Кстати,  он не знал, что я уже обращалась за помощью к моему другу-юристу-американцу. У юриста одни права в голове, а ни одно из прав не подходит под мою ситуацию. Он также не понимал некоторые “человеческие законы”, которые я пыталась ему объяснить. Он так расстроился и даже рассердился, что отказался от еды, приготовленной специально для него, … и убежал).
Но чтобы мужчина разболтал то что обсуждалось с ним конфиденциально!!! Такое было кажется впервые, и я очень поразилась И потом… «Трус не играет в Хоккей»
Но Хоккеист в России и пенсионер на Брайтоне-это же не одно и то же. У меня как обычно расчеты оказались неверными

ПОИСКИ ПРАВДЫ

Я пошла я к Жанне в поиске в поиске Правды. Я не стала на нее набрасываться или упрекать что она сплетничала обо мне за моей спиной, а пожаловалась что Хоккеист разболтал мой секрет на Брайтоне. Женя. притворилась, как будто бы до этого никогда об этом не слышала, и сама засыпала меня упреками, почему это меня волнует. Согласно её точке зрения меня это волновать не должно было . Жанна - довольно влиятельный человек. В России она была важной персоной - налоговым инспектором кавказского региона. Для меня же она была обычной больной женщиной, которая не знала английского, и как соседка я старалась ей помогать, оказывать поддержку. Но часто этот “налоговый инспектор”, который знает все (такой маленький Левиафанчик), поднимал голову. У нас было несколько острых дискуссий, которые заканчивались ничем. Я аккуратно выходила из разговора. В ситуации с зятем она жалела мою дочь и обвиняла меня. Она также не поддерживала свою подругу которая в подобной ситуации поступала наоборот- полностью попала под влияние зятя который делал с ней всё что хотел.  В обоих ситуациях она была только на стороне молодых жен которых нужно жалеть так как они попали между двух огней. Наши дебаты на эту тему хорошо никогда не кончались

ССОРЫ в ПЕСОЧНИЦЕ ВОКРУГ КУЛИЧИКОВ

Дальше ситуация приобрела другой оборот. Жанна и Поэт ввязались в конфликт и перестали общаться. Поэт поделилась со мной деталями конфликта и просила оценить ситуацию - мы обсудили с ней детали. И все. Однажды я сидела у Жанны. и она неожиданно начала жаловаться на Поэта и на всю произошедшую ситуацию которая привела к конфликту. В конце она сказала, что Поэт распространяет слухи и что она согласна с Хоккеистом, поддерживает отрицательную точку зрения Хоккеиста на Поэта и обвинила её в анти-семитизме. Я попросила ее не обсуждать это в тот день, так как была не готова и предпочла бы это обсудить в другой день. Я была очень вежлива в своей просьбе, но Жанна продолжала и продолжала говорить, и я спокойно сказала: “Извините, мне необходимо идти домой, поговорим с Вами об этом позже” - мне была известна другая сторона конфликта. А именно конфликта, когда Жанна. пришла на похороны друга Поэта в ярко-зеленом пиджаке и с ярко-оранжевой сумкой. Это и была причина их конфликта между Поэтом и Жанной Жанна пыталась доказать мне что её куртка была не яркой
Когда я была готова к обсуждению, я пришла к Жанне и очень вежливо сказал: “Женя, если бы вы не вспомнили историю с Поэтом и яркой курткой, то я бы не вспомнила другую ситуацию. Меня беспокоит, что вместо того, чтобы сказать мне о том, что Хоккеист распространяет личную информацию про меня на Брайтоне, вы рассказали об этом Поэту. Я просто хочу знать, почему”. Я говорила очень спокойно, тихим голосом, без эмоций.
О! Практически сразу Женя начала кричать на меня. Кричала что это не должно меня беспокоить. Мне должно быть всё равно, что говорят другие. Всегда другие говорят мне как я должна себя вести и что чувствовать хотя я никогда этого не прошу и не спрашиваю
Спрашивала не хочу отомстить Хоккеисту? (мстить я вообще не умею, хотя иногда так хочется) Жанна сама себе отвечала.- "Он никто. Это такие люди с Брайтона. И нечего о них думать…".. И так далее, и тому подобное. Я попросил ее не повышать голос. Я сказал, что не виню ее, что я просто хочу знать причину, по которой она так поступила. И все. Но она продолжала выкрикивать уже не относящиеся ко мне вещи, указывая на мои проступки и неправильное мышление. Я двинулась к выходу и она прокричала вслед “Не обижайтесь!” Это прозвучало как приказ. С тех пор она мне не звонила.

