Неслучайность

Михаил Илекский
               
Каждый человек может вспомнить несколько эпизодов из своей жизни, которые иначе как чудесными совпадениями не назовешь. Их может быть и больше, но, конечно, не слишком много, дабы от избыточности впечатлений человек не потерял душевного равновесия и не лишился рассудка.
Не всегда удается истолковать смысл, значения или предназначение таковых совпадений, чаще они остаются загадкой, которая время от времени тревожит наше сознание, требуя ответа, но так и не получая его.
Рассказы об этих чудесных случаях мне доводилось слышать от множества людей, однако, не хочу посягать на их личное достояние, расскажу о том, с чем столкнулся и рассказал Борис Борисович Пышкин
- Этого богатства у меня  в достатке, - начал Борис Борисович
На днях мне сообщили, что на одной из улиц города хотят убрать старую брусчатку и положить новый асфальт. Спрашиваю:
- Улица Форштадтская?
- А откуда вы знаете?
- Да с детства и до юношеского возраста прожил я на соседней Мостовой улице. И вот снова судьба привела меня сюда. – Помолчав немного, он продолжил, - вопрос в том заключается, кто и как знает историю города, а я люблю Уральск. Неоднократно мне приходилось бороться с властями за исторические здания. К примеру, напротив дома Карева стоял дом купца Овчинникова. От самого дома ничего не осталось, а вот дубы, посаженные им, растут до сих пор.
- Номер своего дома не помните какой?
- Помню, но его давно нет - сломали, людей выселили по другим адресам города Уральска. И вот временами я прихожу на эту улицу, к деревьям, некогда посаженным  моим отцом. Ива теперь оказалась у самой дороги. Тысячи людей проходят и проезжают мимо нее каждый день, и никто не ведает, что полвека назад мы с отцом привезли из Ханской рощи тоненький прутик и воткнули его в самом низком месте двора, где во время дождя скапливалась вода. Давно нет отца, нет дома и самого двора, как нет и старых домов, построенных нашими предками. … Строят современные коттеджи, а ива осталась у обочины дороги.
Далеко за спиной это время, далеко в прошлом мирские труды и мечтания. Но это не все: однажды, со вполне досужими интересами я в составе экспедиции заехал в Кушум Уральской области. Меня приютил старенький казачок, рыбачили, охотились. Поначалу говорили о старом житье-бытье, о казачьих обрядах и т.д. На фольклор все как то разговор не получался. Я помогал собирать фольклор уральских казаков. Впоследствии узнал, что именно из этого поселка приехали в Уральск мои старые знакомые. Правда, в ту пору поселок процветал, но речь о другом. Мне стало ясно, что если бы я по своему желанию уехал на какой-нибудь остров в океане, то и там отыскалась бы могилка  каких-нибудь знакомых.
Не ведаю, что означает каждое из этих совпадений по отдельности и означает ли что-нибудь вообще, однако, взятые вместе они навевают мысль о том, что целые фамилии из поколения в поколение живут, словно бы привязанные к  колышку. И как бы далеко ни уезжали мы в своих исканиях и дерзаниях, нас время от времени возвращают к этому колышку. Для смирения, может быть. Чтобы напомнить, кто мы, откуда мы и где живем, - на земле, то есть под луной и под солнцем, где нет, и не может быть ничего нового. Бывает нечто, о чём говорят: «Смотри, вот это новое», но это  было уже в веках, бывших прежде нас,- так сказал Екклезиаст.