АССОЦИАЦИИ

Кстати, некоторое время спустя я увидела что-то похожее в фильме про жизнь Ф.М. Достоевского. Случай имел место в тюрьме в Сибири. Достоевский спросил другого заключенного: “Я не виню Вас, нет. Мне интересна причина, по которой вы обменяли Библию на бутылку водки. Я просто хочу понять”. Результат этого вопроса был другой. Заключенный нашел того, кому променял Библию, и потребовал ее вернуть. Заключенный стал сопротивляться, и он его убил…
Зачем? Чтобы избавиться от чувства стыда и голоса совести?
Нелепо сравнивать Достоевского с нашими играми в песочнице на Брайтоне, но это же все «про нас-про людей» Забытые слова, чувства… даже запрещенные здесь и сейчас...слово «совесть» даже как-то употреблять нельзя. Реакция будет в лучшем случае-удивление «о чем ты говоришь! »....ну а в худшем случае посмотрят как на сумасшедшую

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Недавно я обсуждал этот случай со своим психологом. Он сказал, что отношения с Жанной были необходимы мне для взаимовыгодных одолжений. Ну это так и было! Удобно иметь кого-то в своем же доме. Он сказал, что наш конфликт был поверхностный и что мне надо позвонить ей и наладить наши отношения чтобы пользоваться её услугами как соседки. Я ответила, что не могу этого сделать.
Это не значит, что я обижена или зла на Жанной. или что она меня обидела, нет, для меня она стала представителем огромного Левиафана… невозможно оберегать хрупкие маленькие вещи, которые имеют для тебя большое значение…… будешь уничтожен Левиафаном… если только ты не превратишься в камень, который не могут разрушить мощные воды Левиафана (в конце фильма)
Камни - самая низшая степень проявления жизни с единственной целью самосохранения. Это единственное на что уходит их энергия. Когда я начинаю общаться с кем нибудь то в большинстве случаев всё как-то сводиться ,  к самосохранению к нахождению в людском пространстве наиболее удобного и устойчивого положения и все остальное смывается как ненужное и даже вредное.
Пока кроме Хоккеиста я не встретила никого кто вы согласился что Зять делает очень нехорошие вещи, но был ли он искренен или просто хотел чтобы я пришла к нему в гости. Я же предложила-попросила совсем другое и он возмутился. Своё возмущение он излил Жанне так как считал что Жанна есть тот единственный человек которому можно доверять. Если бы он знал что мне Жанна рассказывала про него и про всех остальных их Брайтонской компании, но для «нормального» мышления эти вещи воспринимаются «нормально» и люди в них отлично ориентируются и «нормально» общаются между собой….мне же лучше оставаться камнем на уровне самосохранения. Ну в крайнем случае на уровне растения с возможностью саморазвития, но растением диким зависящим только от милости природы, но не людей
Кто же все же есть Левиафан?

СМЕРТЬ и ВИНА

У Жанны был рак крови. Она стала сдавать. Я попросила Поэта пойти вместе навестить Жанну. Я не знала как пойти самой. Поэт объяснила мне что Жанна очень гордая и она мне никогда первая не позвонит. А сама я не знала, что делать. Поэт с Жанной тоже прекратила общение. Она не захотела пойти вместе со мной к Жанне. Потом она прекратила общаться со мной тоже
Жанну я несколько раз встречала-в одном же доме жили. Обменивались "Здраствуйте! Как дела" и всё. Если бы она хоть раз сказала "заходите..что не заходите" я бы конечно зашла. Она стала стремительно худеть. Потом забрали в госпиталь. Я встречалась с ей жиличкой (она хотела у меня снять комнату-жить у меня хотела) Встречалась с другой соседкой. Никто-ничего.

Я позвонила Поэтессе чтобы вместе Жанну может навестить перед концом , но она меня забанила.
Встретила соседку в лифте. Спросила Как Женя?
Она Сказала "Вчера умерла" ...и потом добавила "А были же подруги"...и сразу убежала. В её голосе был упрек вроде. Я даже не успела спросить про похороны. А ведь могли бы и позвать ну как старую подругу….Не позвали!!! Что там они про меня обсуждали-даже представить страшно.
И навалилась на меня огромнейшая тяжелая ВИНА со слезами. И за что она-я НЕ могла понять хотя и хотела...
Про что была эта Вина????? .....так не смогла определить